По оценке Министерства коммерции Китайской Народной Республики (КНР), экономический рост в регионе Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА) в 2020 году увеличится на 3,4%. Ожидается, что Египет станет одной из самых быстрорастущих экономик на Ближнем Востоке и в Северной Африке, с ожидаемыми темпами экономического роста в 5,5% в 2019 году, что является самым высоким показателем с 2008 года. Несмотря на снижение ВВП на душу населения, экономический рост на Ближнем Востоке и в Северной Африке в 2020 году ускорится благодаря проводимым реформам. Ожидается, что экономический рост в регионе вырастет с 1,5% в 2019 году до 3,4. % в 2020 году. Из-за ослабления мировой экономики и волатильности финансового рынка общие темпы экономического роста в Азии в этом году, как ожидается, будут ниже на 1,6%, чем в 2018 году. Китайские экономисты отмечают, что в 2020 году ожидания, связанные с восстановлением темпов роста экономики, связаны с результатами проводимых в Китае политических реформ, направленных на диверсификацию экономики и улучшение бизнес-среды.
Обозреватели гонконгского информационного агентства «Фэнхуан» обращают внимание, что страны Персидского залива и Египет проводят у себя реформы, чтобы помочь ускорить рост экономики, сократить дефицит бюджета и привлечь инвестиции. В регионе Персидского залива три страны ввели 5% НДС, некоторые страны повысили цены на энергоносители, и были приняты другие меры для контроля бюджетного дефицита. В Египте были проведены реформы в рамках программы помощи МВФ на сумму 12 млрд долларов. Ферид Белхадж, заместитель управляющего Всемирного банка по Ближнему Востоку и Северной Африке, заявил: «Мы призываем регион (БВСА – авт.) принять амбициозные реформы. Срочно необходимы реформы для повышения производительности и поощрения инноваций и конкуренции. Мы видим, что те страны, которые приняли жесткие меры для осуществления политических реформ, являются движущей силой экономического роста на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
Ежедневное гонконгское издание South China Morning Post сообщает, что Рабах Арезки, главный экономист Всемирного банка по Ближнему Востоку и Северной Африке, заявил, что экономический рост в странах БВСА должен быть как минимум вдвое выше нынешнего уровня. Несмотря на эти усилия по достижению экономической диверсификации, богатому энергоресурсами региону Персидского залива по-прежнему необходимо провести дополнительные реформы, чтобы компенсировать влияние волатильности цен на нефть и реагировать на цены на нефть ниже максимума 2014 года, составляющего 100 долларов за баррель. Хотя половина стран региона Персидского залива растет быстрее, чем другие в 2011–2014 годах, ожидается, что все они будут расти медленнее, чем страны с высоким уровнем дохода в период 2018–2021 годов. Предполагается, что экономический рост в регионе Персидского залива достигнет 2,1% в 2019 году и достигнет 3,2% в 2021 году по сравнению с 2% в 2018 году. В 2017 году из-за сокращения добычи нефти и падения цен на сырую нефть экономика региона сократилась на 0,2%. Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) заявил, что восстановление экономического роста в определенной степени и косвенно является результатом политики, которая уменьшает зависимость экономики от нефтяных доходов.
Ведущий информационно-аналитический портал в китайском интернете «Соу Ху» отмечает, что в бюджете на 2019 год расходы Саудовской Аравии, крупнейшей экономики в арабском мире, увеличатся на 20% в годовом исчислении до 246 млрд риалов, что поможет каждой из выдвинутых инициатив в рамках программы «Видение 2030». Обращается внимание, что Египет должен стать быстрорастущей экономикой на БВСА (рост 5,5% в 2019 году). Рост добычи природного газа, восстановление туризма и увеличение государственных инвестиционных расходов принесли пользу египетской экономике. Китайские обозреватели отмечают, что из-за увеличения доходов от налога на добавленную стоимость и подоходного налога над расходами субсидии были сокращены в несколько раз, а дефицит бюджета в Египте сокращался в течение последних двух лет. Ожидается, что синергия между этим ростом и фискальной реформой продолжится в краткосрочной перспективе.
Стоит отметить, что МИД КНР, в свою очередь, призвал СМИ рационально и объективно подойти к рассмотрению китайско-африканского сотрудничества. Китай надеется на то, что средства массовой информации смогут рационально и объективно подойти к рассмотрению китайско-африканского сотрудничества, заявил официальный представитель МИД КНР Гэн Шуан на очередной пресс-конференции: «Каким является сотрудничество Африки с Китаем? Об этом африканские страны и их народы, а не кто-то посторонний, вправе рассуждать», сказал китайский дипломат, комментируя высказывания о том, что африканские страны постепенно повышают бдительность по поводу так называемой китайской «долговой ловушки». По сообщениям китайских СМИ, в последнее время в отдельных китайско-африканских совместных проектах сотрудничества появились некоторые трудности. Британское издание The Economist сообщило, что проекты китайско-африканского сотрудничества не приносят удовлетворительных результатов, и африканские страны постепенно повышают бдительность в отношении «долговой ловушки». Существует множество проектов сотрудничества между Китаем и африканскими странами, также имеется большое количество успешных проектов, напомнил он, добавив, что возникновение вопросов в коммерциализации отдельных проектов является распространенным явлением. Для решения этих вопросов, Китай с соответствующими африканскими странами готов укреплять диалог и проводить дружественные консультации, отметил Гэн Шуан. В связи с этим, соответствующие СМИ должны услышать голос народов Африки и тогда смогут рационально и объективно подойти к рассмотрению китайско-африканского сотрудничества, а не пренебрегать фактами, подчеркнул Гэн Шуан.
По данным Главного таможенного управления КНР в первые пять месяцев был отмечен умеренный рост товарооборота между Китаем и Африкой. Согласно данным ведомства, за январь-май объем китайско-африканской торговли составил 84,76 млрд долл. США, увеличившись на 3 проц. в годовом выражении. В первые пять месяцев китайский экспорт в Африку вырос на 6,3 проц. до 43,57 млрд долл. США, и импорт из Африки снизился на 0,3 проц. до 41,19 млрд долл. США. В результате образовалось активное сальдо в размере 2,38 млрд долл. США. В мае товарооборот между Китаем и Африкой вырос на 1,7 проц. до 18,67 млрд долл. США, и активное сальдо Китая в торговле с Африкой — 1,89 млрд долл. США. В том числе, китайский экспорт в Африку увеличился на 8,7 проц. до 10,28 млрд долл. США, при этом импорт из Африки снизился на 6 проц. до 8,39 млрд долл. США по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В 2018 году объем китайско-африканской торговли достиг 204,2 млрд долл. США, увеличившись на 20 проц. в годовом выражении. Китай десятый год подряд остается крупнейшим торговым партнером Африки.
Таким образом, представляется возможным согласиться с приведенными оценками и сделать следующие выводы:
- Будучи «хорошим партнером, другом и братом африканских стран», Китай придерживается укрепления сотрудничества с африканскими странами в сфере инвестиций и финансирования в соответствии с их потребностями, содействуя им в оптимизации состояния инфраструктуры и ускорении социально-экономического развития. Это уже принесло африканским странам и их народам реальную выгоду.
- Экономический рост в регионе БВСА в 2020 году увеличится на 3,4%. Ожидается, что Египет станет одной из самых быстрорастущих экономик в регионе, с ожидаемыми темпами экономического роста в 5,5% в 2019 году. Предполагается, что это будет связано с результатами проводимых в Китае политических реформ, направленных на диверсификацию экономики и улучшение бизнес-среды.
- Руководители африканских стран уже дали высокую оценку достижениям сотрудничества с Китаем и выразили готовность активизировать двустороннее взаимодействие в сфере инвестиций и капиталовложений.