По информации центрального телевидения материкового Китая CCTV-7 (Chinese Central Television-7), освещающего вопросы, связанные с Вооруженными силами КНР и зарубежных стран, по мере того как ситуация на всем Ближнем Востоке становится все более напряженной Израиль продолжает наращивать боевые возможности национальных вооруженных сил, которые понадобятся в случае военного конфликта с Ираном. Китайские военные журналисты отмечают, что Государство Израиль для сдерживания Ирана может использовать ядерное оружие, существование которого никогда не подтверждалось и не опровергалось на официальном уровне. По данным июньского выпуска китайского военного периодического издания «Современные корабли», одним из направлений сдерживания ИРИ израильское командование считает развитие подводных сил (ПС) национальных военно-морских сил (ВМС).
В частности, в издании отмечается, что ПС ВМС Израиля – род национальных ВМС, которые предназначены для решения следующих задач в мирное время: защита территории Израиля с морских направлений, охрана государственной границы Израиля на море; патрулирование в назначенных районах оперативного предназначения и ведение разведки потенциального противника; предотвращение контрабанды оружия в Ливан (для шиитской организации «Хизбалла») и сектор Газа (для военизированных отрядов движения исламского сопротивления ХАМАС и группировки «Исламский джихад») с морских направлений; обеспечение проведения операций сил специальных операций ВМС Израиля. В военное время подводные силы Израиля предназначены для: поражения административных, военно-промышленных центров, а также военных и других важных объектов на территории противника; уничтожения подводных лодок, надводных кораблей, десантных отрядов, конвоев и одиночных транспортов (судов) противника в море, а также морских нефтегазовых комплексов; нарушения морских коммуникаций противника; содействия войскам при проведении оборонительных и наступательных операций на приморских направлениях; осуществления блокады морского побережья противника.
Китайские военные обозреватели телеканала CCTV-7 отмечают, что в настоящее время основу подводных сил ВМС Израиля составляют пять дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ), построенных на судоверфи в городе Киль (Федеративная Республика Германия). При этом первые три лодки – «Долфин» (головная), «Левиафан» и «Текума» – разработаны на базе немецких ПЛ проекта «209» с некоторыми конструктивными доработками и относятся к типу «Долфин». Последующие две лодки («Танин» и «Рахав») построены на базе немецкого проекта «212» со значительными изменениями в соответствии с инженерно-техническими решениями израильского заказчика. Их главной отличительной особенностью является наличие нового двигателя с воздухонезависимой энергоустановкой, обеспечивающей значительное сокращение количества всплытий и, соответственно, увеличивающей скрытность и автономность этих подлодок. Данные ПЛ относятся к типу «Усовершенствованный Долфин». Израильские ДЭПЛ организационно сведены в 7-ю эскадру подводных лодок и базируются на главной военно-морской базе в Хайфе. По данным китайского издания «Современные корабли», численность личного состава подводных сил ВМС Израиля составляет около 650 военнослужащих.
Ведущий информационно-аналитический портал в китайском интернете «Соу Ху» отмечает, что к концу 2019 года ожидается завершение ходовых испытаний и отладки шестой по счету подлодки типа «Усовершенствованный Долфин». Ввод ее в боевой состав ВМС намечен на 2020 год. Командующий военно-морскими силами Израиля генерал-майор ВМС Э.Шарвит в октябре 2018 года утвердил наименование новой лодки – «Дакар». Ввиду высокой стоимости ДЭПЛ (каждая оценивается китайскими специалистами в сумму около 650 млн. долл. США) официальный Тель-Авив отказался от первоначальных планов по приобретению дополнительных трех лодок типа «Усовершенствованный Долфин»/«Долфин-2» (седьмой, восьмой и девятой по счету. Отмечается, что по взглядам командования ВС Израиля, развитие подводных сил является одним из приоритетных направлений в интересах строительства сбалансированных ВМС страны.
По информации издания «Современные корабли», до начала 2000-х годов израильтяне, принимая во внимание особенности военно-политической ситуации в регионе, характер угроз безопасности еврейского государства и отсутствие у вероятных противников боеспособного подводного флота, отводили национальным подводным силам скорее вспомогательную роль при решении ВМС комплекса возложенных на них задач. В дальнейшем, по мере появления негативных факторов и изменений в обстановке (с точки зрения израильтян) руководство еврейского государства подвергло пересмотру взгляды и подходы к нейтрализации возможных угроз с одновременным повышением значимости подводных сил в структуре ВМС. Так, в настоящее время Израиль рассматривает подводные лодки в качестве главного наступательного средства военно-морских сил, основным преимуществом которого в отличие от военно-воздушных сил (ВВС) является способность нанести по противнику скрытный и мощный удар на значительном удалении от территории страны. Китайские специалисты особо подчеркивают, что особую актуальность этот аспект приобретает в условиях обостряющегося в настоящее время регионального противостояния между Израилем и Ираном.
Анализ китайских источников позволяет утверждать, что современная концепция применения ПС военно-морских сил предусматривает передовое присутствие израильских подводных лодок в удаленных районах Мирового океана, в том числе и в акватории Аденского залива. Согласно доктринальным взглядам руководства Израиля, на подлодки возложены две стратегические задачи. Первая – нанесение в случае принятия соответствующего политического решения ракетного удара по важнейшим ядерным объектам Ирана. Вторая – нанесение гарантированного удара возмездия в условиях внешней агрессии против Израиля с использованием оружия массового поражения (ОМП). При этом израильское командование не исключает возможности применения в обоих случаях крылатых ракет морского базирования, оснащенных ядерными боевыми зарядами.
По данным китайского издания «Современные корабли», по мере поступления и ввода в боевой состав ВМС страны новых подлодок немецкого производства израильское командование, начиная с 2010 года, приступило к реализации программы «Ха-цолелет ха-хама», привнесшей изменения в организацию оперативного использования ДЭПЛ национальных военно-морских сил. Израильтяне, преследуя цель повышения эффективности задействования ПС путем их постоянного присутствия в районах оперативного предназначения, и благодаря реализации данной программы в настоящее время практически обеспечили непрерывное пребывание подводных лодок в море (за исключением периодов проведения ремонтно-восстановительных работ на главной военно-морской базе (ГВМБ) в Хайфе). Для этого командование ВМС увеличило набор слушателей в военно-морские учебные заведения страны и организовало подготовку вторых экипажей для каждой ДЭПЛ. Стоит отметить, что на постоянной основе боевую службу в море несут до 3-4 подлодок, остальные находятся в ГВМБ Хайфа и проходят плановый ремонт и техническое обслуживание. Это позволило в последние годы увеличить количество боевых походов израильских субмарин в акваторию Красного моря и Аденского залива.
Таким образом, китайские военные эксперты приходят к выводу, что подводные силы ВМС Израиля являются одним из важнейших средств, предназначенных для нанесения скрытного удара по стратегическим объектам противника, в первую очередь, ядерным промышленным центрам Ирана. Представляется возможным согласиться с китайскими оценками о том, что в ближайшей перспективе ввод очередной ДЭПЛ «Дакар» в состав ВМС значительно повысит боевые возможности данного вида вооруженных сил. Кроме того, отмечается последовательное повышение роли подводных сил ВМС в ходе выполнения боевых задач на значительном удалении от территории еврейского государства.
Кроме того, в результате изучения китайских оценок мы видим существенную заинтересованность китайских специалистов в освещении в СМИ развития израильского подводного флота. Как представляется, она вызвана следующими основными причинами:
- Китайская Народная Республика, как и Государство Израиль, до недавнего времени при развитии национальных вооруженных сил не делала ставку на развитие ВМС, которые рассматривались как вспомогательный компонент. Анализ зарубежной литературы показывает, что с изменением военно-политической обстановки роль ВМС в военной стратегии Китая повысилась, ежегодно увеличиваются финансирование этого вида вооруженных сил, в тоже время численность и финансирование сухопутного компонента уменьшаются.
- В условиях отсутствия реального боевого опыта, китайские специалисты используют все возможности для сбора информации о достижениях военно-морских сил зарубежных стран для их учета в собственной практике. Опыт Израиля интересен китайским специалистам тем, что в рамках обеспечения безопасности стратегического проекта «Один пояс, один путь» рассматривается возможность передового присутствия группировки надводных и подводных кораблей китайских ВМС в акваториях Аденского залива. Предполагается, что анализ деятельности израильских ДЭПЛ поможет китайским стратегам разработать планы и маршруты передвижения подводных кораблей ВМС Китая (большинство из ни – ДЭПЛ) в рамках обеспечения безопасности торговых путей как от морских пиратов, так и от морской блокады со стороны третьих стран.
Некоторые тактико-технические характеристики ПЛ типа «Долфин» и «Долфин-2»
Тактико-технические характеристики | ДЭПЛ типа «Долфин» | ДЭПЛ типа «Долфин-2» |
«Долфин», «Левиафан», «Текума» | «Таннин», «Рахав» | |
Водоизмещение: | 1900 | 1925 |
Длина, м | 57,3 | 68 |
Ширина, м | 6,8 | 6,8 |
Осадка по крейсерской ватерлинии, м | 6,2 | 6,2 |
Скорость полная надводная, узлы | 13 | 13 |
Скорость полная подводная, узлы | 20 | 20 |
Предельная глубина погружения, м | 200 | 300 |
Экипаж | Офицеров-5;
матросов и старшин-31 |
Офицеров-5;
матросов и старшин-31; 10 бойцов спец.назначения (при выполнении специальной операции) |
Автономность, суток | 30 | 30 |
Дальность хода, км | 14800 при скорости в 14,5 км/ч в надводном положении,
770 при скорости в 14,5 км/ч в подводном положении |
14800 в надводном положении,
4500 в подводном положении за счет воздухонезависимой силовой установки |
Торпедные аппараты | 6 (533-мм)
4 (650-мм) |
6 (533-мм)
4 (650-мм) |
Торпеды | 24 шт. DM2A3 Seahake (или Mk 48) | 24 шт. DM2A3 Seahake (или Mk 48) |
Дальность поражения торпеды DM2A3, км | 13 | 13 |
Скорость движения торпеды DM2A3, узлы | 35 | 35 |
Крылатые ракеты | 14 шт. ПКР Саб-Гарпун (UGM-64C) | КР морского базирования «Попай Турбо», способные нести ядерные боевые части |
Дальность поражения цели КР, км | 130 | 1500 |
Допустимая масса боезаряда КР, кг | 225 | 200 |
Средства транспортировки боевых пловцов | 1 | 1 |
Сонар поиска и атаки | CSU 90 search and attack | Аtlas Electronic CSU-90 |
Пассивный сонар | STN Atlas Elektronik PRS-3 | данных нет |
Система анализа собственных шумов | STN Atlas Elektronik FAS-3 | данных нет |
РЛС | ELTA; I-band | ELTA; I-band |
Система электронной разведки | Elbit Timnex 4CH(V)2 | Elbit Timnex 4 CH Elint |
Терминал спутниковой связи | нет | есть |
Система управления огнем и датчиками | ISUS 90-1 TCS | данных нет |
Антенная мачта | 6 шт. Gabler | 6 шт. Gabler |
Перископ | Kollmorgen 76/90 with OPGAL | Kollmorgen Type 76
/ Zeiss |
Система обработки данных | STN Atlas ISUS 90-55 | ISUS 90 |
Силовая установка | Дизель-электрическая | Дизель-электрическая |
Электрохимический генератор | нет | есть |
Дизельный двигатель (кол-во, тип, мощность) | 3 шт., MTU 16V 396SE 84,
2400 л.с. |
данных нет |
Генераторы (кол-во, мощность) | 3 шт,
2,91 МВт |
нет |
Электродвигатель (кол-во, мощность) | 2 шт.
6100 л.с. |
данных нет |