Саудовская Аравия: работа форума «Европа-Залив»

В столице Саудовской Аравии прошла вторая встреча в рамках постоянно действующего под эгидой Института дипломатических исследований Министерства иностранных дел Саудовской Аравии форума «Европа–Залив в интересах человеческого развития (EuroGulf Forum for Human Development)». Объявляя об организации этой встречи (прошедшей 26-28 мая с.г.), Институт дипломатических исследований заранее подчеркивал ее сугубо академический характер — ее участники представляли международное научное сообщество в области интеграционных процессов (из Саудовской Аравии, стран Европы и др.). Стоявшая перед ними задача также выглядела как научный проект (но к участию в нем было привлечено и саудовское бизнес-сообщество): определить наилучшие методы, способные оказать содействие развитию экономических, политических и научных контактов между странами Европейского сообщества (ЕС), с одной стороны, и государствами, входящими в Совет сотрудничества арабских государств Залива (ССАГЗ), с другой. Речь, естественно, должна была идти о сотрудничестве обеих региональных организаций в сфере торговых отношений, поощрении взаимных капиталовложений, энергетике, содействии странам Залива в развитии происходящего в них процесса социально-политических реформ, включая оказание помощи со стороны ЕС в поиске наиболее адекватных форм для стимулирования внутриполитического диалога, сферы образования, подготовки управленческих кадров. Все это, как подчеркивалось в специальном заявлении Института дипломатических исследований, «будет содействовать укреплению безопасности и стабильности региона Залива на основе совместного видения целей и задач сотрудничества между Европой и Заливом».

Созданный (первоначально в Джидде) в 1979 г. (как небольшое учебное заведение, задача которого состояла в ускоренной подготовке необходимых для расширения саудовской дипломатической службы национальных кадров) Институт дипломатических исследований, начиная с 1984 г., действует в Эр-Рияде в своем качестве научного и учебного центра, непосредственно подчиненного Министерству иностранных дел королевства. Подчиненность саудовскому внешнеполитическому ведомству не означает, однако, что деятельность этого института сконцентрирована лишь на Министерстве иностранных дел. В настоящее время он занимается подготовкой широкого круга специалистов для всех заинтересованных министерств и ведомств, выполняя, по сути дела, функции центра, формирующего (в областях, связанных с внешней политикой и международными отношениями) кадры для саудовской государственной службы. Поставленная перед аппаратом его сотрудников задача состоит в том, чтобы институт превратился в «научно-исследовательский и учебный центр мирового уровня, а также в лабораторию высокого аналитического уровня, предлагающую альтернативное видение задач саудовской внешней и внутренней политики». Собственно, в этой связи на институт и была возложена, в частности, задача проведения очередного раунда инициированного им же форума «Европа–Залив».

Однако сфера деятельности института значительно шире, чем лишь отношения по линии ЕС–ССАГЗ, включая, конечно же, и их саудовское ответвление. Институт дипломатических исследований уже давно и регулярно проводит идентичные мероприятия, связанные с контактами королевства не только с Соединенными Штатами (приглашая на них наиболее известных американских специалистов в области международных отношений, включая и регион Залива; одним из них был, например, Джозеф Най), но и с ведущими государствами Азии (Индия, Китай и Япония), не говоря уже об ускоренно развивающихся ныне мусульманских государствах, среди которых Малайзия должна быть названа в первую очередь. Он был инициатором саудовско-латиноамериканского форума «человеческого развития». В последнее время в поле его зрения находятся государства Центральной Азии и Азербайджан. Его внимание к России, в силу понятных и объяснимых причин (для развития соответствующего направления деятельности необходимо обоюдное и поддерживаемое государственными структурами стремление), редко и незначительно.

Иными словами, академическая деятельность института (и это естественно) – одно из наиболее ярких подтверждений того, как саудовский истеблишмент видит и формирует внешнеполитический курс королевства. Он не остается застывшим, концентрируясь, как это было в эпоху биполярного мира, на «стратегическом партнерстве» с Соединенными Штатами. Напротив, оставаясь наиболее значимым внешнеполитическим приоритетом саудовской политики, ее американское направление обрамляется и иными линиями взаимодействия, которые свидетельствуют о последовательной диверсификации предпочтений королевства в контексте его внешней политики, где все более четко выделяются наиболее значимые для него (как экономически, так и политически) линии действия. Естественно, что европейская линия саудовской внешней политики является среди них ведущей.

Форум «Европа–Залив» (вторая часть названия вновь подтверждает, в частности, что ведущим приоритетом саудовской внешней политики выступает эта зона арабо-мусульманского мира) в определенной мере представляет собой — и эта идея настойчиво подчеркивалась его организаторами — «продолжение» состоявшейся в начале мая с.г. в Эр-Рияде XVII встречи Совместного министерского совета министров иностранных дел стран ЕС и ССАГЗ (помещенная на сайте Института Ближнего Востока статья Е.С. Мелкумян была посвящена этому событию). Однако это «продолжение» было специфически окрашено, став, некоторым образом, мероприятием, лежащим в сфере «народной (в ее, конечно же, академическом варианте) дипломатии». Эта нюансировка была принципиально важна, поскольку XVII встреча Совместного министерского совета министров иностранных дел стран ЕС и ССАГЗ не увенчалась реализацией возлагавшейся на нее надежды, связанной с подписанием давно обсуждающегося обеими сторонами Соглашения о создании между ними «зоны свободной торговли». Иными словами, прошедший в Эр-Рияде форум должен был представить дополнительные (на этот раз связанные с научным сообществом) доказательства необходимости подписания этого Соглашения. Более того, это подтверждала и реакция саудовской «внутренней» прессы, в течение двух дней его работы уделявшей ему немало места на своих страницах. Одной из этих «внутренних» газет была столичная «Ар-Рияд».

27 мая «Ар-Рияд» поместила передовую статью – «Европа и Залив: встреча, не требующая лишних слов». По сути дела, в этой статье была сделана попытка анализа развития двусторонних отношений между ЕС и ССАГЗ с саудовской точки зрения, которая, в силу ведущей роли королевства в рядах Совета сотрудничества, может рассматриваться и как определенное выражение общей точки зрения всех входящих в него государств.

Итак, «Ар-Рияд» констатировала, что многочисленные, проходившие вплоть до настоящего времени встречи между представителями ЕС и ССАГЗ, включая и эр-риядскую XVII встречу Совместного министерского совета министров иностранных дел, «не привели к практической реализации намечавшихся ими планов». Ответственность за это, по ее мнению, лежит на обеих сторонах развивающегося диалога между обеими региональными организациями. Если европейцы, отмечала газета, «колеблются в принятии стратегических решений, требуя для себя особых привилегий и уступок, то страны Залива, проявляя обидчивость, свойственную полуграмотному сироте, встают в позу, обращая свое внимания на быстро развивающиеся страны и регионы меняющегося мира, которые выступают естественным конкурентом Европы». Это сильное, по сути дела, выражение доказывает лишь, что (по крайней мере, с точки зрения «Ар-Рияд», обычно выражающей мнение объединенного в Ассоциацию саудовских торгово-промышленных палат национального частного предпринимательства) саудовская политика, направляющая свои усилия на диверсификацию внешних связей королевства, в большой мере спонтанна и не учитывает значение европейского вектора в контексте современной системы международных отношений.

В этой связи авторы цитируемой редакционной статьи подчеркивали значение форума «Европа–Залив», отмечая, что, видимо, саудовское внешнеполитическое ведомство в ходе развития связей с ЕС «впервые» осознало важность «народной («общественной», по выражению газеты) дипломатии, представленной экспертами и специалистами», где «исключена бюрократия, где может пройти откровенный диалог и будут откровенно выявлены те препятствия, которые стоят на пути сотрудничества по линии Европа–Залив». Более того, как подчеркивала «Ар-Рияд», участие в этом форуме, в частности, и представителей саудовского бизнес-сообщества позволит «выявить мнение представителей более широкого круга тех, кто заинтересован в развитии отношений с Европой, и влияние на эти отношения развивающихся в регионе событий, и среди них наиболее важных – происходящих в арабском мире». Естественно, этот аспект проблемы принципиален — отношения между Европой и ССАГЗ, в первую очередь с Саудовской Аравией, зависят от положения на территориях Палестинской национальной администрации, в Ливане и Ираке. Они зависят и от ситуации, созданной иранским ядерным досье, включая курс Ирана, направленный на то, чтобы, как считают члены Совета сотрудничества, «развивать аннексию принадлежащих Государству Объединенных Арабских Эмиратов островов». Европа, как считает «Ар-Рияд», все еще «оппортунистична» и во многом следует за Соединенными Штатами, что в конечном итоге «не позволяет европейцам играть более существенную роль в решении палестинского, иракского и ливанского вопросов».

Но для этого издания куда как важнее, собственно, саудовский курс (как и курс стран Залива, в целом) в отношении Европы. Оценивая эти страны, «Ар-Рияд» писала: «Перед государствами Залива множество трудностей, они далеки от того, чтобы рассматриваться в качестве опытных игроков на международной арене». Тем не менее они обладают неоспоримо важным и привлекающим многих качеством – «огромными денежными доходами от нефти», что предполагает, что они «не нуждаются в займах и финансовой помощи». Именно это обстоятельство содействует тому, что они «не могут быть бременем для европейцев, а, напротив, подталкивают их к установлению отношений стратегического партнерства с государствами региона Залива». Европа же для этих государств – «потенциально мощная сила, второй после Соединенных Штатов центр системы международных отношений». Обращение стран Залива к Европе неизбежно — для них она «источник технологий и опыта менеджмента». Наконец, опора на Европу может помочь странам Совета сотрудничества в решении «острых для них региональных проблем». С другой стороны, Европа «абсолютно заинтересована в том, чтобы регион Залива не был бы тем пространством, откуда исходят терроризм и разрушительные войны».

Итак, форум «Европа–Залив» стал, как писала «Ар-Рияд», «местом откровенной дискуссии». Разумеется, его проведение «не позволит осуществить немедленный прорыв в отношениях между обеими региональными организациями». Но он «снимет недоговоренности», что уже само по себе станет «продвижением в направлении этого прорыва», в выработке «совместной стратегии, основанной на взаимной выгоде обеих сторон».

Что ж, саудовский «предпринимательский класс» в ситуации осуществляемых в королевстве социально-политических и экономических реформ стремится играть собственную роль в принятии внешнеполитического решения. Эта роль в свою очередь едва ли не в полном объеме отвечает тем целям, которые ставятся самим саудовским государством в сфере проводимой им внешней политики.

43.87MB | MySQL:87 | 0,933sec