О повышении пенсионного возраста для женщин в Израиле

Тема пенсионного возраста для женщин периодически возвращается на повестку дня в Израиле и снова исчезает. Этот вопрос всегда был сложной темой в израильской политике, и еще с 2011 года Министерство финансов пытается утвердить его повышение, но постоянно натыкается на сопротивление политиков. И все же, после грядущих выборов  эту проблему придется решать, потому что, с одной стороны, пенсионный возраст женщин ниже, а с другой стороны они живут дольше мужчин, и в результате это становится причиной того, что пенсия у женщин значительно ниже, чем у мужчин. Если мужчины в Израиле должны обеспечить себя пенсией в среднем на 17 лет, то у женщин это период растягивается на 24 года, что и уменьшает ежемесячные выплаты.

По данным Центра исследований и информации Кнессета, на сегодняшний день средняя пенсия для незамужних женщин составляет менее 50% от пенсии одиноких мужчин и достигает в среднем 3 940 шекелей в месяц по сравнению с 8 180 шекелей в месяц у мужчин. Среди женатых пенсионеров, средняя пенсия женщин составляет порядка 54% от пенсии мужчин и достигает в среднем 3 790 шекелей по сравнению с 6 820 шекелей у мужчин. Основной причиной столь существенной разницы является разница в зарплате и стаже работы между мужчинами и женщинами.

В конце июня 2019 Министерство финансов Израиля опубликовало проект закона о постепенном повышении пенсионного возраста для женщин до 65 лет.

Согласно законопроекту, первый этап, увеличение пенсионного возраста до 62 лет и 4 месяцев, будет распространяться уже на женщин, родившихся между июнем 1958 года и маем 1959 г.

Далее пенсионный возраст будет постепенно повышаться вплоть до 65 лет. Первыми в 65 лет выйдут на пенсию женщины, родившиеся между июнем 1968 года и декабрем 1971 г.

После этого пенсионный возраст будет индексироваться раз в несколько лет в соответствии с уровнем продолжительности жизни.

Специалисты Банка Израиля полагают – несмотря на то, что реальный пенсионный возраст для женщин составляет 65 лет, впоследствии он может быть официально закреплен на уровне 67 лет. Эта мера может привести к дополнительному расширению рынка труда и росту национального продукта на 2% в течение 10 лет. Судя по тому, что женщины и так продолжают работать до 65 лет, повышение их пенсионного возраста в соответствии с принятыми ранее решениями не должно представлять особой проблемы.

Минюст, по словам представителей Минфина, выразил поддержку таким мерам. Несмотря на то, что меморандум к закону о повышении пенсионного возраста женщин был подан сейчас, его утверждение правительством и Кнессетом произойдет после выборов и формирования нового правительства.

Между тем израильская Служба национального страхования («Битуах леуми») подвергла формулу Минфина критике и предложила альтернативу. В ведомстве считают, что израильтянкам предпенсионного возраста надо предоставить возможность выйти на пенсию в 62 года, как было до сих пор, а все бремя повышения пенсионного возраста возложить на молодое поколение — так, чтобы в 67 лет на пенсию отправлялись те, кому сейчас 18 лет.

К тому же глава «Битуах леуми» Меир Шпиглер заявил, что следует учитывать особое положение тех женщин, которые трудятся на «изматывающих работах».

Представители Службы национального страхования считают, что автоматическое повышение пенсионного возраста не учитывает, что страховка ныне 60-летних женщин позволяет им выходить на пенсию в 62 года. Так же, по их мнению, следует учесть, что продолжительность жизни сегодняшних пожилых людей короче той, что ожидается у ныне молодого поколения. Это создаст неравенство между поколениями. Однако они признают, что целом повышение пенсионного возраста — необходимость, связанная с ростом продолжительности жизни.

Многие израильтянки категорически выступают против повышения пенсионного возраста. Среди политиков их позицию в основном представляют Шели Яхимович (Авода) и Захава Гальон. Их аргументация сводится к тому, что повышение пенсионного возраста нанесет вред женщинам, ослабленным тяжелой работой, что они будут вынуждены работать дольше в трудных условиях или выходить на пенсию в раннем возрасте без достойной пенсии.

Эти возражения указывают на основную проблему на израильском рынке труда: кардинальные различия между работниками (и работницами) общественно-государственного сектора, в котором обеспечен высокий уровень обеспечения занятости и защиты труда, и работниками (и работницами) частного сектора, уровень защиты у которых гораздо ниже. Тем, кто работает в Банке Израиля, в судах или в Министерстве образования, легко справиться с увеличением пенсионного возраста, в то время как тем, кто работает в частном секторе, в производстве или в сфере услуг, будет хуже — они вынуждены будут оставлять работу без того, чтобы сразу получать пенсию, или работать дольше на два или три года в тяжелых условиях. Кроме того, в государственном секторе существуют механизмы досрочного выхода на пенсию.

Несмотря на то, что повышение пенсионного возраста является уже не прихотью правительства, а необходимостью, разногласия между Министерством финансов и председателем финансовой комиссии Кнессета Моше Гафни («Еврейство Торы») не позволили принять какое-либо решение во время работы Кнессета 20-го созыва. Министр финансов Моше Кахлон сделал все возможное, чтобы не стать тем человеком, который повысит пенсионный возраст женщин.

Следующему правительству придется вплотную заниматься решением этого вопроса, учитывая все угрозы и использовать все благоприятные возможности для рынка труда в будущем. В этом плане существует еще и необходимость заняться и повышением производительности труда, и профессиональной подготовкой, и смягчением различий в заработной плате.

Целесообразно разработать динамичный механизм, устанавливающий пенсионный возраст и для мужчин, и для женщин в соответствии с ростом продолжительности жизни. Многие передовые государства уже внедрили у себя подобную систему. И практически во всех развитых странах существует единый пенсионный возраст для мужчин и для женщин. Исключение в этом смысле составляют только три государства: Швейцария, Польша и Израиль.

62.85MB | MySQL:102 | 0,488sec