Темпы репатриации из России в Израиль выросли в полтора раза

Согласно данным, опубликованным израильским Центральным статистическим бюро  9 июля, Россия стала страной, откуда приехало больше всего репатриантов в 2018 году (10 460 человек, около 37% всех репатриантов, рост на 47% по сравнению с 2017 годом). За ней следуют Украина (6355 человек, 23% от всех репатриантов, снижение на 10%), США (2496 человек, 9%, снижение примерно на 3%) и Франция (2415 человек, 8,7%, снижение на 23,5%).

В последнее десятилетие те, кто приехал из бывшего Советского Союза, составляли более половины (52,0%) от общего числа репатриантов, прибывших в Израиль. В 2018 году около 68% репатриантов приехали из бывшего Советского Союза. По данным ЦСБ, с момента создания государства в Израиль репатриировались около 3,3 млн человек, и 44% из них — после 1990 года.

Число новых репатриантов из России растет, начиная с 2014 года, в 2018 году их было почти в полтора раза больше, чем в предыдущем году. А по сравнению с 2013 годом их оказалось в 2,5 раза больше.

Число же репатриантов из Франции в 2018 году продолжало уменьшаться и сократилось почти на четверть по сравнению с предыдущим годом. Всего число репатриантов из Франции сократилось на 64% с 2015 года, пика волны репатриации евреев Франции.

Предположения, что антисемитизм, поднимающий голову в Европе в последние годы, ускорит переезд французских евреев, не оправдались. План по собиранию в Израиле 200 тысяч французских евреев, выдвинутый тогдашним министром образования и диаспоры Нафтали Беннетом, остается фантазией. Тем не менее, приток из Франции по-прежнему остается значительным. Так, в 2018 году число репатриантов было таким же, как из США, где евреев в десять раз больше, чем во Франции.

Согласно данным этого отчета, в 2018 году в целом 28,1 тысячи человек приехали в Израиль со всего мира, что на 6,6% больше, чем в 2017-м и на 8,2% больше, чем в 2016-м.  Относительно всего населения страны, соотношение выросло с 3 репатриантов на 1000 жителей Израиля в 2017 году до 3,2 в прошлом году.

Эти цифры относятся только к тем, кто въехал в страну, даже если некоторые покидают Израиль. В 2016 году среди граждан, покинувших страну (то есть уехавших за границу и остававшихся там непрерывно не менее года), примерно 26% приходится на тех, кто репатриировался в 2006 году или позже.

В дополнение к новым репатриантам, в Израиль въехали в прошлом году 3502 «гражданина-репатрианта». «Граждане-репатрианты» — это те, кто родился у израильтян, когда они жили за границей, и въехал в страну с намерением поселиться здесь.

Репатриантов привлекают крупные города: 11,1% в 2018 году выбрали первым местом поселения Тель-Авив — Яффо,  9,5% — Иерусалим, 8,5% — Нетанию и 7,9% процента  — Хайфу. Примерно по 5% процентов поселились в Бат-Яме и Ашдоде.

Уровень образования прибывших относительно высок. Из репатриантов в возрасте 15 лет и старше в 2018 году почти три четверти имели образование выше среднего (13 лет и более), а 55% учились в течение 16 лет и более.

Большинство репатриантов (58,3%) приезжают, состоя в браке. Процент одиноких олим-мужчин в возрасте 15 лет и старше (29,6%) был выше, чем процент незамужних женщин в возрасте 15 лет и старше (27,8%).

Можно предположить, что тенденция к увеличению потока репатриантов из России обусловлена общим оттоком населения из РФ на фоне экономической и политической нестабильности стране. Увеличение миграционных настроений фиксируют российские демографы уже несколько лет подряд, причем нарастающими темпами.

Еще одним фактором, способствующим росту алии именно из России, могло стать новое правило (поправка к Закону о международных паспортах), которое позволяет получать «даркон» (израильский загранпаспорт) сразу, а не спустя год после репатриации. Это сделало Израиль более «интересным» для тех евреев, которые предпочитают либо жить на две страны, либо получить израильское гражданство «на всякий случай». Так, например, в 2018 году, новыми репатриантами гражданами Израиля стали многие известные российские евреи, как например Роман Абрамович, Иван Ургант, Эммануил Виторган и другие.  И хотя далеко не все они задержались в Израиле, в статистику репатриации вошли.

Однако немало и тех, кто прибыл в Израиль и на постоянное место жительства. Причем поехали не только жители российской глубинки, где экономическая ситуация наиболее неблагоприятна, но и Москвы и Санкт-Петербурга.

Как уже отмечалось выше, как и в предшествующие несколько лет, новые репатрианты едут в Израиль в основном из четырех стран — России, Украины, Франции и США. При этом подлинно сионистскими убеждениями руководствуются, пожалуй, только евреи Северной Америки.

Что касается Украины, то снижение темпов репатриации из этой страны может объясняться двумя факторами. Во-первых, в последние годы основной приток репатриантов осуществлялся за счет еврейских общин, расположенных в так называемой зоне АТО или рядом с ней. Однако благодаря действиям Сохнута и Фонда дружбы (Керен ле-йедидут) большинство тех, кто хотел выехать, уже это сделали.

Во-вторых, в Украине, как подчеркивают в еврейских СМИ этой страны, существуют определенные ожидания стабилизации, прежде всего — экономической, связанные с недавним избранием нового президента. В том случае, если эти ожидания не оправдаются, темпы репатриации могут вновь возрасти.

По поводу Франции. Хотя эта страна продолжает фигурировать в списке европейский стран с наиболее высоким уровнем антисемитизма, уменьшение темпов репатриации может также объясняться двумя факторами. Во-первых, значительным количеством репатриантов, прибывших в предшествующие три года, когда показатели неизменно возрастали. Во-вторых, у многих французских евреев уже давно есть израильские паспорта.

Но увеличение числа репатриантов из России таит в себе определенные проблемы демографического характера:

В другом отчете Центральное статистическое бюро, опубликованном в начале 2019 года,  более половины репатриантов, прибывших в Израиль в 2018 году, не признаны евреями по Галахе (в соответствии с религиозными законами) .

При этом из России и Украины, как считают составители отчета, едут потомки евреев, родившиеся в смешанных браках. Также отмечается, что пройти гиюр (обряд перехода в еврейство) в странах исхода они не могут, рассчитывая сделать это в Израиле. Но и в Израиле подобная возможность, как выясняется, ограничена.

В МВД по прибытии таких репатриантов регистрируют как представителей «прочих» национальностей или «не принадлежащих к определенной религиозной конфессии».

Согласно оценкам демографов, таких людей в Израиле на данный момент 300-400 тысяч, но их количество увеличивается. Граждане, не признанные евреями по Галахе, пользуются теми же правами, что и остальные, но за одним исключением: им не разрешается оформлять брак в своей стране. Как известно, институт брака находится под контролем Главного раввината, который позволяет сочетаться браком по еврейским канонам лишь тем, кого сам признает евреями. В том случае, если оба молодожена не являются евреями, они могут зарегистрировать брак в юридическом порядке. Закон, принятый в 2010 году, разрешает такую процедуру, МВД такой брак признает. Но для этого Главный раввинат, опять же, должен подтвердить, что оба – неевреи.

Получается парадоксальная ситуация: государство, с одной стороны, поощряет репатриацию на основании Закона о возвращении, а с другой – увеличивает долю нееврейского населения, препятствуя интеграции репатриантов не только в израильское общество, но и в сам еврейский народ.

52.2MB | MySQL:103 | 0,475sec