К вопросу о сотрудничестве Республики Корея и стран Ближнего Востока

Республика Корея — государство с активно развивающейся экономикой, которая, несмотря на свою относительную молодость, уже успела войти в ведущих экономик мира. Уже более двадцати лет экономика Южной Кореи демонстрирует положительную динамику, так, в частности, ВВП растет каждый год на 9-10%, а в некоторые годы доходил и до 14%. Важные моменты южнокорейского экономического прорыва включают в себя:

— активный рост экспорта корейских товаров, что позволило республике занять 8-е место в мире по экспорту продукции;

— вложение валюты в экономику государства;

— расширение международной торговли, от которой доходы растут, доходя до 700-800 млрд долларов в год;

— Южная Корея занимает пятое место по экспорту технологий и технологической продукции, пропуская вперед только Китай, Германию, США, Сингапур;

— ведущие позиции Сеула в мире по судостроению. Все время появляются новые компании, которые контролируют 40% мировых заказов, поступающих на строительство морских судов;

— наконец, высоким трудолюбием местного населения.

Что же касается политики Республики Корея, то ее власти придерживаются  принципа многостороннего сотрудничества со странами всего мира. Одна из целей внешней политики Южной Кореи — развивать отношения сотрудничества со странами Ближнего Востока на основе принципов взаимной выгоды и партнерства.  Причем взаимодействие идет не только в сферах политики и экономики, но и нефтегазовой, военной, торговой, финансовой и энергетической.

АЛЖИР

17 декабря 2018 года премьер-министр РК Ли Нак Ён, находящийся с официальным визитом в Алжире, встретился со своим алжирским коллегой Ахмедом Уяхья. Ли Нак Ён призвал Ахмеда Уяхью оказать содействие в успешном выходе южнокорейских компаний на местный рынок. Там реализуются такие крупные проекты как строительство нефтеперерабатывающего завода Хасси Мессауд стоимостью 3 млрд долларов, ТЭЦ, метрополитена и другие[i]. Ли Нак Ён также предложил развивать сотрудничество в сферах интеллектуальной транспортной системы, умного города, электронного правительства, в космическом секторе, в сельском хозяйстве и в области образования. Ахмед Уяхья указал, что приложит усилия для сотрудничества в нефтеперерабатывающей сфере, в вопросах развития и других. Он также выразил надежду на возможность обсуждения этих тем на переговорах на министерском уровне и обещал приложить усилия для устранения трудностей, с которыми южнокорейские компании сталкиваются в Алжире. Он выразил надежду на то, что РК будет присылать в страну как можно больше высокопрофессиональных кадров. Ахмед Уяхья особо подчеркнул стремление к сотрудничеству в сферах автомобилестроения и производства электроники. Стороны договорились в следующем году провести заседание совместного комитета министерского уровня, чтобы детально обсудить достигнутые договорённости. Также решено проводить переговоры на уровне глав департаментов по различным областям. В присутствии Ли Нак Ёна и Ахмеда Уяхья представители сторон подписали пять меморандумов о взаимопонимании в сфере устойчивого развития и охраны экологии.

ЕГИПЕТ

В марте 2016 года  агентство Ренхап по итогам встречи президента Южной Кореи Пак Кын Хе и ее египетского коллеги Абделя Фаттаха ас-Сиси сообщило о том, что Сеул и Каир  договорились о сотрудничестве в области развития инфраструктуры в объеме 3,6 млрд долларов[ii].  Канцелярия южнокорейского президента сообщила, что в ходе саммита было подписано девять меморандумов по привлечению корейских компаний к участию в развитии инфраструктурных проектов Египта. Стороны также договорились о необходимости дальнейших усилий по расширению объемов торговли, которые в прошлом году достигли 2,4 млрд долларов.

ИРАК

В марте 2017 года, после пятилетнего перерыва между Сеулом и Багдадом возобновился диалог по вопросам экономического сотрудничества. В ходе восьмого заседания совместного комитета двух стран с участием представителей заинтересованных южнокорейских ведомств, Южная Корея и Ирак договорились возобновить работу всех каналов экономического сотрудничества, не функционировавших в течение пяти лет из-за войны с «Исламским государством» (ИГ, запрещено в РФ)[iii]. Заметим, что в  составе делегации Южной Кореи были 24 представителя министерств и ведомств, в том числе, министерств планирования и финансов, промышленности, торговли и энергетики, Корейского управления эксплуатации железных дорог.

ИРАН

В январе 2018 года,  посол Южной Кореи и генеральный директор инвестиционной компании Shasta заявили о готовности расширения сотрудничества между странами во всех областях[iv]. Участниками встречи, которая состоялась в резиденции посла Южной Кореи в Тегеране, были руководители южнокорейских компаний, включая LG, Samsung, Daewoo и Hyundai, а также генеральный директор инвестиционной компании Мортеза Лотфи. Объясняя сферу деятельности инвестиционной компании, М.Лотфи выразил готовность его компании сотрудничать с корейцами в форме финансов, взаимных инвестиций и формирования инвестиционных фондов в Иране и Южной Кореи. Посол РК и менеджеры компаний, со своей стороны, выразили готовность работать с крупной инвестиционной компанией Shasta, приветствуя расширение сотрудничества с Ираном. Инвестиционная иранская компания Shasta была основана в 1986 году и имела первоначальный капитал в 20 млрд риалов (550 000 долларов). На сегодняшний день компания является одной из крупнейших Ближнем Востоке. В настоящее время холдинги Shasta и дочерние компании работают в области нефти, газа и нефтехимии, медицины, цемента, энергетики, минеральной, металлургической и машиностроительной промышленности, сообщается на сайте инвестиционной компании.

КАТАР

В рамках визита в Сеул в начале 2019 года эмира Катара Тамима бен Хамада Аль Тани Южная Корея и Катар подписали меморандум о взаимопонимании по вопросу сотрудничества в сфере рыболовства и рыбного хозяйства, признания лицензий морских техников, а также в области работы портов. Соглашение было подписано в присутствии президента РК Мун Чжэ Ина и эмира Катара Тамима бен Хамада Аль Тани. Сообщается, что подписание документа было инициировано в связи с активным желанием Дохи сотрудничать с Сеулом в этой области с целью повышения уровня продовольственного самообеспечения[v]. Южная Корея будет делиться с Катаром опытом в добыче, обработке и обеспечении санитарных норм морепродуктов, а также в управлении портами. Ожидается, что соглашение активизирует выход южнокорейских профильных компаний на рынок Катара.

ОАЭ

                В конце февраля 2019 года состоялся официальный визит президента Южной Кореи Мун Чжэ Ина в Объединённые Арабские Эмираты. Помимо прочего, в ходе визита южнокорейский лидер и наследный принц Абу-Даби, заместитель верховного главнокомандующего Вооруженными силами ОАЭ шейх Мухаммед бен Заид Аль Нахайян подписали соглашение о сотрудничестве в области атомной энергетики[vi]. Напомним, Южная Корея в лице компании KEPCO строит в ОАЭ первую в арабском регионе АЭС «Барака», состоящую из четырёх блоков южнокорейского проекта APR1400. Это первая АЭС, которую Южная Корея строит за пределами своей страны. В настоящее время АЭС «Барака» находится в высокой степени готовности, в ближайшее время ожидается запуск первого блока. Новое соглашение предусматривает продолжение сотрудничества между странами в области атомной энергетики и после начала эксплуатации АЭС «Барака», в том числе с организацией совместных проектов в третьих странах. Как уточнил пресс-секретарь южнокорейского лидера, сотрудничество двух стран в дальнейшей работе над АЭС в других странах включает в себя все стадии, начиная от участия в тендерах, продолжая проектированием, строительством, эксплуатацией и техобслуживанием. По словам Мун Чжэ Ина, сотрудничество Южной Кореи и ОАЭ в атомной отрасли может быть рассчитано на перспективу до 100 лет. Как напоминает сайт World Nuclear News, подписанию нынешнего соглашения на высшем уровне предшествовало подписание в апреле 2018 года трёх соглашений между эмиратской энергетической компанией Enec (будущим оператором АЭС «Барака») и её дочерними компаниями Nawah Energy Company и Barakah One Company (BOC), с тремя южнокорейскими компаниями об инженерном сопровождении эксплуатации АЭС «Барака» на срок до 2030 года. Также в 2016 году Enec и KEPCO подписали соглашение о совместном предприятии Kepco Korea Hydro & Nuclear Power и Nawah, в рамках которого планируется осуществлять обмен опытом эксплуатации реакторов APR1400. В самой Южной Корее первый реактор APR1400 вступил в промышленную эксплуатацию в декабре 2015 года на третьем энергоблоке АЭС «Шин-Кори».

5 июля 2019 года Компания Nawah Energy, дочерняя компания, созданная Emirates Nuclear Energy Corporation (Enec) и Korea Electric Power Corporation (KЕРСО) для эксплуатации и технического обслуживания АЭС «Барака», подписала соглашение о техническом обслуживании с Doosan Heavy Industries and Construction[vii]. В соответствии с соглашением, Doosan предоставит Nawah услуги по техническому обслуживанию и квалифицированную рабочую силу для поддержки планового и аварийного технического обслуживания четырех блоков APR1400 мощностью 1400 МВт. Соглашение с Doosan следует за недавним подписанием Nawah соглашения о долгосрочном техническом обслуживании с корейским консорциумом по гидро- и атомной энергии. В соответствии с этим соглашением KHNP, при поддержке KЕРСО Plant Service and Engineering, будет оказывать услуги по техническому обслуживанию для поддержки планового и аварийного технического обслуживания четырех блоков. В апреле Enec сообщил, что строительство блока 1 АЭС «Барака» завершено, и электростанция передана оператору Nawah Energy Company для подготовки к работе в ожидании разрешения регулирующих органов. По словам Enec, блоки 2, 3 и 4 близки к завершению строительства, и общая готовность строительства станции превышает 91%. По информации Enec, эти четыре блока будут обеспечивать до 25% потребностей в электроэнергии в ОАЭ.

САУДОВСКАЯ АРАВИЯ

7 марта 2017 года Южная Корея и Саудовская Аравия договорились укреплять экономическое сотрудничество. Меморандум о взаимопонимании был подписан в Сеуле между начальником Управления малого и среднего бизнеса Чу Ён Сопом и его коллегой из Саудовской Аравии Хасаном аль-Сулейманом, прибывшим с визитом в Сеул. Стороны договорились обмениваться информацией по бизнес-мероприятиям и делегациями, организовать совместные венчурные предприятия[viii]. Кроме того, в планах создание совместного комитета по развитию малого и среднего бизнеса. По состоянию на 2015 год, Саудовская Аравия являлась для РК шестым по обороту торговым партнёром.

28 июня 2019 года появилась информация о том, что компания Hyundai Motor начнет сотрудничать с Saudi Aramco по вопросам использования водородной энергии в автомобильной промышленности[ix]. Союз возник в ходе визита наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бен Сальмана в Южную Корею, после чего корейские компании подписали ряд соглашений на сумму 8,3 млрд долларов с государственными органами и частными компаниями КСА. По словам вице-президент Hyundai Motor Group Чанг Юйсуни генеральный директор Saudi Aramco Амин Нассер подписали меморандум о взаимопонимании в рамках своего совместного сотрудничества по обмену технологиями для электромобилей на водородных топливных элементах. Компания заявила, что документ нацелен на «расширения водородной промышленности на рынках Кореи и Саудовской Аравии, а также изучении использования современных неметаллических материалов в различных областях, включая автомобильную промышленность». Чанг Юйсуни считает, что «сотрудничество Hyundai Motor и Saudi Aramco ускорит продвижение к “водородному обществу” за счет расширения доступа к надежной водородной инфраструктуре, ведь оно будет поддерживать создание устойчивого будущего при одновременном изучении автомобильного бизнеса и технологий». Эксперты сходятся во мнении, что «принц Мухаммед бен Сальман пытается сменить экономическую зависимость с нефти на новые технологии. А данное партнерство вполне соответствует таким усилиям». Также в июне Saudi Aramco открыла первую водородную заправочную станцию ​​рядом со своей штаб-квартирой в Дахране. Амин Нассер заявил, что «проект откроет потенциал водорода в транспортном секторе и его жизнеспособность в качестве возможного топлива будущего».

Республика Корея поддерживает активные контакты и с другими странами Ближнего Востока (Оман, Марокко, Иордания и т. д.), что, без сомнения, наверняка приведет к расширению ее присутствия в арабских странах в ближайшем будущем.

[i] http://k-window.com/politics/foreihn_policy/premer-ministry-yuzhnoj-korei-i-alzhira-dogovorilis-aktivizirovat-sotrudnichestvo/

[ii]https://news.rambler.ru/world/32949377/?utm_content=rnews&utm_medium=read_more&utm_source=copylink

[iii] http://k-window.com/politics/foreihn_policy/yuzhnaya-koreya-i-irak-vozobnovlyayut-sotrudnichestvo/

[iv] https://theiranproject.com/blog/2018/01/23/iran-south-korea-stress-broadening-mutual-cooperation/

[v] http://k-window.com/politics/foreihn_policy/yuzhnaya-koreya-i-katar-razvivayut-sotrudnichestvo-v-sfere-morskogo-hozyajstva/

[vi] http://www.atomic-energy.ru/news/2019/02/28/92923

[vii] https://www.nucnet.org/news/doosan-wins-maintenance-contract-for-uae-s-first-nuclear-station-6-1-2019

[viii] http://k-window.com/politics/foreihn_policy/yuzhnaya-koreya-i-saudovskaya-araviya-razvivayut-ekonomicheskoe-sotrudnichestvo/

[ix] https://novostivl.ru/post/73916/

62.85MB | MySQL:102 | 0,825sec