О развитии политической ситуации в Судане на фоне разногласий внутри Переходного военного совета

Помощник госсекретаря США по делам Африки Надь Тибор призвал 19 июля суданские стороны завершить обсуждение конституционного документа и сформировать правительство для решения экономических и политических проблем, стоящих перед страной. Ожидается, что переходный Военный Совет (ПВС) и Оппозиционные силы за свободу и перемены (FFC) возобновят в субботу 27 июля переговоры по определению полномочий и полномочий трех институтов переходного органа, согласованных в политическом документе. В своих предыдущих дискуссиях и заявлениях некоторые лидеры ПВС, как представляется, хотят дать Суверенному совету возможность накладывать вето на некоторые решения правительства, которое должно осуществлять всю исполнительную власть, что оппозиция категорически отвергает. «Предстоящие переговоры между обеими сторонами в Судане о разделении обязанностей между премьер-министром и Суверенным советом имеют решающее значение для продвижения стабильности Судана вперед», — заявил американский дипломат  в своем твиттере, опубликованном в пятницу. «Сейчас настало время для напряженной работы по обеспечению того, чтобы переходное правительство действительно возглавлялось гражданскими лицами и чтобы эти лидеры имели прочную основу для решения экономических, политических и политических проблем Судана»,- подчеркнул он далее. Напомним, что после подписания политического соглашения в прошлую среду 17 июля группы FFC потребовали отложить возобновление переговоров по конституционной декларации, которая должна служить основным законом страны  на 3-хлетний переходный период. Кроме того, оппозиционеры направили в Аддис-Абебу лидера суданской партии «Конгресс» Омера аль-Дигаира для обсуждения этого документа с вооруженной группами повстанцев из Дарфура  и убеждения их принять политическое соглашение, поскольку они отвергают его, заявляя, что оно не включает их взгляд на ситуацию.

В этой связи отметим, что местные эксперты сходятся во мнении,  что целый ряд положений соглашения о разделе власти между ПВС и FFC, заключенном  5 июля в Хартуме, не предвещают ничего хорошего для будущего этой сделки и не исключают возможности того, что страна может скатиться к полномасштабной гражданской войне. Основным поводом для такого рода выводов является пункт временной  конституции, которая предусматривает создание  Суверенного совета, состоящего из 11 членов (5 от Вооруженных сил Судана, 5 гражданских лиц и один независимый), который будет управлять в течение трехлетнего переходного периода. Соглашение также предусматривает создание правительства, который, вероятно, будет возглавлять нынешний заместитель исполнительного секретаря экономической комиссии Организации Объединенных Наций для Африки Абдалла Хамдок. При этом создание законодательного совета пока отложено на неопределенный срок. Однако сейчас FFC настаивает на том, чтобы юридическая комиссия переформулировала сделку в окончательную форму, в рамках чего сейчас при содействии арабских и американских спонсоров проводится ряд совещаний и консультаций. В то время как Соединенные Штаты последовательно поддерживают позицию FFC, КСА и ОАЭ, оказывая общую поддержку ПВС, продемонстрировали некоторое публичное дистанцирование от человека «номер два» в этой структуре, генерала Мухаммеда Хамдана Далго (Хемидти), после резни 3 июня. Два государства Персидского залива сейчас выступают за более дипломатический подход, чем раньше, в общем продолжая поддерживать ПВС. При этом именно  Хемидти обеспечивает пребывание 10 000 своих солдат Сил быстрой поддержки (СБП) в интересах КСА в Йемене. После того, как 29 июня люди Хемидти разграбили офисы оппозиции, помощник госсекретаря США по африканским делам Тибор Надь был вынужден использовать все свои дипломатические навыки, чтобы вернуть всех за стол переговоров. Это стало возможным и в силу того, что было выполнено основное предварительное условие оппозиции о выводе сил СБП из Хартума. 18 июля 2019 года ПВС начал вывод сил СБП с позиций, которые они занимали в столице более трех месяцев. Напомним, что эти силы, которые обвиняются в совершении военных преступлений и нарушениях прав человека, были развернуты в стратегических местах в Хартуме после свержения бывшего президента Омара аль-Башира 11 апреля. По свидетельству очевидцев, такой вывод действительно  частично произошел: в частности эти силы на стратегическом  мосту Аль-Фитайхаб, соединяющего Хартум и Омдурман, были заменены на Центральные резервные полицейские силы. Тогда же были отмечены десятки автомобилей СБП, которые покидали «зеленую площадь» в Хартуме.  Однако силы, дислоцированные вокруг президентского дворца в столице где находятся офисы ПВС, остались на месте. То же самое касается и отрядов СБП, развернутых в районе, прилегающем к Генеральному штабу армии. Суданские активисты в июне прошлого года подали запрос прокурору Международного уголовного суда (МУС) с призывом расследовать кровавый рейд, якобы проведенный СБП в рамках разгона продемократической сидячей забастовки 3 июня и другие преступления, совершенные после 11 апреля 2019 года. В петиции содержался призыв выдать ордер на арест Хемидти.

В этой связи видимо есть смысл остановится на данных различных организаций в отношении реального количества жертв в рамках «мирной суданской революции».  268 суданцев были убиты во время мирных протестов, которые привели к смене режима в Судане, согласно докладу, опубликованному независимой группой врачей 19 июля. Доклад является первой попыткой оценить число протестующих, убитых бывшим режимом и правящей военной хунтой, которая пришла к власти 11 апреля. «Двести шестьдесят восемь мучеников заплатили своими жизнями за революцию с момента ее начала 19 декабря 2018 года», — говорится в докладе, опубликованном  синдикатом врачей Судана (LSDS). «Стрельба была основной причиной смерти», — говорится в докладе, при этом указывается, что многие были убиты выстрелом в голову или грудь, заколоты ножами,  забиты прикладами винтовок, а также сгорели  (прежде всего  раненые) в палатках. Суданские медики особо отметили, что 28 детей в возрасте до 16 лет «заплатили своей жизнью за свободу». При этом «самым молодым мучеником революции» был трехлетний ребенок, а самой старшей была женщина, убитая внутри своего дома слезоточивым газом. В докладе также делается попытка дать некоторые указания относительно будущего географического профилирования жертв репрессий в ходе этих важных событий, изменивших историю Судана. LSDS представила портрет жертв, убитых в 20 городах или районах за пределами столицы, сообщив, что 13 человек были убиты в городе Гедареф (штат Гадареф) 9 в Залингее и 8 в Далее (штат Центральный Дарфур), 6 жертв в следующих городах: Атбара (штат Река Нил), Рабак (штат Белый Нил), Карима (Северный штат), 4 человека были убиты в Кассале (штат Кассала) и столько же в Ньяле (Южный Дарфур), а 3 человека были убиты в городе Алобейдия (штат Река Нил). 2 человека были убиты в следующих городах: Аль-Джазира Абба (штат Белый Нил), Южный Кордофан (название района не приводится), Аль-Обейд (штат Северный Кордофан), Аль-Хасахиса и Мадани (оба в штате Аль-Гезира), Суки (штат Сеннар) и, наконец, по одному человеку погибли в Бербере (штат Река Нил), Хашм Аль-Кирба (штат Кассала), Эль-Фашер (штат Северный Дарфур), Эль-Генейна (штат Западный Дарфур) и Эль-Бакайр Хартум.

Особое внимание в докладе уделяется событиям «резни 3 июня» в Хартуме. В докладе говорится, что 50 человек были убиты, когда силы безопасности атаковали главный протестный объект в Хартуме, описывая его как «самый кровавый день в суданской революции с точки зрения числа мучеников». Также указывается, что 128 человек были убиты за неделю с 3 по 10 июня 2019 года. «Число мучеников может увеличиваться и быть больше, чем наблюдалось до сих пор, поскольку жестокость убийства протестующих и число пропавших без вести лиц заставляют полагать, что их можно найти больше, и мы все еще находимся в постоянном расследовании о пропавших без вести», — подчеркивается в докладе, который утверждал, что он является точным и объективным в своем расследовании. При этом, по данным Министерства здравоохранения Судана, число погибших в результате нападения 3 июня составило 61 человек. Как мы видим цифры жертв расходятся кардинально. В этой связи также отметим, что глава ПВС повторил в пятницу 19 июля , что «некоторые военные командиры были причастны к массовым убийствам 3 июня во время рейда на продемократическую сидячую забастовку в Хартуме». Более, чем прозрачный намек на Хемидти и его командиров. Это означит, что в самой среде ПВС назревают противоречия по линии кадровая армия — СБП.  Этот призрак нового военного переворота наряду с отсутствием  доверия между двумя лагерями (армия-оппозиция), недовольства значительной части младшего и среднего офицерства кадровыми чистками, является следствием нарастающего недовольства конкретным человеком в  ПВС и это Хемидти. К этому же надо прибавить и рост числа недовольных старших офицеров, которые сделали свою карьеру при О.аль-Башире, а теперь вычищаются из вооруженных сил по требованию ОАЭ и КСА.  Чтобы минимизировать  эту опасность, ПВC, который пытается сейчас получить максимальную поддержку от американцев, затягивает переговоры с оппозицией и организовала постоянный контроль над   офицерами армии. Как следствие, в армии продолжаются аресты.  По меньшей мере 11 высокопоставленных офицеров, в том числе глава Объединенного штаба Вооруженных сил, арестованы в Судане в рамках расследования попытки госпереворота, предпринятой в начале июля. Об этом сообщил в среду 24 июля телеканал «Аль-Хадас» со ссылкой на Переходный военный совет Судана. По его данным, по обвинению в причастности к антиправительственному заговору арестованы одиннадцать офицеров, «связанных с прежним режимом» отстраненного президента Омара аль-Башира. Среди них — глава Объединенного штаба Вооруженных сил генерал Хашим Абдель Мутталиб, командующий танковыми войсками генерал-майор Насреддин Абдельфаттах и командующий Центральным военным округом страны генерал-майор Бахр.  Согласно источникам телеканала, военный совет располагает «достоверными данными» о вине арестованных. 11 июля власти Судана сообщили о предотвращении попытки государственного переворота. По их данным, высокопоставленные офицеры армии и спецслужб пытались захватить власть с целью недопущения договоренностей между военным руководством страны и гражданской оппозицией. Тогда по обвинению в заговоре было задержано 12 офицеров высокого уровня.

В этой связи встает закономерный вопрос — сможет ли суданская армия монополизировать власть в своих руках и ликвидировать естественного и очень публично неудобного конкурента-партнера в лице Хемидти? Сомневаемся в этом по ряду причин.

Армия ослаблена постоянными кадровыми чистками и не представляет собой сейчас монолит, который способен сломать хребет СБП. Эти силы, в отличие от кадровой армии, стоят гарнизонами практически во всех административных центрах и контролируют ситуацию на местах. И это обстоятельство позволило в принципе так бескровно убрать в свое время О.аль-Башира. Это случилось только и исключительно из-за соответствующей позиции самого Хемидти. Опять же СБП по численности превосходят кадровые части, а 10 000 их бойцов сейчас воюют в Йемене на стороне КСА. Любые изменения в командовании СБП могут негативно отразиться на боеготовности этого контингента. А это еще больше осложнит положение КСА в Йемене на фоне вывода из страны значительной части экспедиционного корпуса ОАЭ. Скажем больше — на силовой вариант разгона палаточного лагеря оппозиции в Хартуме 3 июня Хемидти пошел после получения ясной поддержки на это от Эр-Рияда 23 мая, когда он встретился с наследным принцем Мухаммедом бен Сальманом (MБС) в Джидде. При этом Хемидти, которого сопровождал в Саудовскую Аравию пресс-секретарь ПВС генерал Шамс Эддин Кабачи, был заверен МБС, что он будет поощрять саудовские инвестиции в Судан, а также будет лоббировать исключение Судана из списка государств-спонсоров терроризма. Хемидти заверил его в ответ о продолжении пребывания суданских войск в Йемене, обязательстве разрыва с Дохой,  зачистке суданской армии  от «Братьев-мусульман». Для достижения этой цели собственно и инспирируются кампания арестов офицеров по обвинению в попытках госпереворотов (мнимых и реальных), а также проводится  вербовка новых рекрутов из тех племенных кланов, над которыми Хемидти  имеет контроль благодаря саудовским деньгам и золоту, добытому из месторождений, которые он контролирует в регионе Дарфур. Таким образом, военный переворот по ликвидации Хемидти возможен только в случае подкупа какой-то силой его окружения, что пока маловероятно.

62.87MB | MySQL:102 | 0,530sec