О задержании танкера Grace 1 с грузом иранской нефти в Гибралтарском проливе

По данным китайских, британских и испанских средств массовой информации в территориальных водах британского полуанклава Гибралтар – на удалении 4,5 км от береговой линии силами 42-го отряда коммандос ВМС Великобритании (30 военнослужащих высадились со скоростных катеров и вертолета типа Wild Cat) при содействии полиции Гибралтара был остановлен нефтеналивной танкер Grace 1, который формально осуществлял перевозку иракской нефти в Сирийскую Арабскую Республику – порт назначения Тартус.

По информации, поступившей от разведки ВМС США, реальным пунктом отгрузки является нефтеналивной терминал на острове Kharg (Исламская Республика Иран). Вторым настораживающим моментом для американских военных стало то, что после выхода из акватории Персидского залива на танкере был отключен приемо-передатчик системы глобального слежения за коммерческими судами. Специальные службы Ирана с опорой на собственные источники в МИД Испании получили достоверную информацию о том, что задержание танкера было выполнено по требованию США.

Анализ публикаций в открытых китайских источниках показывает, что системы космической разведки ВС США самым пристальным образом отслеживают все нефтеналивные суда, вышедшие из портов Ирана, а Государственный департамент США, в свою очередь, направляет соответствующие предупреждения любым странам о запрете приема иранской нефти. В этой связи отметим, что нефтеналивной терминал Паньцзинь в провинции Ляонин продолжает принимать танкеры национальных и иностранных транспортных компаний с углеводородным сырьем из Ирана – в начале июля разгружен танкер водоизмещением 120 000 тонн.

Некоторые китайские обозреватели отмечают, что если бы танкер Grace 1 проследовал вдоль аравийского полуострова под конвоем боевого корабля ВМС Ирана через Баб-эль-Мандебский пролив и Красное море, то подобных событий можно было избежать.  На участке маршрута от территориальных вод Арабской Республики Египет до сирийского порта Тартус сопровождение танкера могли бы обеспечить надводные корабли ВМС РФ, которые находятся на постоянном боевом дежурстве в Восточной части Средиземного моря.

Рассматриваемое нефтеналивное судно 1997 г. постройки имеет длину 330 м, ширину 58 м, осадку более 22 м, и суммарное водоизмещение достигает 300 000 тонн (вместимость танков 200 000 тонн нефти). При таких показателях данный танкер не может проследовать даже через модернизированный Суэцкий канал, который позволяет проводить суда с осадкой менее 22 м и полным водоизмещением не более 240 000 тонн.

В дополнение к этому отметим, что нефтеналивной терминал сирийского порта Тартус (около 2000 миль от Гибралтара) также не позволяет швартовать подобные танкера, и, скорее всего, выгрузку нефти для ее дальнейшей транспортировки на нефтеперерабатывающий завод в г. Банияс должны были обеспечить более компактные суда соответствующего назначения.

Напомним, что с 2011 г. упомянутый выше сирийский НПЗ находится в санкционном списке предприятий нефтяной промышленности и кредитно-финансового сектора Сирии (всего 70 предприятий и компаний), который сформирован  и принят странами Европейского союза в рамках поддержки антиправительственных сил, оказывавших сопротивление режиму Башара Асада.

Китайские специалисты отмечают, что Сирийская Арабская Республика зависит от регулярных поставок сырой нефти, поскольку добывающая техника на собственных месторождениях находится в плачевном состоянии после нескольких лет внутреннего вооруженного конфликта. Кроме того, обратим внимание, что ВВС Израиля в начале июля 2019 г. нанесли массированный ракетно-бомбовый удар по нефтяной базе в порту Тартус, что серьезно уменьшило топливные резервы официального Дамаска.

С учетом указанных выше технических ограничений Суэцкого канала капитан танкера Grace 1 был вынужден направить судно в обход африканского континента, и продолжительность плавания составила около 2,5 месяцев (по сравнению с маршрутом через Суэц дольше на 1,5 месяца). По данным китайских и европейских источников, танкер Grace 1 находится в собственности сингапурской судоходной компании и совершает плавания под панамским флагом.

В настоящее время данный танкер зафрахтован российской компанией Titan Shipping, которая является аффилированной структурой компании TNC Gulf из Объединенных Арабских Эмиратов.  Вполне вероятно, что наблюдение за данным танкером было организовано при содействии информаторов американской разведки из числа высокопоставленных сотрудников TNC Gulf.

По данным китайских специализированных военно-политических изданий, ВМС Великобритании задержали танкер с иранской нефтью  согласно требованиям официального Вашингтона, хотя ВМС США располагают полноценной военно-морской базой в западной части Средиземного моря (военно-морская база «Рота») и вполне могли самостоятельно перехватить «Grace 1» при помощи собственных эсминцев с управляемым ракетным орудием (корабли проекта «Орли Берк»).

Фактически, официальный Вашингтон проверял Лондон на надежность в вопросе общего противодействия «иранской ядерной угрозе», которая может стать реальной, если официальный Тегеран продолжит работу заводов по обогащению урана до оружейного уровня. Помощник президента США по национальной безопасности Джон Роберт Болтон высоко оценил действия британских властей, которые «впервые за много лет выполнили свои обязательства по борьбе с режимом Б. Асада».

В ответ на задержание танкера (срок может составлять до 14 суток) Министерство иностранных дел ИРИ вызвало посла Великобритании Роба Макэира в Тегеране для вручения ноты протеста. В ответном слове британский дипломат заверил директора Третьего департамента Западной Европы МИД ИРИ об оперативном информировании МИД Великобритании о позиции иранских властей, которые расценивают действия ВМС Великобритании неприемлемыми и требуют немедленного освобождения судна и 28 членов экипажа (граждане Украины и Пакистана).

Послу Великобритании были также вручены все документы, свидетельствующие о происхождении и назначении груза. Основанием для жестких требований со стороны Тегерана является отсутствие решения Совета Безопасности ООН о блокировании транспортировки нефти из Ирана в любую другую страну. Кроме того, иранские власти указывают, что официальный Лондон потакает односторонним санкциям США, которые не имеют под собой вещественных оснований.

Рассмотренные действия британских властей показывают, что Вашингтон обладает инструментами давления на Лондон, что должно насторожить страны-члены Европейского союза, которые приложили значительные усилия для создания независимой системы перевода денежных средств под обозначением INSTEX, предназначенной для обеспечения бизнес деятельности в Иране.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что высокопоставленные иранские политики, дипломаты и представители Корпуса стражей исламской Революции высказываются о необходимости принятия ответных мер в отношении нефтеналивных танкеров, перевозящих сырье из стран Аравийского полуострова на Туманный Альбион. В подкрепление заявлениям одно из морских подразделений КСИР провело осмотр танкера Pacific Voyager (под флагом Великобритании), который находился вне территориальных вод ИРИ и следовал на нефтеналивной терминал Рас Танура в КСА. Британские источники отрицают эту информацию и сообщают, что судно просто легло в дрейф с целью корректировки времени прибытия в порт погрузки.

Более значимыми представляются налеты беспилотных аппаратов-снарядов иранского производства на нефтеперерабатывающие заводы, нефтеперегонные центры и нефтехранилища, расположенные  на западном побережье Королевства Саудовская Аравия, которые обеспечивают отгрузку нефти в интересах британских компаний.  По данным китайских источников, предприятия оборонно-промышленного комплекса Ирана разработали новую модель управляемой ракеты класса «земля-земля» под обозначением «Бадр-2», которая предназначена для обстрелов крупноразмерных стационарных объектов, находящихся под прикрытием подразделений ПВО. Данные боеприпасы позволят йеменским хоуситам наносить значительно больший ущерб нефтяной промышленности королевства за счет повышенной точности наведения.

52.21MB | MySQL:103 | 0,531sec