О тайваньских оценках направлений китайско-африканского сотрудничества

Обозреватели крупнейшего государственного издания Тайваня «Чжунго Шибао» отмечают, что в настоящее время официальный Пекин рассматривает отношения с африканскими странами как долгосрочное стратегическое партнерство и намерен внести свой вклад в решение проблем мира и безопасности на континенте. По данным тайваньских обозревателей, КНР за последнее десятилетие активизировала продажу оружия, военное сотрудничество и участие в миротворческих операциях в Африке, эффективно используя форум сотрудничества Китай–Африка (FOCAC). «Чжунго Шибао» отмечает, что официальными целями Пекина заявлены обеспечение безопасности граждан и защита коммерческих интересов с учетом активной инвестиционной деятельности. Так, председатель КНР Си Цзиньпин еще в 2017 году, выступая на Генеральной Ассамблее ООН заявил о готовности выделить 100 млн долларов США в течение пяти лет на программу поддержания мира и безопасности и реализацию инициативы создания африканского компонента сил быстрого реагирования на кризисные ситуации. В этом же году Пекин подчеркнул намерение финансировать около 50 программ в области модернизации системы правопорядка, борьбы с пиратством и терроризмом. Реализация планов предполагала расширение военного присутствия Китая в странах Африки.

По данным тайваньских экспертов, по состоянию на июль 2019 года в странах Африки находятся 2506 граждан КНР (в большинстве своем военнослужащие), выполняющих задачи по поддержанию мира и безопасности в рамках мандата ООН. Китайские миротворцы усиливают национальные вооруженных силы и полицию стран с нестабильной внутриполитической обстановкой, Значительная часть контингента находится в Судане и Южном Судане. Учитывая полученный в ходе миротворческой деятельности опыт, КНР пересмотрела внутренне законодательство в части касающейся невмешательства во внутренние процессы зарубежных стран и уже использует формулировки, позволяющие действовать в национальных интересах. Пекин создал целевой фонд мира и развития ООН, руководство которым осуществляет секретариат организации. В 2017 и 2018 годах было выделено более 11 млн долл. США на проекты, которые включали реализацию программ подготовки полиции и военнослужащих для миротворческих операций. В 2018 году КНР заявила о наличии 8 тыс. военнослужащих готовых принять участие в миротворческой деятельности. ООН рассчитывает на участие 800 из них в составе резервного компонента сил быстрого реагирования. Пекин также обязался предоставить вертолеты, оказать помощь в разминировании территорий и обучить 2 тыс. иностранных миротворцев.

Тайваньские обозреватели обращают внимание, что имеется спорный вопрос правомерности военного присутствия Китая на континенте. Китайская военно-морская база в Джибути действует с 2017 года. Пекин приобрел в аренду территорию площадью 36 гектаров на десять лет за 20 млн долл. США в год. Предназначение базы официально декламируется как поддержка военно-морских операций по борьбе с пиратством в Аденском заливе, миротворческие операции в Южном Судане, гуманитарное и иное сотрудничество в районе Африканского рога. При этом база активно используется для проведения учений с боевыми стрельбами. В мае 2018 года Китай начал строительство дополнительных причалов в порту Джибути «Доралех». Тайваньские эксперты полагают, что КНР продолжает действовать в направлении расширения военного присутствия и создания новых военных баз на африканском побережье Индийского океана. Также отмечается активизация Китая в проведении учений, совместном морском патрулировании и процессе обмена военнослужащими в рамках образовательных программ. В первой половине 2018 года две группы ВМС Китая совершили заходы в порты в Камеруне, Габоне, Гане и Нигерии, а сухопутные подразделения провели учения в тех же странах, военные медики работали в Эфиопии, Сьерра-Леоне, Судане и Замбии. Перспективной является работа с Буркина-Фасо, где продолжаются переговоры по расширению военных связей и сотрудничества в области борьбы с терроризмом. В свою очередь, Министерство обороны Китая заявляет о неизменном курсе, направленном на сотрудничество с африканскими странами в области подготовки персонала, материально-технического обеспечения, поддержания мира, здравоохранения, оказания помощи при возникновении чрезвычайных ситуаций. Международное военное сотрудничество не ограничивается только военной составляющей, Пекин призывает к совместной работе в рамках форума правоохранительных органов и обмену разведывательными данными. КНР обязуется поддерживать программы, реализуемые в рамках консульских служб, миграционных политик, правосудия и правоохранительной деятельности, включая проведение ежегодных курсов по борьбе с коррупцией, целью которых является подготовка 100 африканских специалистов к 2021 году. Кроме того, Китай обязался предоставить военное имущество на сумму 25 млн долл. США для базы материально-технического снабжения Африканского союза в Камеруне. Пекин стал крупнейшим поставщиком оружия в страны Африки к югу от Сахары. На его долю приходится 27% импорта за период 2013-2018 годов. 22 страны Африки являются постоянными закупщиками китайского оружия (в том числе Гана, Замбия, Кения, Нигерия и Танзания). КНР импортирует стрелковое оружие, боеприпасы, военную технику и боевую экипировку.

Таким образом, представляется возможным согласиться с оценками тайваньских специалистов:

  1. Официальный Пекин активизировал деятельность по расширению военного и военно-технического сотрудничества со странами Африки, эффективно реализует программу поддержания мира и безопасности и считает данное направление стратегическим.
  2. Кроме экономической составляющей китайско-африканских отношений активно развивается и военная составляющая, а также активное участие китайских миротворцев в операциях ООН в Африке.
  3. Тайваньские специалисты отмечают, что военное присутствие Китая в Африке организуется для защиты китайских инвестиций в регион и с целью получения боевого опыта, которого у КНР сейчас недостаточно. Так, например командованием китайских вооруженных сил были сделаны значительные корректировки боевой экипировки китайских военнослужащих (был налажен выпуск усиленных бронежилетов и бронешлемов) после инцидента в 2017 году в Судане, когда военнослужащие китайского миротворческого батальона подорвались на мине, а затем были расстреляны местными жителями.
52.21MB | MySQL:103 | 0,489sec