Об отношениях между Индией и Пакистаном в сфере водопользования

Индия намерена возвести плотины на своих реках, чтобы ограничить подачу пресной воды из них в Пакистан. Об этом еще в феврале с.г. сообщил министр дорожного транспорта, автомобильных дорог и грузоперевозок, водных ресурсов, развития речного хозяйства и очистки Ганга Нитин Джаирам Гадкари. «Правительство Индии решило ограничить подачу воды из наших рек в Пакистан (было предусмотрено соглашением с этой страной от 1960 года — прим. ТАСС). Мы будем отводить воду из восточных рек, снабжая ею наше население в штатах Джамму и Кашмир, а также Пенджаб, — написал министр на своей странице в «Твиттере». — Уже началось строительство плотины в Шахпур — Канди на реке Рави. Он также отметил, что «все одобренные проекты объявлены национальными». Это заявление политика было сделано на фоне дипломатического кризиса между Индией и Пакистаном. Нью-Дели обвиняет Исламабад в поддержке базирующейся на пакистанской территории группировки, взявшей на себя ответственность за крупный теракт в северном индийском штате Джамму и Кашмир 14 февраля. Индийская сторона пообещала принять «все возможные дипломатические меры для обеспечения полной международной изоляции» Исламабада и заявила о наличии у нее доказательств его причастности к теракту. Пакистан в свою очередь отвергает эти обвинения. В штате Джамму и Кашмир 14 февраля террорист-смертник подорвал автомобиль с 350 кг взрывчатки рядом с военной колонной, перевозившей более 2,5 тыс. силовиков. Погибли 45 человек. Ответственность за нападение взяла на себя «Джаиш-е-Мухаммад» («Армия Мухаммеда») — радикальная сепаратистская группировка, выступающая за отделение штата от Индии, его независимость или присоединение к Пакистану. Боевики «Джаиш-е-Мухаммад» базируются на контролируемой Пакистаном части Кашмира и совершают вооруженные вылазки на индийскую территорию. В этой связи отметим, что эти планы Нью-Дели остаются на повестке дня и состоянии серьезно осложнить ситуацию с вопросами безопасности в регионе уже в среднесрочной перспективе.

Острая нехватка воды и перспектива отложенного сезона муссонов, который скорее всего не принесет достаточного количества дождя, объективно подталкивает эту тему к приоритетам правительства Индии в рамках управления своими водными ресурсами. При этом Индия вряд ли выйдет из Договора по водным ресурсам Инда, который регулирует использование Индией и Пакистаном рек и притоков бассейна Инда в течение почти 60 лет, но она, скорее всего, увеличит использование квот в рамках полагаемой ей по этому соглашению воды, что само по себе может привести к серьезному возражению со стороны Исламабада. В этот договор о разделе вод не включен Китай, а шаткий характер отношений между Индией, Китаем и Пакистаном не исключает возможности участия Пекина в рамках строительства ирригационных сооружений в бассейне реки.

В этой связи американские аналитики сходятся во мнении, что вопросы об эффективности и актуальности договора по водам Инда и о том, насколько хорошо он вписывается в нынешние реалии, станут более актуальными в предстоящие годы. При этом они указывают, что второй срок Нарендры Моди на посту премьер-министра Индии только создает новые риски для перспектив его сохранения. Национальный институт трансформации Индии, политический мозговой центр индийского правительства, уже выпустил 100-дневную повестку дня, и среди его предложений по развитию инфраструктуры и снижению уровня безработицы в Индии, который в настоящее время находится на рекордно высоком уровне, особое внимание уделяется улучшению управления водными ресурсами страны. Управление водными ресурсами является спорной и щекотливой темой в Индии: одна треть страны пребывает в перманентной засухе, водоснабжение в шестом по величине городе Индии Ченнаи уже иссякает, и страшные прогнозы, что в этом году отложенный сезон муссонов не вызовет адекватные суммы осадков, уже начинает вызвать серьезное беспокойство в правительстве Индии. Правительство Моди сосредоточено сейчас на строительстве сети плотин и проектов водообеспечения, особенно на севере Индии, в рамках уменьшения степени угроз от аналогичной деятельности Китая по строительству плотин на северо-восточной границе Индии и обеспечения эффективного использования той водной квоты, которая выделена Индии в соответствии с договором с Пакистаном о разделе вод Инда. Хотя сохраняющаяся напряженность в отношениях между Индией и Пакистаном угрожает этому договору, существует целый ряд причин, объясняющих, почему Индия вряд ли выйдет из него в среднесрочной перспективе, и, почему, скорее всего, она будет концентрироваться на теме эффективного использование воды. Напомним, что на протяжении почти 60 лет Индия и Пакистан совместно используют реки и притоки бассейна Инда под эгидой Договора по водным ресурсам Инда. При посредничестве Всемирного банка в 1960 году договор по водам Инда фактически разделил шесть основных рек бассейна Инда на географические половины, причем три западные реки — Инд, Джелум и Ченаб — должны использоваться Пакистаном, а три самые восточные реки — Рави, Беас и Сатледж — Индией. Определенные ограничения были наложены на Индию как страну, которая контролирует верховья Инда, особенно в отношении строительства водохранилищ и ирригационной деятельности. Договор находится в ведении Постоянной комиссии Инда. Он пережил многочисленные войны и стычки между двумя соседями, и в то время, как Индия и Пакистан находятся в постоянном состоянии конфликта по различным вопросам с 1947 года, ни одна война до сих пор не велась за воду и никогда еще не приводила к ревизии или нарушению какой-то из сторон статей этого договора. При этом сам этот договор с Пакистаном представляет собой единственный такого рода успешный прецедент совместного решения проблемы водных ресурсов в регионе, поскольку попытки индусов найти долгосрочные аналогичные решения для общих водоемов с другими странами (соглашение по реке Тиеста с Бангладеш, договор с Китаем по реке Брахмапутра) остаются только проектами. На этом фоне договор по Инду с Исламабадом является примером того, как тема раздела водных ресурсов может быть решена через правовую основу. Однако договор, или, скорее соглашение о разводе между Индией и Пакистаном, представлял собой наилучшую возможную компромисса только на момент его подписания. Он создавал для Пакистан и Индии равные пропорции по разделению и использованию вод в реках бассейна Инда, а не на справедливую или совместно интегрированную систему планирования и управления всем бассейном в долгосрочной перспективе. При этом этот договор, как очевидно, уже не может гарантировать долгосрочные права сторон и поддержание экологической системы самого Инда. Нынешнее состояние реки, с учетом быстро растущего населения региона, изменений климата, затянувшихся споров стран о строительстве новой плотины Индией, а также рисками возникновения нового широкомасштабного военного конфликта ставят вопрос о возможном пересмотре или ревизии отдельных пунктов договора.

Эта необходимость особенно остро проявляется в периоды военной напряженности между Индией и Пакистаном, когда в Исламабаде закономерно возникают предположения о возможности злоупотребления Индией водами Инда в качестве оружия войны и воздействия на ситуацию. После нападения на индийский парламент в 2001 году базирующихся в Пакистане групп боевиков поступали сообщения о том, что тогдашний премьер-министр Атал Бихари Ваджпаи изучал опцию нарушения договора в качестве потенциального варианта возмездия, хотя никакой официальной позиции тогда обозначено не было. В 2016 году Моди после нападения на индийскую военную базу Ури пропакистанской боевой группой «Джаиш-е-Мухаммад» прямо сослался на такой вариант действий в качестве акта возмездия, заявив, что «кровь и вода не могут течь вместе». В то время, как драматическое заявление Моди может быть истолковано по-разному и вызвало вс вое время широкий общественный резонанс, индийское правительство оставалось в рамках пакта по Инду. Единственным отступлением от этого стало решение правительства Индии пересмотреть и возобновить строительство судоходного проекта Тулбул на озере Вулар, которое питается рекой Джелам. Аналогичные решительные заявления были сделаны и в феврале с.г., когда министр водных ресурсов Гадкари заявил, что Индия будет максимально использовать свою долю восточных рек, которые текут в Пакистан и в море. Хотя политики и администрация могут делать определенные заявления, чтобы стимулировать националистические настроения в своих странах, ясно, что Индия, вероятно, продолжит пока действовать в рамках договора. Международное сообщество, которое рассматривает пакт как часть успешного урегулирования конфликта, сочтет его отмену безответственным шагом с безусловным осуждением и реальной угрозой для стабилизации ситуации в регионе. При этом существующие между Исламабадом и Нью-Дели споры о планируемой деятельности на притоках Инда на фоне отсутствия глобального доверия между Пакистаном и Индией могут привести к последствиям, выходящим за рамки политического бахвальства и общественных настроений. Кроме того, договор не включает Китай, который имеет контроль над верховьями Инда. В настоящее время Китай более тесно связан с Пакистаном. Напряженные отношения между Индией, Китаем и Пакистаном не исключают возможности участия Пекина в рамках попыток ревизии этого договора и превращения его в полноценный трехсторонней формат. Деятельность Китая по строительству плотин на Тибетском плато уже является причиной напряженности на восточном фронте Индии (бассейн Брахмапутры-Ганга), и любая подобная деятельность на Инде повлияет на уровень его притока в Индию и Пакистан. Индия сегодня использует около 95% воды, выделенной ей по Договору о воде Инда. Чтобы потребить оставшиеся 5% (около 2,5 млрд куб. м) индусам надо построить несколько плотин и водохранилищ, которые при этом должны быть построены таким образом, чтобы не нарушать пункты договора. Это не говоря уже об экологических проблемах, которые сейчас вообще не учитываются в рамках различных проектов обеих стран по ирригации. По всему бассейну Инда более 90% отведенной воды уже используется исключительно для целей орошения, и дальнейшая подобная деятельность в сочетании с неопределенными изменениями климата создаст еще большую нагрузку на речной бассейн.

На сегодня опция, которая пока предлагается рядом откровенных «ястребов» и в Пакистане, и в Индии, по упразднению нынешней редакции договора по водам Инда в рамках решения вопросов о повышении степени его актуальности, будут превалировать в политике двух стран только на уровне дискуссий. За последние пять десятилетий дискуссии по некоторым аспектам договора были урегулированы на основе диалога и арбитража и решались через постоянную комиссию Инда. Одной из тем рассмотрения для будущего обсуждения является разработка более комплексной системы управления, которая обеспечивает охрану экологического здоровья реки Инд и удовлетворяет потребности растущего населения в гидроэлектроэнергии и ирригации по обе стороны бассейна реки. Мировая практика свидетельствует о том, что такое улучшение возможно, и недавние попытки возобновления переговоров между Пакистаном и Индией на эту тему открывают потенциальные возможности для достижения компромисса. Главным препятствием в данном случае надо полагать сохранение глубокого недоверия между Пакистаном и Индией. И последним свидетельством такого положения дел стал эпизод с прибытием Н.Моди на саммит ШОС в Душанбе в прошлом месяце. Самолет с премьер-министром Индии Нарендрой Моди на борту не стал пролетать над территорией Пакистана по пути в Бишкек, где политик принял участие в саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Об этом сообщил журналистам в среду представитель МИД Индии Равиш Кумар. «Правительство Индии изучило два варианта маршрута, которым должен лететь самолет премьера до Бишкека. В настоящее время принято решение, что самолет будет лететь в Бишкек через Оман, Иран и страны Центральной Азии», — цитирует сайт газеты «Таймс оф Индиа» слова Кумара. Ранее Исламабад сообщил, что Пакистан готов открыть воздушное пространство для пролета самолета премьера-министра Индии на саммит ШОС. Как сообщило агентство ПТИ со ссылкой на представителя пакистанских властей, Исламабад рассчитывал, что Индия позитивно отреагирует на «этот жест доброй воли». Не отреагировало. Напомним, что  воздушное пространство Пакистана остается частично закрытым для индийских воздушных судов с 26 февраля после эскалации конфликта между Исламабадом и Нью-Дели на фоне атаки на автоколонну индийских силовиков в штате Джамму и Кашмир 14 февраля, в результате которой погибли более 40 человек. Тогда это вызвало кратковременный обмен воздушными и артиллерийскими ударами и целую череду взаимных обвинений.

62.87MB | MySQL:102 | 0,507sec