Итоги выборов мэра Стамбула: заявления политиков и перспективы развития ситуации. Часть 2

23 июня с.г. в Стамбуле состоялись выборы мэра города, на которых достаточно предсказуемо одержал победу оппозиционный кандидат Экрем Имамоглу с непредсказуемо большим отрывом от своего конкурента – Бинали Йылдырыма – почти что в 10% голосов избирателей (при том, то на предыдущих выборах речь шла об отрыве в десятые доли процента).

Кандидат от Народно-республиканской партии Экрем Имамоглу стал, буквально, главным героем этих дней для оппозиционно настроенных граждан страны, которые широко отмечают произошедшее «оффлайн» и «онлайн». При этом, отметим такой любопытный момент, что оппозиционные граждане некритично настроены по отношению к своему новому кумиру и у них, по отношению к нему, явно заниженная планка ожиданий. Главное – это сам факт победы Экрема Имамоглу на выборах.

Речь, лишь во вторую очередь, идет о том, чтобы Экрем Имамоглу, в качестве мэра, смог выполнить взятые на себя в ходе выборной кампании обязательства в Стамбуле. А их, заметим, — немало: так и борьба с дороговизной, и с бедностью, и с безработицей, и с нашествием незаконных мигрантов.

А, в первую очередь, Экрем Имамоглу показал, что можно «победить диктатуру», причем на избирательных участках и невзирая на противостоящий административный ресурс, в крупнейшем городе страны и есть надежда на то, что этот сценарий можно повторить уже в масштабе всей страны – на президентских выборах 2023 года. Причем, многие оппозиционеры говорят о том, что в Турции могут состояться досрочные всеобщие президентские и парламентские выборы.

В предыдущей части публикации мы уже говорили о том, что провластные политики, включая лидера турецких националистов, главу Партии националистического движения Девлета Бахчели достаточно жестко реагируют на подобные пассажи оппозиции, говоря о том, что озвучиваемый тезис о досрочных выборах наносит стране большой урон.

То, что оппозиция говорит о радикальном изменении политических настроений турецкого населения в эти дни, что требует повторения президентских и парламентских выборов – это понятно.

Но оборотной стороной вопроса является то, какая должна сложиться в стране ситуация, чтобы досрочные выборы стали реальностью. Это при том, что у оппозиции нет реальных рычагов для того, чтобы законодательно оформить досрочные выборы – то есть, провести это решение через Великое национальное собрание (Меджлис) Турции. Досрочные выборы может объявить только власть – президент страны Р.Т.Эрдоган и его Партия справедливости и развития вместе с партнёром по Народному альянсу – Партией националистического движения.

Оппозиция «считать цифры» тоже умеет и её повторяющийся пассаж о досрочных выборах в стране, которые «не исключены», читается только одним образом – оппозиция считает, что страну, в обозримой перспективе, может ждать острый внутриполитический кризис, который будет сопровождаться массовыми протестными выступлениями населения. Которые и заставят власть идти на досрочные выборы. Иначе, тезис о досрочных выборах в стране является пустой, не имеющей под собой никакой основы игрой оппозиционного воображения.

А это означает ещё одно – оппозиция ожидает заметного ухудшения социально — экономической ситуации в стране. Только лишь экономика может вывести население страны из себя — на улицы.

По причинам политического свойства, если не считать попытки государственного переворота в ночь с 15 на 16 июля 2016 года, население Турции выходило на улицу, в последний раз, в ходе событий на площади Таксим и в парке Гези в Стамбуле в 2013 году. Тогда катализатором протестных выступлений стала попытка власти переформатировать культурный центр имени Ататюрка во что-то более отвечающее на её, властный запрос. Экономическая ситуация в Турции в 2013 году была заметно лучше, чем в 2019 году.

В принципе, обеднение населения и снижение его перспектив на будущее способно привести к подобным событиям. Однако, это будет обозначать коренной слом оппозицией её собственного «паттерна» поведения.

До сих пор, оппозиция предпочитала действовать исключительно лишь в правовом поле – подавая, в различных спорных и конфликтных случаях, официальные иски. Которые, если и когда власть в стране когда-нибудь перейдет к ним, получат перспективу рассмотрения. И тут-то оппозиция все припомнит действующей власти – не исключены достаточно масштабные судебные процессы над нынешними руководителями. Однако, на данном этапе, подобные обращения — совершенно бессмысленны. Поскольку ни одно из ведомств и инстанций, которое могло бы дать ход тем судебным искам, которые подает оппозиция, не является независимым от нынешней власти в стране – бумаги оппозиции просто убираются «под сукно».

Глава турецких оппозиционеров Кемаль Кылычдароглу, до сих пор, представал в образе турецкого Ганди. И сложно предположить, что сейчас он и стоящая за ним оппозиция резко сменят стратегию и поведут народ на баррикады. В критичный момент, когда Высший избирательный совет объявил новые выборы, оппозиция продемонстрировала полное принятие такого развития событий. Если бы она, в итоге, проиграла, то сказали бы что «проглотила». Поскольку оппозиция, по факту, выиграла, то можно сказать, что она «проявила хладнокровие».

Хотя, напомним, что, в ходе событий 2013 года на площади Таксим и в парке Гези в Стамбуле, оппозиция не просто не участвовала, но и демонстративно дистанцировалась от происходящего. Представляется, что и, в данном случае, после своей знаковой победы в Стамбуле, ситуация будет развиваться в спокойном ключе. Что бы там лидеры оппозиции не говорили (о высказываниях лидера Народно-республиканской партии К. Кылычдароглу – чуть позже), но торопиться они не собираются.

Единственными интересантами в ускоренном развитии событий в Турции и в смене власти являются внешние силы, в первую очередь – США, которых категорически не устраивает нынешняя турецкая внешняя политика, включая российско-турецкое сближение в ряде вопросов. Прежде всего, закупка Турцией российских систем С-400. Тем более, что турецкие оппозиционные граждане демонстрируют некоторое нетерпение – тезис про досрочные выборы их «зацепил». Вот, собственно, на эти слова и отреагировал глава турецких националистов – лидер Партии националистического движения Девлет Бахчели, охарактеризовавший подобные высказывания как наносящие ущерб Турции.

Продолжим цитировать лидера турецких националистов Девлета Бахчели:

«Выборы мэра Стамбула, которые на протяжении долгого времени занимали нашу страну, 23 июня состоялись. Стали известны неофициальные, предварительные результаты. В Стамбуле стали известны народные предпочтения и настроения. Избирательная урна – это честь демократии и она должна всеми уважаться. Распространившиеся в Стамбуле оживленные споры, с помощью выборов, подошли к своему концу. Приятным развитием является то, что явка избирателей достигла надежного уровня».

И далее:

«Партия националистического движения, до мелочей, выполнила все свои обязательства, в полном соответствии с духом Народного альянса (название коалиции, сформированной националистами с правящей Партией справедливости и развития – В.К.). Она оказала поддержку, со всей настойчивостью и решимостью, уважаемому Бинали Йылдырыму. Согласно текущему раскладу, вперед вышел кандидат от Народно-республиканской партии. Но это никоим образом не изменит наш взгляд на выборы 23 июня. Это не повлияет на нашу убежденность в правде и в действительности. Турция, наконец, должна вернуться к своей основной повестке дня. Она должна закрыть выборный период. В этой связи, открывать дискуссию о новых досрочных выборах является самым большим злом из тех, что можно причинить нашей стране. Всем должно быть известно, что Народный альянс продолжит всеми силами сохранять и защищать свое достойное существование. Никому не следует заниматься спекуляциями в отношении Народного альянса. Стало понятно, что неоспоримой реальностью стали наши шаги, направленные на устранение внутренних и внешних проблем, в соответствии с духом Йеникапы (место массового митинга, прошедшего в августе 2016 года, после попытки государственного переворота в Турции в ночь с 15 на 16 июля; партия власти попыталась из него сделать условное место всеобщего народного единения и, своего рода, символ, но по факту этого сделать не удалось – В.К.).

Полезным будет знать тем, кто ложно комментирует результаты выборов 23 июня и питает ложные надежды, что этот неправильный расчет обратится своей противоположностью. Я желаю, чтобы выборы мэра Стамбула принесли удачу нашей стране, нашему народу и нашему Стамбулу».

Отметим, помимо тезиса про досрочные выборы в Турции, ещё один немаловажный момент в выступлении главы турецких националистов – в частности ту часть, где Девлет Бахчели говорит про то, что Народный альянс продолжит свое существование. Разумеется, Народный альянс, в составе Партии справедливости и развития и Партии националистического движения, продолжит свое существование. Просто ни у той, ни у другой партии нет другого выхода и возможностей к своему ребрендингу.

Однако, речь идет о том, что за те 4 года, который остаются до следующих выборов президента и депутатов парламента Народный альянс ожидает постепенная эрозия и дальнейшая потеря своих избирателей. В Турции, среди населения, созрел запрос на перемены и он будет лишь нарастать параллельно тому, как экономическая ситуация в стране складывается откровенно неблагоприятно. Так называемая Новая экономическая программа как была, так и осталась просто красиво сверстанной презентацией.

Турецкая власть демонстрирует очевидные признаки наблюдающейся старости, оторвавшись от реальности и начав совершать очевидные ошибки. Это не могут не видеть ни противники власти, ни отколовшиеся от власти представители «старой гвардии». Отсюда и многочисленные слухи о том, что будут создаваться новые партии и движения.

Одним из ярких примеров тому являются слухи вокруг очередного оживления политической активности бывшего президента страны Абдуллы Гюля и бывшего премьер-министра страны Ахмета Давутоглу. Впрочем, если говорить конкретно про этих двух политиков, то их возвращение в большую игру вряд ли возможно. Свою партию они уже отыграли и имеющиеся у них возможности, с той или иной степенью успешности, использовали. Да у них уже и возраст – не тот, и слишком они уже «засвечены». А в Турции наблюдается спрос на новые лица.

И в этом смысле, те же оппозиционеры из Народно-республиканской партии на мэрских выборах в Стамбуле продемонстрировали способность к тому, чтобы выдвигать из своих рядов кандидатов, которые способны к тому, чтобы со временем составлять конкуренцию власти на самом высоком уровне, включая президентский уровень и главного политика страны (пока) – Реджепа Тайипа Эрдогана.

Тут, конечно, как мы неоднократно писали, нужно реформировать и саму «главную оппозиционную» Народно-республиканскую партию. В частности, выработал свой (строго говоря, не столь уж большой — В.К.) ресурс её председатель – Кемаль Кылычдароглу. Его надо заменять на новое лицо и придумывать новую, более объединительную повестку для НРП. Но это – задача, для реализации которой есть достаточно времени – ещё целых 4 года. Вот только Кемаль Кылычдароглу демонстрирует все признаки намерения «не сходить» со своего места. Прислушаемся к словам главного оппозиционера страны, сказанным после перевыборов в Стамбуле:

«Я это всем говорил, что я верю в мудрость этого народа. Да, мы верим в наш народ, в волю нашего народа. С помощью Божьей, мы решили (эту ситуацию) с разницей в 800 тыс. голосов».

Перед тем как комментировать, продолжаем цитировать: «Все началось с шествия за справедливость (знаменитый пеший переход К.Кылычдароглу между Анкарой и Стамбулом – В.К.). Мы сделали так, что весь мир услышал наш голос. Все вместе мы преодолели все стоящие перед нами барьеры и, в конце концов, мы эти барьеры преодолели на выборах в Стамбуле. И поверьте, мы все проявили демократический героизм.

Я это говорил, что Республика обретет смысл, когда она будет коронована демократией. Сейчас мы коронуем Республику демократией. И мы сделаем её больше, мы её укрепим, мы всему миру скажем о своей решимости относительно демократии. Мы, все вместе, пережили один из важнейших периодов в истории. Даже имея различные политические взгляды (очевидно, что речь идет о партнерстве между Народно-республиканской партией и Хорошей партией – В.К.), мы собрались вместе на почве демократии и совершили героизм.

Больше нет (у власти – В.К.) сил не дать (Экрему Имамоглу – В.К.) удостоверение мэра Стамбула. После этого никто за закрытыми дверями не сможет игнорировать волю людей. Сейчас, все вместе, мы поднимем высоко планку демократии, мы все вместе провозгласим верховенство закона. Мы сдали 82-миллионный экзамен на демократию (про итоги выборов в местные органы власти, состоявшихся 31 марта с.г. – В.К.). Сейчас пришло время освящения демократии. Мы её возвысим все вместе. Все вместе мы станем хозяевами Турции. Все вместе мы сделаем Турцию больше.

Соперники Экрема бея, возможно, и не выиграли. Однако, пусть никто не забывает, что тот, кто выиграл – это демократия, это – Турецкая Республика, это – Мустафа Кемаль и его друзья. Выиграли те, кто хотел принести демократию. Мэр Экрем, в предстоящие дни, получит свое удостоверение. С перерывом всего два месяца, проводить два раза подряд выборы мэра Стамбула – такие возможности даются не каждому вассалу.

Они хотели преодолеть барьеры и барьеры были преодолены. Теперь мы – уважаемые люди страны, которые борются за демократию. Мы объединим всех, даже тех, кто нас критикует. Мы продемонстрируем уважение всем, всем идеям. Теперь Народно-республиканская партия – это партия 82 миллионов человек. Она объединит все 82 миллиона человек. НРП теперь не будет дискриминировать никого из-за его личности, убеждений, образа жизни. Убеждения каждого станут гордостью каждого».

Итак, что можно отметить из речи К. Кылычдароглу?

Разумеется, победу в Стамбуле он, в заметной мере, относит на свой счет. Неслучайно, он вспоминает про свою пешеходную «прогулку» между Анкарой и Стамбулом, с которой, якобы, «всё и началось». В таких воспоминаниях К. Кылычдароглу мало чем отличается во власти, которая говорит про «дух Йеникапы». Нет и не было никакого духа Йеникапы и никого не зацепил пеший марш К.Кылычдароглу.

Просто власть в Турции начала стареть и на этом фоне вторая по силе партия в стране начала побеждать. Вот только проблема для НРП заключается в том, как можно им выйти за рамки своего традиционного электората, который в Турции, едва ли, составляет более 25 – максимум 28% избирателей.

Этого К.Кылычдароглу точно не знает. Знал бы – давно сделал. Если НРП не устроит себе, в течение ближайших 4 лет, ребрендинг и значительно не расширит свой электорат, то Турцию ждет коалиция. А все прекрасно помнят, к чему приводили периоды коалиционного правления в стране в прошлом. Проще говоря, нынешнее руководство страны постепенно начало утрачивать властные рычаги, но на смену ему сопоставимого по силе преемника пока не видно. Вот это, пожалуй, — главный итог муниципальных выборов 31 марта с.г. и перевыборов в Стамбуле, состоявшихся 23 июня 2019 года.

52.23MB | MySQL:103 | 0,438sec