Китайские военные специалисты о развитии подводных сил ВМС Израиля

По информации центрального телевидения материкового Китая CCTV-7 (Chinese Central Television-7), освещающего вопросы, связанные с Вооруженными силами КНР и зарубежных стран, по мере того как ситуация на всем Ближнем Востоке становится все более напряженной Израиль продолжает наращивать боевые возможности национальных вооруженных сил, которые понадобятся в случае военного конфликта с Ираном. Китайские военные журналисты отмечают, что Государство Израиль для сдерживания Ирана может использовать ядерное оружие, существование которого никогда не подтверждалось и не опровергалось на официальном уровне. По данным июньского выпуска китайского военного периодического издания «Современные корабли», одним из направлений сдерживания ИРИ израильское командование считает развитие подводных сил (ПС) национальных военно-морских сил (ВМС).

В частности, в издании отмечается, что ПС ВМС Израиля – род национальных ВМС, которые предназначены для решения следующих задач в мирное время: защита территории Израиля с морских направлений, охрана государственной границы Израиля на море; патрулирование в назначенных районах оперативного предназначения и ведение разведки потенциального противника; предотвращение контрабанды оружия в Ливан (для шиитской организации «Хизбалла») и сектор Газа (для военизированных отрядов движения исламского сопротивления ХАМАС и группировки «Исламский джихад») с морских направлений; обеспечение проведения операций сил специальных операций ВМС Израиля. В военное время подводные силы Израиля предназначены для: поражения административных, военно-промышленных центров, а также военных и других важных объектов на территории противника; уничтожения подводных лодок, надводных кораблей, десантных отрядов, конвоев и одиночных транспортов (судов) противника в море, а также морских нефтегазовых комплексов; нарушения морских коммуникаций противника; содействия войскам при проведении оборонительных и наступательных операций на приморских направлениях; осуществления блокады морского побережья противника.

Китайские военные обозреватели телеканала CCTV-7 отмечают, что в настоящее время основу подводных сил ВМС Израиля составляют пять дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ), построенных на судоверфи в городе Киль (Федеративная Республика Германия). При этом первые три лодки – «Долфин» (головная), «Левиафан» и «Текума» – разработаны на базе немецких ПЛ проекта «209» с некоторыми конструктивными доработками и относятся к типу «Долфин». Последующие две лодки («Танин» и «Рахав») построены на базе немецкого проекта «212» со значительными изменениями в соответствии с инженерно-техническими решениями израильского заказчика. Их главной отличительной особенностью является наличие нового двигателя с воздухонезависимой энергоустановкой, обеспечивающей значительное сокращение количества всплытий и, соответственно, увеличивающей скрытность и автономность этих подлодок. Данные ПЛ относятся к типу «Усовершенствованный Долфин». Израильские ДЭПЛ организационно сведены в 7-ю эскадру подводных лодок и базируются на главной военно-морской базе в Хайфе. По данным китайского издания «Современные корабли», численность личного состава подводных сил ВМС Израиля составляет около 650 военнослужащих.

Ведущий информационно-аналитический портал в китайском интернете «Соу Ху» отмечает, что к концу 2019 года ожидается завершение ходовых испытаний и отладки шестой по счету подлодки типа «Усовершенствованный Долфин». Ввод ее в боевой состав ВМС намечен на 2020 год. Командующий военно-морскими силами Израиля генерал-майор ВМС Э.Шарвит в октябре 2018 года утвердил наименование новой лодки – «Дакар». Ввиду высокой стоимости ДЭПЛ (каждая оценивается китайскими специалистами в сумму около 650 млн. долл. США) официальный Тель-Авив отказался от первоначальных планов по приобретению дополнительных трех лодок типа «Усовершенствованный Долфин»/«Долфин-2» (седьмой, восьмой и девятой по счету. Отмечается, что по взглядам командования ВС Израиля, развитие подводных сил является одним из приоритетных направлений в интересах строительства сбалансированных ВМС страны.

По информации издания «Современные корабли», до начала 2000-х годов израильтяне, принимая во внимание особенности военно-политической ситуации в регионе, характер угроз безопасности еврейского государства и отсутствие у вероятных противников боеспособного подводного флота, отводили национальным подводным силам скорее вспомогательную роль при решении ВМС комплекса возложенных на них задач. В дальнейшем, по мере появления негативных факторов и изменений в обстановке (с точки зрения израильтян) руководство еврейского государства подвергло пересмотру взгляды и подходы к нейтрализации возможных угроз с одновременным повышением значимости подводных сил в структуре ВМС. Так, в настоящее время Израиль рассматривает подводные лодки в качестве главного наступательного средства военно-морских сил, основным преимуществом которого в отличие от военно-воздушных сил (ВВС) является способность нанести по противнику скрытный и мощный удар на значительном удалении от территории страны. Китайские специалисты особо подчеркивают, что особую актуальность этот аспект приобретает в условиях обостряющегося в настоящее время регионального противостояния между Израилем и Ираном.

Анализ китайских источников позволяет утверждать, что современная концепция применения ПС военно-морских сил предусматривает передовое присутствие израильских подводных лодок в удаленных районах Мирового океана, в том числе и в акватории Аденского залива. Согласно доктринальным взглядам руководства Израиля, на подлодки возложены две стратегические задачи. Первая – нанесение в случае принятия соответствующего политического решения ракетного удара по важнейшим ядерным объектам Ирана. Вторая – нанесение гарантированного удара возмездия в условиях внешней агрессии против Израиля с использованием оружия массового поражения (ОМП). При этом израильское командование не исключает возможности применения в обоих случаях крылатых ракет морского базирования, оснащенных ядерными боевыми зарядами.

По данным китайского издания «Современные корабли», по мере поступления и ввода в боевой состав ВМС страны новых подлодок немецкого производства израильское командование, начиная с 2010 года, приступило к реализации программы «Ха-цолелет ха-хама», привнесшей изменения в организацию оперативного использования ДЭПЛ национальных военно-морских сил. Израильтяне, преследуя цель повышения эффективности задействования ПС путем их постоянного присутствия в районах оперативного предназначения, и благодаря реализации данной программы в настоящее время практически обеспечили непрерывное пребывание подводных лодок в море (за исключением периодов проведения ремонтно-восстановительных работ на главной военно-морской базе (ГВМБ) в Хайфе). Для этого командование ВМС увеличило набор слушателей в военно-морские учебные заведения страны и организовало подготовку вторых экипажей для каждой ДЭПЛ. Стоит отметить, что на постоянной основе боевую службу в море несут до 3-4 подлодок, остальные находятся в ГВМБ Хайфа и проходят плановый ремонт и техническое обслуживание. Это позволило в последние годы увеличить количество боевых походов израильских субмарин в акваторию Красного моря и Аденского залива.

Таким образом, китайские военные эксперты приходят к выводу, что подводные силы ВМС Израиля являются одним из важнейших средств, предназначенных для нанесения скрытного удара по стратегическим объектам противника, в первую очередь, ядерным промышленным центрам Ирана. Представляется возможным согласиться с китайскими оценками о том, что в ближайшей перспективе ввод очередной ДЭПЛ «Дакар» в состав ВМС значительно повысит боевые возможности данного вида вооруженных сил. Кроме того, отмечается последовательное повышение роли подводных сил ВМС в ходе выполнения боевых задач на значительном удалении от территории еврейского государства.

Кроме того, в результате изучения китайских оценок мы видим существенную заинтересованность китайских специалистов в освещении в СМИ развития израильского подводного флота. Как представляется, она вызвана следующими основными причинами:

  1. Китайская Народная Республика, как и Государство Израиль, до недавнего времени при развитии национальных вооруженных сил не делала ставку на развитие ВМС, которые рассматривались как вспомогательный компонент. Анализ зарубежной литературы показывает, что с изменением военно-политической обстановки роль ВМС в военной стратегии Китая повысилась, ежегодно увеличиваются финансирование этого вида вооруженных сил, в тоже время численность и финансирование сухопутного компонента уменьшаются.
  2. В условиях отсутствия реального боевого опыта, китайские специалисты используют все возможности для сбора информации о достижениях военно-морских сил зарубежных стран для их учета в собственной практике. Опыт Израиля интересен китайским специалистам тем, что в рамках обеспечения безопасности стратегического проекта «Один пояс, один путь» рассматривается возможность передового присутствия группировки надводных и подводных кораблей китайских ВМС в акваториях Аденского залива. Предполагается, что анализ деятельности израильских ДЭПЛ поможет китайским стратегам разработать планы и маршруты передвижения подводных кораблей ВМС Китая (большинство из ни – ДЭПЛ) в рамках обеспечения безопасности торговых путей как от морских пиратов, так и от морской блокады со стороны третьих стран.

 

 

Некоторые тактико-технические характеристики ПЛ типа «Долфин» и «Долфин-2»

 

Тактико-технические характеристики ДЭПЛ типа «Долфин» ДЭПЛ типа «Долфин-2»
«Долфин», «Левиафан», «Текума» «Таннин», «Рахав»
Водоизмещение: 1900 1925
Длина, м 57,3 68
Ширина, м 6,8 6,8
Осадка по крейсерской ватерлинии, м 6,2 6,2
Скорость полная надводная, узлы 13 13
Скорость полная подводная, узлы 20 20
Предельная глубина погружения, м 200 300
Экипаж Офицеров-5;

матросов и старшин-31

Офицеров-5;

матросов и старшин-31;

10 бойцов спец.назначения (при выполнении специальной операции)

Автономность, суток 30 30
Дальность хода, км 14800 при скорости в 14,5 км/ч в надводном положении,

770 при скорости в 14,5 км/ч в подводном положении

14800 в надводном положении,

4500 в подводном положении за счет воздухонезависимой силовой установки

Торпедные аппараты 6 (533-мм)

4 (650-мм)

6 (533-мм)

4 (650-мм)

Торпеды 24 шт. DM2A3 Seahake (или Mk 48) 24 шт. DM2A3 Seahake (или Mk 48)
Дальность поражения торпеды DM2A3, км 13 13
Скорость движения торпеды DM2A3, узлы 35 35
Крылатые ракеты 14 шт. ПКР Саб-Гарпун (UGM-64C) КР морского базирования «Попай Турбо», способные нести ядерные боевые части
Дальность поражения цели КР, км 130 1500
Допустимая масса боезаряда КР, кг 225 200
Средства транспортировки боевых пловцов 1 1
Сонар поиска и атаки CSU 90 search and attack Аtlas Electronic CSU-90
Пассивный сонар STN Atlas Elektronik PRS-3 данных нет
Система анализа собственных шумов STN Atlas Elektronik FAS-3 данных нет
РЛС ELTA; I-band ELTA; I-band
Система электронной разведки Elbit Timnex 4CH(V)2 Elbit Timnex 4 CH Elint
Терминал спутниковой связи нет есть
Система управления огнем и датчиками ISUS 90-1 TCS данных нет
Антенная мачта 6 шт. Gabler 6 шт. Gabler
Перископ Kollmorgen 76/90 with OPGAL Kollmorgen Type 76

/ Zeiss

Система обработки данных STN Atlas ISUS 90-55 ISUS 90
Силовая установка Дизель-электрическая Дизель-электрическая
Электрохимический генератор нет есть
Дизельный двигатель (кол-во, тип, мощность) 3 шт., MTU 16V 396SE 84,

2400 л.с.

данных нет
Генераторы (кол-во, мощность) 3 шт,

2,91 МВт

нет
Электродвигатель (кол-во, мощность) 2 шт.

6100 л.с.

данных нет
53.47MB | MySQL:103 | 0,429sec