Оценки китайских специалистов участия пакистанской делегации в Парижском авиашоу 2019 г.

Обозреватели китайских специализированных военно-технических и военно-политических изданий внимательно наблюдают за всеми известными открытыми выставочными мероприятиями военно-технического характера, которые проходят в зарубежных странах, и прикладывают значительные усилия для подробного освещения технической составляющей. Традиционно китайских специалистов интересуют новейшие иностранные разработки, которые могут быть ценными для поддержания обороноспособности и темпов развития оборонно-промышленного комплекса Поднебесной.

Однако в рамках 53-го ежегодного авиационного салона в Париже большинство мировых брендов в области боевой авиации отсутствовало, и на открытых площадках и в небе были представлены лишь два боевых самолета европейского производства – французский «Рафаль» и шведский «Гриппен». Как известно, французские боевые самолеты занимают определенную нишу на мировом рынке, особенно в ближневосточном регионе.

Покупателями истребителей французского производства являются такие страны, как Арабская Республика Египет, Эмират Катар, Иордания, Объединенные Арабские Эмираты. Кроме того, одним из давних эксплуатантов французской авиационной техники являются и ВВС Пакистана – мусульманского государства, у которого установлены достаточно доверительные и эффективные военно-политические и военно-технические контакты с большинством государств арабского мира. Как отмечают обозреватели специализированных изданий «Мир Авиации», «Авиационное знание» и представители ВВС НОАК, пакистанские летчики прекрасно знакомы с возможностями истребителей французского производства, а технический персонал обладает всеми навыками и умениями, необходимыми для полноценного обслуживания самолетов без опоры на импортные комплектующие.

Анализ вооруженных конфликтов на Ближнем Востоке показывает, что пакистанские летчики приняли самое активное участие в арабо-израильском вооруженном конфликте 1967 г. и сбили 10 истребителей ВВС Израиля в воздушных боях. Спустя десять лет, в 1973 г., лейтенант ВВС Пакистана А.Саттар Алви впервые сбил истребитель «Мираж» ВВС Израиля в воздушном пространстве Сирии. Также известен случай, когда другой пакистанский летчик – лейтенант М.Хатиф, пилотируя МиГ-21, вышел победителем из воздушного боя с F-4 ВВС Израиля в небе над Синайским полуостровом.

В этой связи отметим, что по оценкам китайских военных специалистов, летчики ВВС Пакистана обладают лучшей квалификацией и боевой дисциплиной среди всех пилотов боевой авиации мусульманских стран. Совокупность личных и профессиональных качеств позволяет летчикам оперативно-тактической ВВС Пакистана на протяжении многих лет уверенно защищать воздушные рубежи страны от посягательств со стороны ВВС Индии. Некоторые китайские и западные специалисты полагают, что пакистанские пилоты истребителей при наличии современной авиационной техники не уступят летчикам ВВС Израиля.

Как известно, в рамках прошедшего во Франции авиашоу ВВС Пакистана представили легкий одномоторный истребитель JF-17 BlockII, который разработан совместными усилиями конструкторов и инженеров Чэндусского авиастроительного предприятия (КНР) и авиастроительного комплекса «Kaмра» (расположен на одноименной авиационной базе ВВС Пакистана) в рамках проекта «Супер 7» в рамках работ по замене устаревших истребителей «Цзянь-7». Как известно, данные самолеты китайского производства официальный Исламабад закупал в 80-е гг. прошлого столетия.

По данным китайских и пакистанских источников, значительное количество посетителей французского авиашоу наблюдали за демонстрационными полетами истребителя JF-17 BlockII (вероятнее всего, прибыло три самолета). Кроме того, некоторые иностранные делегации обратили самое пристальное внимание к самолету, выставленному на обзорной площадке.

Китайские аналитики обращают внимание на то, что пакистанские специалисты в области авиации в последнее время нагнетают волну недовольства среди читателей. Основным лейтмотивом недовольных и критичных высказываний в адрес руководства страны и оборонно-промышленного комплекса является то, что истребитель JF-17 во всех его модификациях фактически является продуктом ОПК КНР, поскольку именно китайские предприятия выпускают большинство необходимых комплектующих для изготовления данного самолета.

К настоящему моменту на авиазаводе «Камра» производится лишь стапельная сборка самолетов и насыщение радиоэлектронным оборудованием китайского производства. Следует отметить, что китайские предприятия также передают пакистанским партнерам силовые установки – турбореактивные двигатели РД-93 российского производства, но при этом регулярно предлагают свою модификацию данного двигателя под обозначением WS-13E (можно отличить визуально по цвету сопла и сниженной дымности выхлопа). Достоверно известно, что на территории КНР проходят испытания модификации самолета с указанным двигателем, который оборудован поворотным соплом, позволяющим отклонять вектор тяги силовой установки, что повышает маневренность в ближнем воздушном бою. Подобные силовые установки необходимы ВВС Пакистана, поскольку, как показала практика, воздушный бой на средних и малых дистанциях вполне возможен даже при наличии управляемых ракет класса «воздух-воздух» большой и сверхбольшой дальности.

Большинство пакистанских читателей согласны, что  для обеспечения обороноспособности страны необходимо снижать зависимость от импортных поставок. Однако, отметим, что к настоящему моменту на территории Пакистана действует восемь предприятий аэрокосмического профиля, которые были также созданы при содействии китайских партнеров. В дополнение отметим, что капитальный ремонт первых истребителей JF-17 Block I проводят на авиаремонтном заводе в г. Чанша, КНР (военный завод № 5712) .

Некоторые пакистанские обозреватели отмечают, что за прошедшие 10 лет существования истребителей JF-17 на них не поступило ни одного крупного контракта, однако эти утверждения можно назвать ложными, поскольку к настоящему моменту ВВС Бангладеш получили в свое распоряжение 16 истребителей JF-17. Естественно, поставку трех истребителей для ВВС Нигерии нельзя назвать существенной, однако войсковая эксплуатация даже трех машин в африканском климате позволит внести коррективы в будущие самолеты, поскольку они обладают достаточно привлекательной ценой по сравнению с другими, сопоставимыми по массе и вооруженности летательными аппаратами западного и российского производства. Третьим в списке иностранных покупателей может оказаться Азербайджан (проведены переговоры на предмет возможности поставки 24 самолетов) – военно-политическое руководство данного северокавказского государства заинтересовано в поддержании военного баланса с ВВС Армении, которые периодически получают боевые самолеты российского производства.

К настоящему моменту только летчики ВВС Пакистана обладают опытом боевого применения  истребителей, который получен как в рамках неоднократных перехватов беспилотных летательных аппаратов, запущенных с территории сопредельного Ирана, так и в рамках воздушного боя с истребителями ВВС Индии от 27 февраля 2019 г.

52.32MB | MySQL:103 | 0,516sec