О ситуации на левом фланге израильской политики

Наиболее обсуждаемой политической темой четверга во всех без исключения израильских СМИ стало сообщение о создании новой левой политической партии, получившей название «Демократический лагерь». Ее ядром стала возглавляемая Ницаном Горовицем радикальная левая партия МЕРЕЦ, имеющая 4 депутатов в Кнессете нынешнего созыва (всего в Кнессете – 120 депутатов). В состав новой партии вошла также покинувшая более умеренную левую партию Авода депутат Кнессета Став Шафир и бывший премьер-министр Эхуд Барак (занимал эту должность в 1999-2001 гг., будучи лидером партии Авода).

Первая десятка электорального списка «Демократического лагеря» выглядит следующим образом:

  1. Ницан Горовиц
  2. Депутат Кнессета Став Шафир
  3. Генерал-лейтенант запаса Яир Голан
  4. Депутат Кнессета Тамар Зандберг
  5. Депутат Кнессета Илан Гилон
  6. Депутат Кнессета Исауи Фредж
  7. Место, забронированное для кандидата по выбору Эхуда Барака.
  8. Бывший депутат Кнессета Моси Раз
  9. Место, забронированное для кандидата по выбору Эхуда Барака.
  10. Эхуд Барак.

 

Определенную пикантность ситуации придают два обстоятельства:

  1. Депутат Кнессета Став Шафир совсем недавно выдвигала свою кандидатуру на пост председателя партии Авода и проиграла депутату Кнессета Амиру Перецу. При этом она обещала уважать выбор членов партии и остаться в ее составе.
  2. Эхуд Барак претендует на то, что он левый центрист, а не левый радикал. В прошлом он занимал пост министра обороны в правительстве, которое возглавлял лидер крупнейшей правой израильской партии Ликуд Биньямин Нетаньяху.

Новая партия «Демократический лагерь» объявила о своем создании в четверг утром, а уже вечером в того же дня она провела пресс-конференцию, в которой приняли участие трое ее лидеров – Ницан Горовиц, Став Шафир и Эхуд Барак.

Первым, как и следовало ожидать, выступил Ницан Горрвиц, который в частности сказал: «В качестве председателя партии МЕРЕЦ я горд и рад тому, что нам удалось объединить силы, создать значительную политическую силу, подобная которой не появлялась среди левых на протяжении многих лет». (…) Этого хотят граждане. Это добрая весть для левых, добрая весть для народа Израиля, это огромное достижение, потому что быть левым — это протест и это гордость. (…) Мы возглавляем новый единый политический лагерь. Мы будем добиваться отмены Закона о Национальности (речь идет о принятом год назад Кнессетом законе, который на декларативном уровне закрепил тот факт, что Израиль является национальным еврейским государством, а его государственным языком является иврит – В.Ч.), стремиться к сокращению экономического и социального неравенства, к усилению равенства в обществе. Израильские левые снова становятся сильным и активным фактором, закончилось пресмыкательство перед правыми. Мы ясно и однозначно проводим демократическую повестку дня, основанную на принципах равенства. «Демократический лагерь» выражает устремления огромного числа людей, людей, разделяющих наши ценности».

Депутат Став Шафир, занявшая второй место в списке «Демократического лагеря», среди прочего попыталась объяснить в своем выступлении факт своего ухода из Аводы: «Я видела десятки тысяч израильтян моего поколения, которые отчаялись и покинули страну, которые смотрят в будущее и видят его замороженным. Я призываю своих друзей-арабов, равноправных и достойных граждан Израиля, видеть в нас (в партии «Демократический лагерь» – В.Ч.) своих союзников. Я призываю своих подруг из ультраортодоксальных религиозных общин видеть в нас свой дом. (…) Авода – это мой идеологический дом. Я была избрана на второе место на предварительных выборах ее руководства. Я могла отдыхать и ждать выборов, но дом горит, все государство горит. А когда дом горит, выходят для того, чтобы тушить пожар, а потом построить дом заново». Следует пояснить, что под «поджаром в доме» Став Шафир подразумевала тот факт, что председатель Аводы депутат Амир Перец принял решение об объединении с правоцентристской партией «Гешер», возглавляемой бывшим депутатом Кнессета Орли Леви-Абукасис.

Что касается Эхуда Барака то его выступление было крайне патетическим. «После лет, в течение которых нами правит режим Нетаньяху, а мы ведем себя пассивно, пессимистически, как жертва, лет, в течение которых людей подстрекают друг против друга, когда бросают граждан на произвол судьбы, мы создаем объединение, которое будет бороться для того, чтобы возвратить надежду Израилю. (…) Это первый шаг к возвращению Израиля на верный путь и к обеспечению будущего Израиля в качестве еврейского, сионистского и демократического государства. Это первый шаг, и я надеюсь, что последуют новые объединения», — заявил бывший премьер-министр и выразил уверенность, что занимаемое им десятое место в списке «Демократического лагеря» будет реальным.

Слова Эхуда Барака о «новых объединениях» могли подразумевать только партию Авода.  Однако Авода не намерена объединяться с левыми радикалами. В партии Авода выразили возмущение «дезертирством» депутата Став Шафир и требуют от нее немедленно уйти в отставку из Кнессета. Так, генеральный секретарь партии Авода Эрен Хермони заявил в этой связи корреспонденту газеты «Исраэль гайом»: «Я возмущен действиями Шафир. Она всего три недели назад приняла участие в демократических выборах, не проявила уважения к решению избирателя,  и доказала, что для нее слово «демократия» – это просто слово, лишенное, какого бы то ни было содержания. Тот, кто действует, используя антидемократические стандарты, не сможет бороться против Нетаньяху за демократию. Тот, кто не умеет проигрывать на выборах, не сумеет и победить».

Некоторое израильские политические комментаторы обратили внимание на тот факт, что партия Авода традиционно была оплотом ашкеназского левого истеблишмента. Сейчас, после ухода из нее депутата Став Шафир три первых места в ее списке занимают политике восточного происхождения. Можно ожидать, что это приведет к оттоку ашкеназских избирателей от Аводы в пользу новой партии «Демократический лагерь».

Первый опрос общественного мнения, проведенный после сообщения о создании «Демократического лагеря», подтверждает данное предположение. Речь идет об опросе, проведенном по заказу ежедневной израильской газеты «Исраэль гайом» тель-авивским институтом изучения общественного мнения «Маагар мохот», возглавляемым профессором Ицхаком Кацем. Данным опросом был охвачена выборка из 502 совершеннолетних израильских граждан. При этом, как было сообщено, максимальная возможная статистическая ошибка составила 4,3%. Если бы выборы в Кнессет проводились сейчас, «Демократический лагерь» получил бы 9 мандатов вместо нынешних 4 мандатов МЕРЕЦ и 1 мандата Став Шафир, а  партия Авода во главе с депутатом Амиром Перецем – только 5 мандатов (столько же мандатов остается у этой партии сейчас, после выхода из состава ее фракции Став Шафир), несмотря на то, что сразу же после присоединения к Аводе Орли Леви-Абукасис результаты опросов обещали этой партии 7-8 мандатов.

Остальные мандаты распределились бы, согласно данным опроса института «Маагар мохот», следующим образом:

Ликуд во главе с премьер-министром Биньямином Нетаньяху – 31 мандат (34 мандата в Кнессете нынешнего созыва).

Основной соперник Ликуда, левоцентристский блок «Бело-голубые» во главе с депутатом Кнессета Бени (Биньямином) Ганцем – 30 мандатов (34 мандата в Кнессете нынешнего созыва.

Объединенный арабский список (ОАС) во главе с депутатом Кнессета Айманом Удой – 12 мандатов. Следует упомянуть о том, что ОАС, объединяющий коммунистов, исламистов и светских арабских националистов самораспустился в начале текущего года. До своего роспуска он имел 13 мандатов. Соглашение о восстановлении ОАС пока не достигнуто и находится под вопросом.

По 7 мандатов получили бы находящаяся в остром конфликте с Ликудом правая антирелигиозная партия «Наш дом – Израиль» (НДИ) во главе с депутатом Кнессета Авигдором Либерманом (5 мандатов в Кнессете нынешнего созыва), сефардская ультраортодоксальная религиозная партия ШАС во главе с министром внутренних дел Арье Дери (8 мандатов в Кнессете нынешнего созыва) и ашкеназский ультраортодоксальный религиозный блок «Еврейство Торы» во главе с заместителем министра здравоохранения Яаковом Лицманом (8 мандатов в Кнессете нынешнего созыва).

По 6 мандатов получила бы партия «Новые правые» во главе с бывшим министром юстиции Аелет Шакед (на состоявшихся в апреле выборах она не преодолела электорального барьера) и религиозно-сионистский Блок правых партий во главе с министром просвещения Рафи (Рафаэлем) Перецом и министром транспорта Бецалелем Смотричем (5 мандатов в Кнессете нынешнего созыва).

И, наконец, правая партия «Зеут» во главе с бывшим депутатом Кнессета Моше Фейглиным не преодолела бы избирательного барьера, составляющего сейчас в Израиле 3,25% от всех поданных на выборах голосов. Партия «Зеут» не преодолела электорального барьера и на апрельских выборах. Однако сейчас ведутся интенсивные переговоры о возможности ее объединения в единый блок с «Новыми правыми».

Суммарно же партии право-религиозного лагеря без НДИ получили бы, согласно данным упомянутого опроса, 57 мандатов, а партии левого лагеря, включая арабские партии, — 56 мандатов. Таким образом, поставленная Биньямином Нетаньяху задача создания право-религиозной коалиции без НДИ, как и согласно данным предыдущих опросов такого рода, выглядит нереальной, а создание новой левой партии «Демократический лагерь» не меняет соотношения сил между двумя лагерями, а лишь перераспределяет мандаты в внутри левого лагеря.

62.99MB | MySQL:102 | 0,487sec