Франция и ООН просят военной и гуманитарной помощи в Сахеле

В последние недели в связи с обострением обстановки в Сахеле к этому региону наблюдается усиление внимания со стороны международных организаций и отдельных стран.

Это выражается в призывах экстренно увеличить военную и гуманитарную помощь для стабилизации ситуации, угрожающей стабильности не только африканского, но и европейского континентов.

Например, 28 июня Совет Безопасности ООН единогласно принял французскую резолюцию о продлении миссии этой влиятельной структуры в Мали на один год и подчеркнул необходимость достижения скорейшего прогресса в осуществлении Соглашения о мире и примирении в Мали, заключенного в Алжире в 2015 году.

В документе приоритетное внимание оказано поддержке решений, касающихся использования потенциала ООН в целом и особенно ее финансовых ресурсов, а также защите гражданских лиц, снижения уровня межобщинного насилия и его прекращение, восстановление государственной власти и возобновления «основных социальных миссий» в центральной части Мали.

В этой связи данная резолюция призывает власти Мали «безотлагательно разработать всеобъемлющую стратегию прекращения насилия и обеспечения возвращения государственной власти в центр страны путем поощрения миссии ООН (в этой стране – авт.) к активизации ее деятельности в этом районе».

В документе также содержатся рекомендации по осуществлению мирного процесса относительно конституционной реформы, децентрализации власти, реформой сектора безопасности, развития севера страны и вовлечения в это женщин.

Заметим, что в резолюции также содержится просьба к главе Организации Объединенных Наций представить в течение 6 месяцев всеобъемлющую оценку ситуации в северной и центральной частях Мали и хода осуществления принятых принципов урегулирования двух стратегических приоритетов, предложив ему в этой связи «сформулировать возможные рекомендации».

Иными словами, представители Франции (чьи войска безуспешно находятся в этой стране уже более шести лет), «протолкнувшие» данный документ в Совбезе ООН, сами точно не знают, как воплотить в жизнь их миротворческие пожелания.

Франция просит военной помощи

О серьезности положения свидетельствует тот факт, что министр обороны Франции Флоранс Парли 20 июня обратилась к руководству других европейских стран с призывом поддержать 4500 бойцов из сил «Бархан», основу которых составляют французские военнослужащие, развернутые в странах Сахеля для борьбы с террористическими группами.

«Да, нам нужны партнеры, — заявила она. Мы работаем над проектом, который еще не полностью функционирует и который также включает в себя объединение специальных сил из разных стран, чтобы поддержать усилия наших специальных сил в Сахеле. Что там делает спецназ? В первую очередь, он предназначен для борьбы с терроризмом и сопровождения местных армий, моделью, разработанную Францией в попытке найти решение в Мали. Мы разработали промежуточный вариант. Он сочетает в себе, с одной стороны, интенсивные действия, боевое сопровождение сахельских армий и, с другой стороны, сочетание политических и гражданских действий».

По данным французских источников, Париж в ближайшее время попытается создать в Сахеле команды оперативного наставничества (Omlt), оперативные группы связи, сопоставимых с теми, которые были созданы в Афганистане и, согласно их информации, доказали свою эффективность.

Важно отметить, что в последние недели Франция и Мали демонстрируют локальные успехи в деле ликвидации банд террористов. Так, 17 июня официальный Бамако рапортовал об уничтожении 20 террористов в результате совместной операции малийской армии и французских сил «Бархан».

Между тем, происходящее в целом явно свидетельствует о том, что даже расширенный французский контингент при содействии союзников Парижа, не справляется с поставленными задачами. И теперь он стремится переложить взятое им бремя ответственности на чужие плечи.

Реально французское руководство, наиболее активно проявляющее себя по данной проблеме, опасается того, что активизация терроризма и межобщинных столкновений приведет к резкому миграционному росту из стран региона в страны Европы и особенно на французскую территорию, учитывая прежнюю колониальную привязку к нему Сахеля.

И хотя прочие союзники Франции по НАТО уже прислали сюда небольшие военные контингенты, этого явно недостаточно, чтобы переломить неблагоприятную ситуацию в корне. Вопрос, захотят ли остальные европейские партнеры Парижа заметно усиливать свое военное присутствие в Сахеле?

Общая гуманитарная ситуация в регионе

Заметим, что к увеличению вложений ресурсов их могут вынудить последние события. Ведь подобный уровень международного внимания к региону вызван не только беспрецедентным уровнем насилия, но и резким ухудшением гуманитарной ситуации для многомиллионного населения Сахеля, нуждающегося в неотложной гуманитарной помощи.

По оценке представителей ООН и целого ряда НПО, заявленной одновременно 27 июня, необходимы экстренные быстрые действия международного сообщества по спасению миллионов жизней, находящихся под угрозой из-за нехватки еды.

Так, руководитель управления по координации гуманитарной деятельности ООН по Западной и Центральной Африке Софи Гард Томл заявила на пресс-конференции в Дакаре: «Мы здесь, чтобы сигнализировать о гуманитарной ситуации в Сахеле, которая неуклонно и беспрецедентно ухудшается с молниеносной скоростью».

По данным ООН и НПО, потребности в финансировании только гуманитарной операции по помощи населению Сахеля в этом году оцениваются в 2.4 млрд долларов США. Именно такая сумма, согласно их общим выводам, необходима для того, чтобы прокормить 22 млн человек, находящихся в зоне риска.

При этом непосредственно угрозу голода испытывают 4.2 млн перемещенных лиц из-за насилия в шести странах, сталкивающихся с террористическими нападениями: Мали, Буркина-Фасо, Нигер, Нигерия, Камерун и Чад.

В свою очередь, региональный директор мировой продовольственной программы при ООН Крис Никой заявляет, что вызов представляется еще более серьезным, поскольку острое недоедание угрожает пяти миллионам детей в регионе.

В свою очередь, по данным регионального директора Норвежского совета по делам беженцев Марианны Ирион, «В этом году наблюдается в пять раз больше перемещенных лиц, чем за тот же период прошлого года».

И все это наблюдается на фоне усиления присутствия ООН и передачи под ответственность ее миссии целых районов этой страны.

Так, ООН 24 июня открыла свой новый «центральный сектор», охватывающий район Мопти, что «позволит улучшить координацию» с малийскими вооруженными силами с целью «более эффективной защиты гражданских лиц», чтобы «способствовать возвращению государственной власти и верховенства права в регионе».

По словам главы миссии ООН Минусмы Махамат Салех Аннадиф, для этого региона его организация разработала «План действий в чрезвычайных ситуациях» под названием «Орикс», приоритетной задачей которого является «расширение патрулирования в чувствительных районах для их успокоения»; оказание помощи малийским властям в «борьбе с безнаказанностью, оказание гуманитарной помощи пострадавшим группам населения, чьи деревни и имущество были сожжены», а также предоставления им семян для ведения земледелия.

Деньги против террора или бизнес на терроре

Следует заметить, что еще одним признаком ухудшения ситуации не только в Мали, но и в целом в регионе стали заявления, сделанные 20 июня на саммите по безопасности и борьбе с терроризмом в Уагадугу глав пяти стран Сахеля. Например, президент Буркина-Фасо Рох Марк открыто признал неэффективность предпринимаемых мер для борьбы против терроризма.

По его словам, проблема достигла такого масштаба, что с ней уже невозможно справиться прежними методами и средствами. В частности, она, по его словам, требует куда более значительных затрат, чем прежде.

Так, 15 июня текущего года главы пяти государств Сахеля призвали ООН усилить финансирование операций по борьбе с терроризмом. Так, генерал-майор армии Мавритании Ханена Ульд сиди, командующий Объединенными силами пяти стран Сахеля, выразил сожаление по поводу «медлительности относительно выделения средств, что ограничивает очень важные возможности для ведения длительной и эффективной борьбы с террористами».

Впрочем, данная ситуация лишь программирует в будущем не только повторение, но и увеличение масштабов бедствия. Во многом это объясняется тем, что уже выделяемые деньги уходят на войну и в карманы коррумпированных чиновников подобно воде в сахарский песок, не создавая основы для изменения положения в лучшую сторону.

При этом, как показывает практика, само по себе увеличение финансирования ничего не дает в практическом плане борьбы с терроризмом ввиду катастрофически низкого уровня жизни в регионе, продолжающемся демографическом взрыве в регионе и почти полном отсутствии легальной работы, позволяющей прокормить местным жителям себя и свои семьи.

Более того – как показывает практика, что чем больше выделяется средств на борьбу с симптомами этой проблемы без устранения ее причин, тем более серьезное финансирование запрашивают власти местных государств на ее решение.

44.12MB | MySQL:89 | 0,790sec