Али Лариджани: технократ-исламист во главе Высшего Совета Национальной Безопасности Ирана

Высший совет национальной безопасности (ВСНБ) Ирана ныне, как нам представляется, самая известная государственная структура страны. Это объясняется тем, что ядерная проблема Ирана — наиболее распространенный сюжет сегодняшней реальности страны, а именно ВСНБ ведет весь переговорный процесс по этому аспекту иранской политики. В последние годы секретарь ВСНБ является личным представителем и доверенным лицом религиозного лидера страны аятоллы Али Хаменеи на продолжающихся уже много лет переговорах по ядерной проблеме, что, конечно же, повышает статус и авторитет как этой должности, так и ее обладателя.

ВСНБ был одной из первых государственных структур новых органов власти, возникших в Иране после победы исламской революции. Теоретическая база строя исламской республики в его специфическом иранском варианте была сформулирована еще ее основателем аятоллой Рухоллой Хомейни. В соответствии с его концепцией исламской республики, светская и духовная власть нераздельны, руководство всеми ветвями власти концентрируется в руках высшего духовенства. Разумеется, такой важный орган, как ВСНБ, логично замыкается на первом лице государства, то есть на его религиозном лидере.

Сформированный в Иране в первые месяцы существования нового режима, когда шла энергичная замена органов власти шахского периода, ВСНБ за эти годы стал авторитетным центром осмысления и формулирования доктрины страны в сфере обороны и безопасности в неразрывной связи с политическим курсом страны, определяемым религиозным лидером. Политический вес ВСНБ определяется и тем, что в него входят все высшие руководители страны – религиозный лидер, президент, спикер парламента, глава МИДа, министры силового блока. В такой ситуации неизмеримо высока ответственность секретаря ВСНБ, который руководит всей текущей работой Совета. Как справедливо отметил российский иранист А.А. Розов, в связи с переводом иранского ядерного досье в компетенцию ВСНБ его секретарь превратился в весомую политическую фигуру [1]. Это было заметно во время пребывания на этом посту политического выдвиженца президента-реформатора Мохаммада Хатами – ходжат-оль-эслама (одно из высших религиозных званий) Хасана Рухани, когда произошла передача ядерной проблемы из компетенции МИДа в ведение ВСНБ. С еще большей очевидностью это проявляется ныне, когда пост секретаря ВСНБ занимает яркий и харизматичный деятель, которым, несомненно, является Али Лариджани [2].

Приход к власти неоконсерваторов после недолгой эры непоследовательных реформаторов во главе c М. Хатами положил начало карьерному взлету Лариджани. Его амбиции стать президентом, увы, потерпели фиаско в президентской гонке 2005 г., где он был одним из семи претендентов на пост главы исполнительной власти. Придя к власти, президент М. Ахмадинежад намеревался дать Лариджани пост главы МИДа. По сообщению центристской газеты «Шарк» от 5 июля 2005 г., Лариджани был одной из первых кандидатур на пост министра нового кабинета. Бывший в течение десяти лет главой иранского радио и телевидения и неоднократно подвергавшийся нападкам со стороны реформаторов за свои консервативные взгляды, Али Лариджани стал единственным из участников президентской гонки, кто призвал своих сторонников голосовать за Ахмадинежада. Он – сторонник жесткой линии в отношениях с Западом и в этом отношении не имел даже минимальных разногласий с новым президентом.

Вероятно, именно поэтому Лариджани предложили еще более весомый пост, нежели глава МИДа. Впрочем, здесь сыграли свою роль и его родственные связи в высшем эшелоне иранской религиозной элиты. Сын популярного шиитского богослова аятоллы Амоли и зять аятоллы Мотаххари, он получил светское образование по престижной специальности математика-программиста, а затем защитил диссертацию в главном вузе страны — Тегеранском университете. Заметной политической фигурой в стране, повышающей престиж семейства Лариджани, является старший брат секретаря ВСНБ — Мохаммад Джавад Лариджани, занимавший в прошлом пост заместителя министра иностранных дел ИРИ, избиравшийся в меджлис. На Западе, несомненно, положительно оценили его интервью израильской газете The Jerusalem Post от 18 мая с.г., где он заявил, что в мире превратно толкуют позицию Ирана по отношению к Израилю и Холокосту. Иранский режим не стремится уничтожить Израиль. Когда Израиль и палестинцы окончательно урегулируют свои отношения, Иран, по словам Мохаммад Джавада Лариджани, поддержит такой мир.

Крайне консервативный по своим политическим взглядам, более образованный и интелигентный, чем нынешний иранский президент, Али Лариджани представляет все увеличивающуюся страту технократов-прагматиков, фанатично преданных исламскому строю. Невероятно преданный религиозному лидеру, что особенно заметно на фоне все более выпукло выражающихся разногласий между Хаменеи и президентом по вопросу реализации внешней и внутренней политики страны, Лариджани в последнее время все увереннее концентрирует в своих руках принятие решений не только в сфере своей прямой компетенции, но и в широком спектре вопросов международного плана.

В прошлом не раз складывалась ситуация, когда МИД и ВСНБ делали взаимоисключающие заявления. Это, например, неоднократно происходило в последний год пребывания у власти президента С.М. Хатами, когда реализация атомной программы была переведена в компетенцию ВСНБ, напрямую подотчетного аятолле Хаменеи. Так, перед завершением визита в Тегеран Генерального директора МАГАТЭ Мухаммада аль-Барадеи 7 апреля 2004 г. Х. Рухани сделал от имени Хаменеи заявление о том, что Иран готов усилить сотрудничество с этой международной организацией и прекратить все работы, связанные с монтажом и эксплуатацией центрифуг. В тот же день глава МИДа Камал Харрази, вернувшийся из поездки в Москву, заявил, что Иран будет продолжать программу производства обогащенного урана, мотивируя это тем, что временное прекращение этого процесса – добровольное дело его страны, и она вольна возобновить его в любой удобный момент. При Лариджани дорогостоящий атомный проект, финансируемый, несмотря на все экономические неурядицы, за счет сверхприбылей от продажи иранской нефти, реализуется последовательно и неуклонно, будучи целиком сосредоточен в руках ВСНБ. Жесткая политика нынешних неоконсерваторов в этом вопросе максимально обострила ситуацию с иранской ядерной программой и уже подвигла мировое сообщество к принятию решительных мер по предупреждению возможности обладания Ираном ядерным оружием. Опыт почти двух лет, прошедших после вступления нового президента на свой пост, доказал это со всей очевидностью. В этом плане весьма симптоматично, что, выступая в Мешхеде сразу после победы на выборах 22 июля 2005 г., М. Ахмадинежад заявил, что его страна не приемлет атомного оружия, но в то же время пригрозил: «Мы не откажемся от своего законного права на овладение полным ядерным циклом» [3]. Последнее, по мнению экспертов, как раз и создает для исламских радикалов соблазн производства ядерного оружия.

Лариджани, однако, способен и на компромиссы, зная при этом, с кем нужно советоваться. Личные и родственные связи помогают ему завязывать контакты с живущими в духовном центре Ирана – Куме – великими аятоллами, представляющими олимп религиозного истеблишмента страны. Так, в середине января 2007 г., в период очередного обострения ядерной проблемы, Лариджани провел в Куме встречи с группой таких религиозных авторитетов, как великие аятоллы Ланкарани, Сафи-Гольпаегани и Макарем-Ширази. Сам факт проведения консультаций с кумскими патриархами означает, что на уровне ВСНБ растет понимание необходимости хотя бы частичного смягчения позиций по отношению к ядерной программе, выработки определенного компромисса с Совбезом ООН.

В этом контексте несомненный интерес представляет передовая статья радикальной газеты «Джомхурийе эслами» от 20 мая 2007 г., посвященная очередному туру переговоров между ЕС и Ираном по вопросу об иранском ядерном досье. Как пишет «Джомхурийе эслами», нынешняя иранская стратегия в атомном вопросе должна заключаться в том, чтобы, продолжая промышленное обогащение урана, не увеличивать его объемы. Таким образом, пишет газета, мы сумеем минимизировать критику тех, кто утверждает, что мы движемся по пути овладения атомным отружием. Эта публикация, проливающая свет на возможное смягчение позиции ВСНБ во главе с Лариджани на переговорах по иранской ядерной программе, впервые заявляет о возможности уступок в процессе обогащения урана, что может быть расценено как поиск компромисса в вопросе по ядерной проблеме.

По оценкам аналитиков, Лариджани приобретает все большее влияние в решении большого спектра международных вопросов, обладая несомненной поддержкой религиозного лидера страны. Он имеет более значительный вес в принятии решений по международным вопросам, чем глава МИДа, и пользуется, по тем же оценкам, большим доверием религиозного лидера ИРИ аятоллы Али Хаменеи, чем даже президент страны М. Ахмадинежад. Именно ему Хаменеи поручил накануне международной встречи в Шарм-аш-Шейхе, посвященной ситуации в Ираке, не ограничиваться встречей с официальными лидерами страны, а съездить в священный для шиитов иракский город Неджеф, где, кстати, Лариджани родился, и провести переговоры с религиозным лидером иракских шиитов аятоллой Систани. В США убеждены, что серьезные переговоры можно вести лишь с Лариджани, ибо, как писала 3 мая влиятельная «The Washington Post», глава МИДа ИРИ Моттаки не является на деле лицом, принимающим решения по вопросам международной политики Ирана.

Росту авторитета секретаря ВСНБ и нынешнего состава этого военно-политического органа, эффективно реализующего иранский ядерный проект, несомненно, на руку разгорающийся в последние недели в Иране скандал с одним из наиболее видных деятелей ВСНБ эпохи президента Хатами — Хосейном Мусавияном. До последнего времени Мусавиян был заместителем директора Центра стратегических исследований при руководимом экс-президентом Хашеми-Рафсанджани Совете по определению целесообразности принимаемых решений. В конце апреля он был арестован. Тогда же появились первые сообщения о сути предъявляемых ему обвинений. Интернет-сайт «Ахбаре Ансар» сообщил, что этому высокопоставленному деятелю и приближенному к руководителю переговорной команды бывшего секретаря Высшего совета по национальной безопасности Хасана Рухани вменяется в вину шпионаж в пользу одной из западноевропейских стран. Он якобы передавал шпионскую информацию в последние годы каденции Хатами. Кроме того, его обвиняют в том, что он вошел в преступный сговор с другим переговорщиком команды Рухани – Сирусом Насири. Два года назад, когда против Насири возникли подозрения в экономических преступлениях, он покинул Иран. Остававшийся в Иране Мусавиян отслеживал в Тегеране ход расследования по делу Насири и предупредил его, что дело приняло серьезный оборот и тому не следует возвращаться в Иран.

На допросах Мусавияна выяснялись и его взаимоотношения с одним из американских дипломатов. Тому передавалась информация, относящаяся к сфере иранской безопасности, которой в достаточной мере владел Мусавиян. Мусавияна арестовали в собственной квартире 6 мая и тут же препроводили в печально знаменитую тегеранскую тюрьму Эвин. В последние дни некоторые иранские СМИ, связанные с нынешним иранским президентом, пишут о том, что по делу Мусавиана и Насири есть необходимость допросить самого Хасана Рухани. В этой связи обратим внимание на заявление пресс-секретаря иранского правительства Рамазан-заде, утверждающего, что не раз предупреждал президента Хатами о том, что не следует проявлять полное доверие по отношению к Х. Рухани. Клубок разматывается, и вот уже в связи с делом Мусавияна упоминают и имя завершившего свою каденцию представителя Ирана в ООН Мухаммада Джавада Зарифа.

Вскоре после ареста Мусавияна выпустили под значительный денежный залог, но все предъявленные ему обвинения остались в силе. 9 мая информационное агентство «Фарс» передало сообщение о том, что все обвинения Мусавияну строятся на внушающих доверие документах. Инкриминируемые ему деяния, уточняет «Фарс», совершены не вчера и не сегодня, а имеют длительную историю. Да и совершал их Мусавиян не в одиночку. По словам министра информации Ирана Мохсени-Эжеи, под арестом находятся еще два колллеги Мусавияна из Центра стратегических исследований и Высшего совета национальной безопасности. Представляя дело Мусавияна на заседании парламентской комиссии по иностранным делам и обороне, Мохсени-Эжеи сказал, что пока следствие прорабатывает лишь эпизоды, связанные с безопасностью страны, хотя имеются и такие, что связаны с коррупционными делами. Вскоре после этого, однако, городская прокуратура Тегерана сообщила о том, что обвинения в экономических преступлениях с Мусавияна сняты [4].

В поддержку опального переговорщика выступил тяжеловес иранской политики Хашеми-Рафсанджани, привычно объясняющий все нападки на его людей происками политических оппонентов, в данном случае – неоконсерваторов. Косвеннным подтверждением правильности такого утверждения служат непрекращающиеся публикации связанных с неоконсерваторами СМИ, непрерывно утверждающих, что Мусавиян – шпион и что он в этом уже признался и даже просил прощения. Связанный с исламскими радикалами интернет-сайт «Сепехр» сообщил 10 мая, что Мусавиян не просто снабжал Запад обширной информацией по вопросам иранской безопасности, но и оказывал услуги в консультировании текстов антииранских резолюций международных организаций. Несколько дней назад появилось сообщение о том, что следствие по этому делу продолжается [5].

Как одному из наиболее вероятных претендентов на участие в будущей президентской гонке, Лариджани на руку и все увеличивающаяся критика в адрес нынешнего президента [6]. Она дополняется все новыми участниками. Неделю назад 35 членов иранского меджлиса опубликовали петицию, в которой потребовали вызова президента М. Ахмадинежада на заседание парламента с тем, чтобы он ответил на имеющиеся к нему вопросы. Акбар Алами, депутат от Тебриза, сказал в этой связи, что для того чтобы такое предложение обрело силу, необходима поддержка двух третей депутатского корпуса. Пока же собрано лишь 35 подписей. Депутаты обвиняют президента в неспособности руководить исполнительной властью, низкой компетентностью по большинству принимаемых решений, в преступной поспешности. Они считают, что большинство решений президента принимается несистемно, без необходимых консультаций. Его действия на этом посту демонстрируют отсутствие необходимого опыта, низкую образованность, грешат непоследовательностью и непродуманностью [7]. В своей петиции депутаты приводят десятки примеров, подтверждающих выдвинутые обвинения.

Таким образом, в Иране все более заметно повышение роли секретаря ВСНБ Али Лариджани как в вопросах разрешения иранской ядерной проблемы, так и в вопросах международной политики. При эффективном решении этих проблем Лариджани имеет достаточно высокие шансы успешно бороться за пост президента страны на предстоящих выборах.

1. А.А. Розов. О Высшем совете национальной безопасности Ирана http://www.iimes.ru, 26 февраля 2006 г.

2. Подробно о нем см. А.А. Розов, указ. соч.

3. «Джомхурийе Эслами», 23 июля 2005 г.

4. http://www.isna.ir, 12 мая 2007 г.

5. http://www.isna.ir, 20 мая 2007 г.

6. Об этом см. В.И. Месамед. Иран: критика президента Ахмадинежада, http://www.iimes.ru, 30 января 2007 г.

7. http://www.iranpressnews.com, 20 мая 2007 г.

52.33MB | MySQL:103 | 0,470sec