В Израиле снова досрочные выборы в Кнессет. Часть 8

Левые партии определились, но расклад не изменился

Последние две недели, фактически полностью определили партийный расклад на левом фланге, это партии МЕРЕЦ, Авода и созданная на днях «Исраэль демократит». Партия «Кахаль-лаван» всеми силами пытается сейчас позировать себя как партию центра. Однако вопрос об их возможном объединении пока еще открыт.

Основной новостью дня на левом фланге стало появление новой партии «Исраэль демократит» под руководством бывшего премьер-министра Эхуда Барака. Свою первую пресс-конференцию Барак назначил на день праймериз в партии Авода, лидером которой он когда-то был. В Аводе восприняли это как попытку «заслонить собой» важное событие в партийной жизни и «переключить внимание» на свою новую партию.

На пресс-конференции Эхуд Барак представил свой список, включающий соучредители партии, генерала Яира Голана, профессора Ифат Битон, которая на прошлых выборах баллотировалась от партии Орли Леви-Абукасис, и доктора Коби Рихтера, бывшего председателя гражданского движения «Даркейну». В партию также вошла религиозная сионистка и феминистка Сагит Перец-Дери. В свое время она основала «женский форум» в партии «Еврейский дом», но потом порвала с этой партией на почве глубоких идейных разногласий. Членом списка стал также активист-антиклерикал Яйя Финк, бывший восьмой номер в списке Аводы, объявивший об этом за два дня до праймериз на пост главы этой партии. По мнению Барака, данные представители религиозно-сионистского сообщества помогут привлечь к его партии голоса либерального меньшинства религиозных сионистов. Эхуд Барак сразу же выступил с резкими нападками на премьер-министра и обратился к лидерам левого блока выступить единым фронтом против Биньямина Нетаньяху.

Состоялись выборы и в партии МЕРЕЦ, где большинством голосов партийного актива председателем партии был избран Ницан Горовиц вместо Тамар Зандберг. И хотя Тамар Зандберг была выбрана на этот пост немногим более года назад, она уже успела вызвать недовольство членов партии. Не всех устраивал ее стиль руководства и главное итоги прошлых выборов, где партия получила всего лишь 4 депутатских мандата.

Являясь основателем движения «Свободный Израиль» за демократию и против религиозного диктата Ницан Горовиц уже был депутатом Кнессета с 2009 по 2015 год. Горовиц сторонник объединения демократических партий и ранее выступал за союз с Аводой. Ницан Горовиц стал первым открытым геем — председателем парламентской партии в Израиле. В своей победной речи он сказал: «У МЕРЕЦ есть четкий, прямой путь, любовь к людям и вера в равенство и свободу. Это путь, которым я шел всю свою жизнь и продолжаю идти. Этот образ жизни находится под угрозой, и МЕРЕЦ будет бороться за свободу для всех от тьмы, расизма и принуждения».

Сменился лидер и в партии Авода. После двенадцатилетнего перерыва многоопытный Амир Перец вновь занял канцелярию главы партии, победив с большим отрывом Ицика Шмули и Став Шафир. После победы Перец сделал серию заявлений, оставляющих неограниченный простор для спекуляций по поводу того, с кем именно он заключит союз.

Председатель Аводы Амир Перец не исключает, что станет номером 2 в списке Эхуда Барака. Также он заявил, что ведет переговоры с другими партиями и рассматривает любые действия для создания широкой коалиции, которая позволит убрать правительство Нетаньяху. После своего избрания в первой речи он сообщил, что уже говорил с «Кахоль-лаван», МЕРЕЦ, «Гешер», арабскими партиями. Его идея — не только вернуть доверие избирателей к Аводе, которая провалилась на прошлых выборах, но и идти на выборы совместным списком с левоцентристскими партиями, чтобы получить больше мандатов. В первую очередь он планирует «подобрать» голоса избирателей, которые в апреле проголосовали за «Кулану», но оказались преданными после того, как Моше Кахлон объединился с Ликудом.

Глава партии Авода заявил, что он и Эхуд Барак оставили в прошлом распри и взаимную неприязнь, пообещал проверить возможность сотрудничества с «Кахоль-лаван» и обязался привести Аводу к 15 мандатам, причем 4 принести из правого лагеря. Однако если нынешняя тенденция рейтинга, обещающая партии лишь 4-6 мандатов сохранится, то не исключено, что Перец пойдет на союз с Бараком, вытолкнувшим его из кресла главы «Аводы» в 2007 году, если же рейтинг Аводы вновь, по каким либо причинам пойдет в верх, то бывший профсоюзный лидер явно захочет сыграть свою партию в одиночку.

Как заявили в «Кахоль-лаван»: «Лучше всего для нас будет, если Авода, Барак и МЕРЕЦ объединятся. Тогда все станет просто и понятно: будет левый лагерь, будем мы в центре и будет правый лагерь во главе с Нетаньяху».  В партии Бени Ганца и Яира Лапида опасаются не только электоральной угрозы, которую может представлять для них партия Эхуда Барака. В окружении Ганца не исключают и вероятности того, что Барак после выборов найдет путь в правительство Нетаньяху.

Слова бывшего премьер-министра, сделанное им на пресс-конференции, о том, что он «ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах и ни на каких условиях не присоединится к правительству Нетаньяху», уже не убеждают никого.

Однако все эти текущие изменения на левом фланге практически никак не изменили картину в целом. Данные опросов, опубликованных газетой  «Исраэль гайом» и радио 103fm, свидетельствуют: объединения малых партий на правом и левоцентристском флангах усилят объединяющихся, но не повлияют на общее соотношение сил между блоками.

Так объединение Аводы и партии «Исраэль демократит» увеличит их общую силу до 14 мандатов. Если партии пойдут на выборы по отдельности, Авода может рассчитывать на 6 мандатов, «Исраэль демократит» — на 4. Однако союз двух левоцентристских партий изменит лишь расклад сил внутри левого лагеря, так как отберет голоса у «Кахоль-лаван» и МЕРЕЦ. Общий итог выборов и в этом случае не меняется.

Хотя сегодня ко всем опросам, следует относиться особенно осторожно, так как в конце месяца, когда будут поданы окончательные списки, предвыборная карта изменится почти до неузнаваемости из-за потенциальных союзов на правом и левом флангах. И тем не менее, тенденция усиления партии НДИ во главе с Авигдором Либерманом, ослабления Ликуда и Кахоль-лаван» и отсутствие 61 мандата у блока Ликуд – ультраортодоксы – правые партии, стали тревожным сигналом для премьер-министра. Удельный вес идеологических правых партий, не считая НДИ, оценивается в 11-12 мандатов. В опросах, опубликованных «Решет» и «Кешет», этот потенциал исчерпывается почти полностью.

Опрос «Исраэль гайом» сулит «правому мегаблоку» из четырех партий -19 мандатов. Однако утрата Ликудом мандатов лишает Нетаньяху абсолютного большинства. На этих выборах вряд Ликуда будет отбирать голоса у партий правого лагеря. Потенциальным источником мандатов для правящей партии остаются избиратели НДИ. Можно предположить, что в ближайшие недели мы станем свидетелями активизации Ликуда на «русской улице» с целью остановить отток мандатов.

52.22MB | MySQL:103 | 0,476sec