К ситуации с задержанием Ираном британского танкера Stena Impero в Ормузком проливе

Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй проведет в понедельник 22 июля  заседание чрезвычайного правительственного комитета Cobra («Кобра») в связи с задержанием британского танкера Stena Impero («Стена имперо») в Ормузском проливе.  Ожидается, что глава британского правительства, которая в среду покинет свой пост, получит от членов своего кабинета и приглашенных на заседание других официальных лиц обновленную информацию о развитии ситуации вокруг данного инцидента и обсудит вопросы безопасности судоходства в зоне Персидского залива. Комитет Cobra уже дважды заседал по вопросу о захвате танкера — сначала в ночь с пятницы на субботу, а затем уже собственно в субботу, однако Мэй на этих заседаниях не присутствовала, находясь в тот момент в своем избирательном округе Мейденхед. По окончании второго из этих заседаний глава британского МИД Джереми Хант пообещал, что рассмотренные комитетом предложения по защите британских и международных морских перевозок будут изложены им в понедельник в Палате общин британского парламента. Британские СМИ не исключают, что Лондон может объявить о пакете дипломатических и экономических рестрикций, в том числе мер по замораживанию иранских активов. В то же время в воскресенье министр финансов Великобритании Филипп Хаммонд выразил сомнения, что предлагаемые меры коснутся санкционного режима, поскольку Соединенное Королевство и так уже придерживается широкого набора антииранских санкций.  Как сообщило 19 июня агентство ИРНА, танкер Stena Impero был задержан в Ормузском проливе после того, как выключил приемник автоматической системы распознавания и не реагировал на предупреждения Корпуса стражей исламской революции (КСИР, элитные части ВС Ирана). Согласно заявлению КСИР, танкер был задержан «в связи с нарушением международных правил» и сопровожден до берега для проверки. Позднее власти Ирана заявили, что танкер был вовлечен в инцидент с иранским рыболовецким судном, все 23 члена экипажа находятся в порту Бендер-Аббас и не будут отпущены до окончания расследования.  Британские же власти заявили, что Иран в нарушение международного права задержал Stena Impero в территориальных водах Омана и затем заставил танкер войти в свои воды. Для объяснения этого инцидента в британский МИД в субботу был вызван поверенный в делах Ирана Мохсен Омидземени. В субботу Хант заявил о том, что из состоявшегося у него разговора с главой МИД Ирана Мохаммадом Джавадом Зарифом, а также в целом из заявлений иранской стороны, он понял, что Тегеран рассматривает задержание британского танкера как возможность «ответить ударом на удар» после того, как в Гибралтаре при участии британских морских пехотинцев был задержан танкер Grace 1 («Грейс 1»).  В этой связи отметим, что ожидать серьезных рестрикций или каких-то военных мер  от Лондона не стоит. Расхождения точек зрения Лондона и Тегерана же по вопросу нахождения танкера в тех или иных водах объясняется коллизиями в международном праве по этому вопросу. На самом деле это большого значения не имеет, поскольку действия иранцев безусловно является ответной мерой на аналогичные шаги британцев, которые задержали иранский танкер в Гибралтаре. Аргументация Ирана по ситуации с британским танкером Stena Impero гораздо убедительнее, чем была у властей Гибралтара и Великобритании при задержании танкера с иранской нефтью в Гибралтарском проливе. Об этом заявил в воскресенье 21 июля журналистам заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков. «Аргументация, которую привела иранская сторона в подкрепление своих действий, многократно более убедительна, чем те невнятные отсылки к санкционному законодательству ЕС, которые были использованы местными властями Гибралтара при поддержке Лондона в момент ареста танкера под панамским флагом с грузом иранской нефти», — сказал он, сравнивая два инцидента с задержанием танкеров. «Аргументация Ирана на порядок более правильная, чем аргументация Гибралтара и Лондона, которые занимаются пиратством. А Иран занимается заботой об экологии вод Ормузского пролива», — добавил Рябков. Такая редакция событий российского МИД также является не совсем логичной, о чем мы поговорим ниже.

Пока остановимся наценке ситуации со стороны американского экспертного сообщества. Общий вывод — захват танкера добавляет еще один слой напряжения поверх и без того напряженных отношений между Исламской Республикой и Соединенными Штатами и их союзниками. В данном случае отметим, что американцы сознательно ставят в один ряд и Вашингтон, и Брюссель, что в принципе неправильно. Если Лондон усилиями уходящей Мэй и пытается обострить ситуацию в рамках однозначных провокаций в отношении Ирана, то это совершенно не отражает позицию всего ЕС. Мы уже сообщали и повторим, что британцы в данном случае играют в качестве американского «троянского коня» в ЕС, совершенно сознательно захватывая иранский танкер, и совершенно сознательно идя таким обратимо на провоцирование иранцев на аналогичные ответные меры. Идет борьба за позицию Брюсселя в рамках антииранских усилий: Вашингтону нужен солидарная антииранская позиция Брюсселя для того, чтобы уже консолидировано давить на Тегеран в рамках организации с ним переговоров. А это основная задача президента Д.Трампа на сегодня, а совсем не война или даже нанесение каких-то воздушных ударов. В данном контексте позиция помощника по национальной безопасности Дж.Болтона, который настаивал на том, что именно превентивный ограниченный удар станет самой важнейший мотивировкой для Тегеран в рамках его готовности к новым переговорам, не сработала. Более того, похоже что и в Тегеране, и где-то подспудно в самом Белом доме приходит осознание того, что персонально Дж.Болтон становится главным препятствием для начала новых переговоров. Помощник президента США по национальной безопасности Джон Болтон не смог заманить американского лидера Дональда Трампа в войну и, боясь краха «Команды Б» (состоит из Болтона, премьера Израиля Биньямина Нетаньяху, а также кронпринцев Саудовской Аравии и ОАЭ — прим. ТАСС), намеревается втянуть Великобританию в противостояние с Ираном. Такое мнение выразил в воскресенье 21 июля министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф, отметив, что только благоразумие может пресечь эти уловки. «Не заблуждайтесь: не сумев заманить [президента США] Дональда Трампа в войну века и опасаясь краха его «Команды Б», Джон Болтон направил свой яд в сторону Великобритании в надежде, что втянет ее в болото», — написал Зариф на своей странице в «Твиттере». Он подчеркнул, что «только благоразумие и предусмотрительность могут пресечь такие уловки». По восточному цветасто, но по сути — четкий посыл в Вашингтон в отношении того, что с Болтоном о новых переговорах говорить не приходится.  И заметим, как Дж.Болтон сейчас ушел в тень. В этой связи очевидно, что в Вашингтоне победила точка зрения о том, что такой удар окончательно все надежды на  переговоры с Ираном похоронит. А это означает, что воевать Трамп за британский танкер сейчас точно не будет.

При этом американские эксперты отмечают, что несколько предыдущих инцидентов, связанных или направленных на иранские интересы в начале прошлой недели, добавили напряженности вокруг американо-иранского противостояния. До того, как стало известно о захвате танкера, произошел пожар на объекте в Ираке, где хранились баллистические ракеты, предоставленные Ираном иракским ополченцам, что, возможно, произошло в результате авиаудара неизвестных нападавших. А 13 июля КСИР задержал в Персидском заливе танкер, который, по его словам, участвовал в операции по контрабанде топлива. На фоне эскалации конфликта США Военно-морской флот заявил 18 июля, что уничтожил иранский беспилотник, который угрожал одному из его кораблей. При этом отметим, что практически все эти инциденты произошли во время визита в США министра иностранных дел Ирана Мохаммада Джавада Зарифа, который выступил в ООН и предложил пакет во многом поверхностных уступок в обмен на переговоры с Вашингтоном.

Теперь по сути мотивировки сторон в отношении обоснованности действий иранцев в рамках захвата танкеров. И оба они, кстати, были британскими фактически, хотя  один из них и ходил по либерийским флагом. При этом копья на сегодня ломаются в основном в отношении только одного  Stena Impero. Поздно вечером 19 июля этот большой танкер под британским флагом сделал неожиданный и незапланированный поворот в сторону Ирана. Судно было отслежено во время его движения в направлении иранских портов вблизи Бендер-Аббаса, прежде чем его транспондер прекратил передачу. Второй танкер «Месдар», принадлежавший британцам и ходивший под либерийским флагом, следовал аналогичным курсом, прежде чем его транспондер также был отключен. Однако впоследствии КСИР заявил, что он ненадолго остановил «Месдар», чтобы предупредить его об «экологических правилах» и других вопросах, прежде чем разрешить ему идти дальше. В этой связи ссылка  МИД РФ «о заботах Тегерана об экологии» касается именно этого танкера, а не  Stena Impero.

И американцы, и британцы совершенно уверенны в том, что эти действия надо толковать  как ответную меру за задержание Великобританией 4 июля иранского танкера Grace 1, который британские власти удерживают в Гибралтаре по подозрению в контрабанде иранской нефти в Сирию. Если это так, Иран, вероятно, будет держать Stena Impero в качестве разменной монеты, чтобы убедить Соединенное Королевство освободить Grace 1. Однако каждый такой враждебный инцидент, по их оценке,  повышает риск возникновения более широкого конфликта между Ираном и его противниками. И возможность новых британских санкций в отношении Ирана в связи с этими инцидентами может привести Иран к еще большим провокациям, увеличивая шансы на то, что Соединенные Штаты и их союзники ответят ограниченным военным ударом по иранским активам. Повторим, что такой сценарий пока очень маловероятен. Опять же напомним, что захват иранского танкера стал «красной линией» для иранцев. Говорили и повторим: Иран будет готов на какие-то серьезные шаги по дестабилизации только в том случае, если будут продолжаться задержания его танкеров. И весь этот инцидент со  Stena Impero следует рассматривать как ясный сигнал Западу об этом, и он должен был поддержать соответствующие заявления политического руководства ИРИ.  Европейцы должны обеспечить Ирану возможность ведения свободной торговли для сохранения ядерной сделки. Об этом заявил 18 июля  глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф. «Мы ожидаем, что они будут выполнять свои обязательства по нормализации экономических отношений между Ираном и другими странами, — сказал он. — Нам нужно продавать свою нефть. Мы ведем бизнес с Россией и Китаем, но этого недостаточно. Европейцы — часть соглашения, как европейская тройка стран, так и весь Евросоюз — они должны исполнять свои обещания». Зариф напомнил, что, согласно условиям соглашения, у европейских стран «есть 11 обязательств, которые должны соблюдаться».  28 июня на встрече в Вене страны ЕС подтвердили запуск межбанковского механизма INSTEX, который в теории дает возможность осуществлять расчеты с Ираном в обход американских санкций. Однако пока он включает лишь часть стран ЕС и распространяется на торговлю медикаментами и продовольствием, которые и так не были затронуты ограничительными мерами США. Иран заявляет, что для полноценной работы механизма финансовых расчетов INSTEX Евросоюз должен покупать иранскую нефть. И соответственно его танкера должны быть в безопасности, и это основное условие иранцев и рамках сохранения СВПД, и возможно — начала новых переговоров по этому соглашению.

В этой связи все эти инциденты с танкерами в Персидском заливе  и Ормузском проливе за последние два месяцы надо рассматривать прежде всего как сознательное повышение Тегераном ставок в этой игре. И британский танкер — это только последний по времени  инцидент. А ведь был еще эмиратский танкер, который иранцы захватили  13 июля, когда он вошел в иранские воды в Ормузском проливе. MT Riah, небольшой танкер для нефтепродуктов емкостью всего 2 млн литров (около 12 500 баррелей), был первоначально идентифицирован под флагом  Панамы, но как  фактически принадлежащий ОАЭ. Однако Объединенные Арабские Эмираты дезавуировали право собственности и заявили, что ни одно судно ОАЭ  не было задержано.  Ответ Госдепартамента США Ирану 18 июля — требование немедленного освобождения MT Riah — предполагает, что Вашингтон рассматривает инцидент как еще одну иранскую провокацию. Однако американская характеристика этого события была несколько притуплена более поздним заявлением КСИР о том, что он задержал танкер и арестовал экипаж за якобы контрабанду топлива. Это объяснение звучит правдоподобно, учитывая длительную кампанию Ирана по обузданию контрабандных операций, в ходе которых субсидируемое в Иране топливо продается за границу по более высоким ценам. Так, в апреле КСИР захватил в Ормузском проливе небольшой танкер с 11 млн литров топлива, контрабандой вывезенного из Ирана. Однако, учитывая захват Stena Impero 19 июля, Иран, возможно, захватил панамский  MТ Riah, ошибочно полагая, что он принадлежит Великобритании.  В этой связи не совсем понятно, как контрабандное топливо может грузится в портах Ирана, если Тегеран с этим явлением борется. В этой связи опять же рискнем предположить, что иранская нефть перегружается с танкера на танкер уже в море. И в этой деятельности эмиратские компании играют ведущие роли.  MT Riah, который приписан к одному их портов ОАЭ, безусловно, демонстрирует признаки судна, используемого в контрабандных операциях. За последний год он более двух десятков раз отключал свой транспондер, не делая заходов в порты и осуществляя десятки перевозок в водах у берегов Дубая и Омана. Разумеется, КСИР сам участвует в прибыльных операциях по контрабанде нефти, а это означает, что задержание MT Riah, представляет собой попытку КСИР подорвать конкурирующую контрабандную сеть. Тем не менее, с тех пор, как появились новости, ни одна организация не претендовала на владение MT Riah или не раскрывала национальности членов экипажа, находящихся под стражей. Более того, 21 июля морские власти Панамы начали процедуру снятия флага с шедшего в Ормузском проливе нефтяного танкера МТ Riah, который 14 июля предположительно отклонился от курса в сторону иранских территориальных вод и перестал подавать сигналы о своем местоположении.    Процесс снятия флага подразумевает процедуры, касающиеся прекращения регистрации судна в реестре страны. Нахождение в такой базе данных означает, что все члены экипажа на борту судна обязаны подчиняться законам данного государства. Согласно информации Рейтер, Панама начала процесс снятия флага с МТ Riah, владелец и оператор которого не установлены, в связи с «преднамеренным нарушением [танкером] международных норм».

В этой связи все эти эпизоды с танкерами, в том числе и якобы поврежденными в результате атаки иранцев (так полагают американцы, которые все шесть повреждений танкеров в этом регионе приписывают именно атакам ИРИ), надо рассматривать прежде всего через призму активных контрабандных операций с иранской нефтью, в которых задействованы конкурирующие между собой ирано-эмиратские группы. И это обстоятельство подтверждает тот факт, что ОАЭ не высказал никаких претензий к Ирану после якобы первых атак на танкеры норвежской компании  в прошлом месяце в Ормузском проливе.

Но в данном случае цель американцев ясна: склонить Брюссель на свою сторону в рамках давления на Иран, как задача-максимум, и создать коалицию для охраны мореходства в Ормузском проливе, как задача-минимум.  Соединенные Штаты продолжают работу над созданием международной коалиции Sentinel («Страж»), которая занялась бы обеспечением свободы судоходства в регионе Персидского залива, однако для успеха необходимо активное участие международных партнеров США. Об этом говорится в распространенном в пятницу 19 июля заявлении Центрального командования Вооруженных сил США. «СЕНТКОМ работает над международной морской операцией Sentinel, чтобы усилить наблюдение и обеспечение безопасности на ключевых водных путях на Ближнем Востоке для обеспечения свободы судоходства в свете недавних событий в регионе Персидского залива», — сообщается в документе. Целью операции, согласно заявлению, является «содействие стабильности на море, обеспечение безопасного прохода [судов] и деэскалации в международных водах в Персидском заливе, Ормузском и Баб-эль-Мандебском проливах, а также Оманском заливе». «»Представители США продолжают координацию с союзниками и партнерами в Европе, Азии и на Ближнем Востоке относительно деталей и средств, необходимых для операции Sentinel, чтобы обеспечить свободу судоходства в регионе и защитить жизненно важные морские пути», — отмечает СЕНТКОМ. «Хотя Соединенные Штаты обязались поддержать эту инициативу, для ее успеха необходимы вклад и участие региональных и международных партнеров»», — подчеркивает командование. Ранее Госдепартамент США заявил, что Вашингтон вместе с союзниками создает коалицию с целью обеспечения свободы судоходства в регионе Персидского залива. Речь идет о программе Sentinel («Страж»), которой США и их союзники будут оказывать материально-финансовую поддержку. При этом отметим, что не все идет здесь гладко.  Вооруженные силы Испании никогда не станут принимать участия в возможной военной операции без поддержки со стороны Конгресса депутатов (нижняя палата парламента) страны. Об этом заявила в четверг 18 июля исполняющая обязанности министра обороны Испании Маргарита Роблес. И. о. главы ведомства попросили прокомментировать сообщения о том, что Пентагон разочарован решением Мадрида окончательно вывести фрегат королевства «Мендес Нуньес» из состава боевой группы во главе с американским авианосцем «Авраам Линкольн». «Все, что я получаю по официальным каналам, совершенно противоположно», — отметила Роблес, заверив, что отношения с США являются превосходными. При этом, по словам и. о. министра, «»очевидно, что ни фрегат, ни испанские вооруженные силы не пойдут» на участие в «»возможной военной операции, не располагая согласием Конгресса депутатов»». В мае власти Испании объявили о временном выводе фрегата из состава боевой группы, отправленной на Ближний Восток. Мадрид объяснял этот шаг тем, что США изменили первоначальную миссию. Тем не менее из-за того, что напряженность в Персидском заливе не ослабевает, Минобороны Испании решило, что «Мендес Нуньес» отправится по своему маршруту самостоятельно. В результате официальный представитель Пентагона Карла Глисон сообщила агентству ЭФЭ, что США разочарованы выводом фрегата из состава боевой группы. И ровно такую же позицию демонстрируют и французы, и немцы. А это означает, что подыгрывание Лондона планам Вашингтона пока в полной мере не срабатывает.

62.9MB | MySQL:102 | 0,518sec