Запасы нефти и газа в Марокко незначительны: так, на начало 2007 года доказанные запасы нефти составили всего около 150 тыс. т, газа – 1,6 млрд куб.м. Особенностью энергетической отрасли Марокко является большой разрыв между собственными запасами некоторых видов энергоносителей, в том числе нефти, угля и газа, и потребностью в них, что значительно затрудняет решение задач по энергетической обеспеченности. На протяжении нескольких десятилетий королевство является бессменным лидером среди стран Северной Африки по импорту энергоносителей, что является тяжелым бременем на экономику, значительно замедляя прирост национального ВВП[i]. Годовая потребность природного газа оценивается в 5 млрд. куб. м, из которых 3,5 млрд. куб. м пойдут на производство электроэнергии. В 2016 году его потребление составило около 1,16 млрд. куб м, или 6% спроса на первичную энергию.
Тем не менее, не стоит утверждать, что в Марокко отсутствуют нефтяные запасы, поскольку эта страна является одним из наименее изученных районов на планете с точки зрения геологоразведки на нефть и газ. Официальный Рабат предпринимает меры для поиска углеводородов как собственными силами, так и с помощью привлечения иностранных инвесторов.
На одном участке атлантического шельфа уже установлено, что на материк уходит «шлейф», ширина которого, однако, пока не очень ясна. По сегодняшним оценкам, материковые нефтегазовые запасы страны составляют 20 трлн куб. футов (566,34 млрд куб. м) извлекаемых ресурсов сланцевой нефти и природного газа. В июне 2015 года появились неожиданные новости о том, что Марокко может стать лидером по добыче сланцевого газа в Западной Африке – так считает ирландская компания Circle Oil, которая получила газ из своей первой скважины LAM-1 (расположенной на материковом лицензионном участке Lalla Mimouna в Марокко), где был достигнут устойчивый поток газа 1,9 млн куб. футов (53,8 тыс. куб. м) в день[ii]. Конкурирующая с Circle Oil компания Gulfsands Petroleum, имеющая штаб-квартиру в Лондоне, в начале 2015 года сообщала о том, что на своей разведочной скважине на севере Марокко получала 10 млн куб. футов (283 тыс. куб. м) газа в день. В 2014 году эта компания намеревалась вложить в разведку и освоение данного лицензионного участка 3,5 млн долларов[iii].
В марте 2016 года пресс-служба правительства РФ сообщила о том, что Марокко хотело бы совместно с российскими партнерами строить терминал для приема сжиженного природного газа на атлантическом побережье страны[iv]. Проект предусматривал строительство к 2019 году в порту Джорф-Ласфар на востоке Марокко терминала по приему и регазификации СПГ мощностью 10 млрд куб. м. Кроме того, бизнес-план предусматривал обустройство газотранспортной системы, идущей от терминала. Приблизительная же стоимость реализации проекта — 4,7 млрд долларов. К сожалению, пока данный проект находится на стадии обсуждения.
Также было упомянуто об интересе международной группы компаний «Союзнефтегаз» к получению лицензии на проведение разведки месторождений нефти на сухопутной территории Марокко и его континентальном шельфе. Напомним, что «Союзнефтегаз» занимается реализацией перспективных инвестиционных проектов в нефтегазовом секторе и энергетической отрасли экономики. Большая часть проектов группы связана с геологоразведочными работами на стадии поиска залежей углеводородов.
В октябре 2017 года премьер-министр России Дмитрий Медведев в сопровождении министра сельского хозяйства Александра Ткачева посетил Марокко по случаю Российско-марокканского бизнес-форума. С 1971 года ни один российский лидер не был с визитом в Марокко, а поездка Дмитрия Медведева стала продолжением визита президента РФ Владимира Путина в эту страну в мае 2016 года. Этот визит завершился подписанием одиннадцати соглашений о сотрудничестве между двумя странами. Энергетический сектор занял ключевое место на переговорах: в королевстве пока нет своих углеводородов и российские компании будут рады поставлять сжиженный природный газ. Что касается электричества, то плотина Аль-Вахда, спроектированная с использованием российских технологий, снабжает уже треть королевства.
В конце 2017 года председатель правления «Новатэк» Леонид Михельсон сообщил СМИ о том, что рассматривает Марокко как перспективный рынок сбыта сжиженного природного газа (СПГ) и готов участвовать реализации крупных проектов: регазификационном терминале, трубопроводе и генерации. Он также добавил, что СПГ из России мог бы полностью или частично заменить Марокко поставки газа из Саудовской Аравии. Ранее об интересе российских компаний к поставкам СПГ в Марокко и строительству необходимой для этого инфраструктуры говорил министр энергетики Александр Новак, который упомянул, что кроме «Новатэка» принять участие в этих проектах может и «Газпром». По предварительным данным, источником поставок СПГ для Марокко мог бы стать «Арктик СПГ-2» – новый проект «Новатэка», предполагает директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко[v]. Он также добавил, что «возможность не только поставить СПГ, но и обеспечить строительство инфраструктуры может стать одним из конкурентных преимуществ компании, которой уже сейчас необходимо искать возможные рынки сбыта для своего следующего СПГ-проекта».
В феврале 2017 года зарегистрированная в Лондоне компания Chariot Oil & Gas приобрела 75% участия в проекте Кенитра (Kenitra), который граничит с другим блоком, где компания ведет геологоразведку – Мухаммадия. Chariot Oil & Gas вошла в проект, которым ранее распоряжалось Национальное агентство углеводородного сырья и горнодобывающей промышленности Марокко (ONHYM), причем за последним осталось 25%. На данный момент (по сведениям на июнь 2019 года) Chariot занимается подготовкой к разработке нового месторождения Anchois и характеризует энергетический рынок Марокко как «активно растущий» и «с привлекательными ценами на газ»[vi].
16 марта 2018 года итальянский консорциум Eni объявил о начале бурении скважины Rabat Deep 1 в Атлантическом океане с помощью арендованного бурового судна шестого поколения Saipem 12000[vii]. По данным британской компании Chariot Oil & Gas (один из партнеров Eni по проекту), бурение глубоководной скважины продолжится в течение 50 дней. Бурение Eni с привлечением самой современной буровой техники — показательный пример работы в новом регионе. Лицензия, выданная властями Марокко итальянской компании Eni на проведение геологоразведочных работ на Rabat Deep, распространяется на участок шельфа площадью приблизительно 10,78 тыс. кв. км на глубине от 150 м до 3,5 км. Однако привлечение Saipem 12000 свидетельствует, что Eni нацелена на разработку, прежде всего, сверхглубоководной части шельфа. Итальянская компания нацелена на обнаружение здесь нефти, хотя Северо-Западная Африка перспективна также и для открытия природного газа.
Буровое судно Saipem 12000 было построено на южнокорейской верфи Samsung Heavy Industries и спущено на воду в 2010 году. Судно относится к шестому поколению морской буровой техники и предназначено для выполнения работ на сверхглубинах: может работать на глубинах от 3,658 км и до 10,66 км от поверхности. В проекте Rabat Deep у Eni 40%, еще по 25% у Марокканской государственной компании ONHYM и австралийской Woodside, а у Chariot – 10%. Eni также подписала соглашение с ONHYM о проведении геологоразведки на участке Tarfaya Offshore Shallow в Атлантике на площади в 23,9 кв. км и глубинах до 1 км, также с прогнозом на открытие нефти. Среди крупнейших операторов, уже работающих в стране, можно отметить Chevron, которая еще в 2013 г. стала оператором на трех блоках на марокканском шельфе в партнерстве с ONHYM и Qatar Petroleum.
В июне 2018 года Британская компания Sound Energy представила в Министерство энергетики, горнодобывающей промышленности и устойчивого развития Королевства Марокко заявку на выдачу концессии на разработку первого перспективного газового участка в Марокко «Тендрара». Об этом было объявлено 8 июня руководством британской компании. По прогнозам Sound Energy концессия на эксплуатацию месторождения позволит компании производить около 60 млн. куб. футов природного газа в день. Планируется, что марокканский газ будет подведен к газопроводу Магриб-Европа (GME), инфраструктуре, которая перейдет в собственность Марокко в 2021 года[viii]. Добытый газ либо пойдет для внутреннего использования, либо будет экспортироваться в страны Южной Европы. По прогнозам Sound Energy трубопровод сможет принять 200 млн куб. футов дополнительного природного газа из Марокко. Для реализации своих проектов в Марокко Sound Energy подписала соглашение о партнерстве с англо-испанским консорциумом Enagas/ Elecnor/ Fomento. Он будет отвечать за финансирование и эксплуатацию газового трубопровода. Планируемые инвестиции составят 184 млн долларов. Контракт с консорциумом охватывает период в 15 лет, который может быть продлен.
Также в июне 2018 года журнал L’Economiste сообщил о том, что, осознавая проблему прерывистого производства электроэнергии на основе возобновляемых источников энергии, Марокко приступила к реализации инфраструктуры для использования сжиженного природного газа (СПГ)[ix]. Эта инфраструктура должна быть готова к началу использования природного газа в 2021 году. Инфраструктура будет включать морской причал, терминал регазификации и транспортный трубопровод высокого давления протяженностью более 400 км, соединяющий терминал с электростанциями комбинированного цикла. Инвестиции в размере 4,6 млрд долл. США, планируемые для реализации этого проекта (Gas to Power), будут обеспечены национальными и международными инвесторами в рамках контрактов государственного и частного партнерства.
В настоящее время на существующие электростанции комбинированного цикла в Тахаддарте и Айн-Бени-Матаре поступает алжирский природный газ по лицензионному соглашению о транзите и покупке газа, срок действия которого истекает в 2021 году. После этого инфраструктура газопровода Магриб-Европа перейдет в собственность Марокко. Окончательное решение относительно использования этого газопровода пока не принято. Если Марокко выйдет на коммерческие объемы добычи природного газа, страна сможет использовать эту инфраструктуру для экспорта части продукции в Испанию и Португалию, а в долгосрочной перспективе — в страны Западной Африки. В июне 2018 года королевство подписало ряд соглашений, касающихся реализации мега-проекта по прокладке газопровода Нигерия-Марокко. Ожидается, что он ускорит процесс электрификации стран Западной Африки и окажет положительное влияние на качество жизни более 300-миллионного населения региона.
Пресс-служба «ЛЛК-Интернешнл» (дочка ЛУКОЙЛа) 7 декабря 2018 года сообщила о том, что компания зарегистрировало в Королевстве Марокко компанию LUKOIL Lubricants Africa S.A.R.L. Предполагается, что она поможет вести бизнес в государствах Западной и Северной Африки. По словам гендиректора «ЛЛК-Интернешнл» К.Вереты, дочерняя структура в Африке – «логичное продолжение международной экспансии бизнеса смазочных материалов ЛУКОЙЛа»[x]. На сегодняшний день на континенте можно наблюдать энергичный рост промышленности, транспортного парка – растут и темпы потребления смазочных материалов. Компания предлагает инновационные технологические и сервисные решения для различных отраслей. К.Верета отметил, что поставка готовой продукции в страны Африки будет осуществляться через европейские площадки ЛУКОЙЛа. Кроме того, вопросом займется завод по смешению масел, расположенный в Марокко. Руководитель торгового представительства РФ в Королевстве Марокко А.Цинамдзгвришвили отметил, что начало работы ЛУКОЙЛа может стать позитивным сигналом для расширения сотрудничества и взаимных инвестиций России и Марокко.
Обнаружение нефтегазовых запасов и привлечение иностранных инвестиций в Морокко позволит королевству не только удовлетворить растущие потребности, но и постепенно превратить Рабат в поставщика энергоносителей в соседние страны. Тем не менее, это возможно только в случае нахождения очень крупных запасов с низкой себестоимостью добычи.
[i] http://www.iimes.ru/?p=21429 “О состоянии нефтедобывающего сектора Марокко”, Носков А. Ю.
[ii] https://www.energy-pedia.com/news/morocco/new-164094 Morocco: Circle Oil announces successful test of LAM-1 on the Lalla Mimouna Permit, onshore Morocco
[iii] https://teknoblog.ru/2015/06/27/41616 В Марокко активизируется разведка и добыча сланцевой нефти и газа
[iv]http://proekt-gaz.ru/news/u_marokko_i_rossii_namechaetsja_rjad_sovmestnykh_neftegazovykh_proektov/2016-03-16-3340
[v] http://rcc.ru/article/novatek-gotov-postavlyat-gaz-v-marokko-61333
[vi] https://www.moroccoworldnews.com/2019/06/276245/chariot-oil-gas-morocco-energy/ Chariot Oil & Gas Finds Morocco an ‘Attractive’ Energy Market
[vii] http://neftianka.ru/eni-burit-sverxglubokovodnuyu-skvazhinu-na-shelfe-marokko/#more-8832
[viii] http://www.rustrade-maroc.org/novosti/2018-06-15-73
[ix] http://www.rustrade-maroc.org/novosti/2018-06-15-73
[x] http://lukoil-image.ru/blog/lukoyl-zaregistriroval-dochernyuyu-kompaniyu-v-marokko/