Ситуация в Египте: май 2007 года

Самым заметным событием мая в Египте стало проведение в начале месяца в Шарм-аш-Шейхе международной конференции по Ираку на уровне глав МИДов из стран — соседей Ирака и представителей основных мировых политических игроков. Объявленной целью конференции было определение путей взаимодействия с тем, чтобы добиться восстановления безопасности в Ираке.

Конференции предшествовала встреча доноров Ирака, принявших так называемый Международный контракт по целям для Ирака (ICI). Под этим названием скрывается пятилетний план восстановления экономики Ирака и укрепления его вооруженных сил.

В итоговом документе конференции содержался призыв к заинтересованным странам поддержать передачу вопросов, связанных с безопасностью, от коалиционных сил иракской армии через увеличение боевого потенциала последней. В ходе конференции ряд арабских стран потребовал разработать точный календарь вывода американских войск из Ирака, на что Багдад и Вашингтон ответили отказом. Участники встречи обязались уважать принцип невмешательства во внутренние дела Ирака и осудили «все акты терроризма в любых его проявлениях». Со своей стороны, Иран и Саудовская Аравия обязались содействовать прекращению насилия на межконфессиональной почве в Ираке.

Важным итогом конференции стало решение ее участников списать примерно 30 млрд долларов иракского долга. В ходе конференции министр финансов Ирака Байян Джабр предупредил, что его страна «не разрешит ни одному государству инвестировать средства в Ираке, если оно не аннулирует иракский долг». Он сообщил, что в настоящее время идут переговоры между Россией и Ираком, на которых Москва требует в обмен на аннулирование долга признать нефтяные контракты, заключенные при режиме Саддама Хусейна. «Россия не должна увязывать аннулирование долга с инвестированием в нефтяную отрасль», — предупредил министр. По его данным, после предшествовавших заявлений об аннулировании иракского долга он сократился с унаследованных от режима Хусейна 140 млрд до 50 млрд долларов.

Кроме конференции в Шарме прошел ряд важных двусторонних встреч. Одна из них — между госсекретарем США Кондолизой Райс и премьер-министром Ирака Нури аль-Малики. У этой встречи был свой подтекст. Ожидалось, что госсекретарь потребует от шиита Аль-Малики объяснений в связи с массовыми увольнениями из иракской армии и полиции генералов-суннитов и арестами некоторых из них. По некоторым данным, эти меры были предприняты после того, как генералы использовали мощь иракской армии против вооруженных формирований шиитов.

Ожидалось также, что в первый день конференции К. Райс встретится с главами МИДов Ирана и Сирии. Один факт этих встреч мог бы свидетельствовать об определенном изменении американской внешней политики, творцы которой долгое время отказывались от прямых контактов с представителями «заклятых врагов» США. В том, что касается американо-иранской встречи, этого не случилось. Сама встреча состоялась, но на уровне экспертов. Встреча между К. Райс и главой МИДа САР Валидом Муаллемом состоялась. По завершении переговоров Муаллем заявил, что они были «откровенными и конструктивными». «Мы обсудили ситуацию в Ираке и пути достижения стабильности и безопасности в этой стране. Мы условились продолжить переговоры по данной теме», — сообщил он. На встрече также обсуждались вопросы двусторонних американо-сирийских отношений. Как известно, США обвиняют Сирию в том, что она не препятствует перемещению арабских джихадистов в Ирак. По имеющимся данным, Райс связала прогресс в деле закрытия сирийско-иракской границы с возможным улучшением американо-сирийских отношений.

Американский реверанс в сторону Сирии был тут же расценен наблюдателями как попытка Вашингтона привлечь в иракском досье на свою сторону Дамаск с одновременным ослаблением влияния Тегерана.

Другая встреча — между главами МИДов Японии и Южной Кореи Таро Ассо и Сонг Мин Суном соответственно, касалась северокорейского ядерного досье. На ней обсуждался ход переговоров с Пхеньяном, на которых предпринимаются попытки убедить КНДР отказаться от ядерного оружия в обмен на предоставление экономической помощи и нормализацию отношений.

Из египетского курорта прозвучало немало громких заявлений. В частности, в ходе конференции Иран обвинил США в использовании «террористических методов» в Ираке. «Создание надежного места для террористов, которые пытаются трансформировать иракскую территорию в базу для совершения атак соседей Ирака, заслуживает осуждения», — заявил глава МИДа ИРИ М. Моттаки в адрес США.

Что касается египетской дипломатии в Шарм-аш-Шейхе, то она сыграла роль главного церемониймейстера, но, по оценкам наблюдателей, не смогла вернуть себе роль главного регионального игрока на Ближнем Востоке, которую Каир за последние несколько месяцев уступил Эр-Рияду. Причем это касается не только вопросов, связанных с Ираком, но и таких традиционно «египетских» вопросов, как Палестина и Судан. Главное объяснение этому явлению они (включая египтян) видят в снижении динамизма внешней политики египетского режима, который, по их мнению, в настоящее время больше занят своими внутренними проблемами, и в частности, вопросом преемственности власти.

Примечательно, что уже 15 мая официальный Каир фактически обесценил решения конференции в Шарме, опровергнув сообщения об аннулировании иракского долга Египту в сумме 1,6 млрд долларов, в том числе 553 млн — госдолга. По логике госминистра АРЕ по юридическим делам Муфида Шехаба, подобный шаг со сторон АРЕ «способствовал бы американской оккупации Ирака». «Ирак в одностороннем порядке объявил в ходе конференции в Шарм-аш-Шейхе, что Египет аннулировал иракский долг. На самом деле, он не делал этого», — пояснил Шехаб. Он отметил, что подобные действия могут проводиться только с одобрения парламента АРЕ. «Эти средства принадлежат египетскому народу, а не правительству. Кроме того, аннулирование долга способствовало бы американской оккупации Ирака, а не принесло бы пользу иракскому народу», — утверждал госминистр.

7 мая в Египет прибыла французская комиссия по расследованию причин происшедшей на Синайском полуострове катастрофы французского двухмоторного самолета типа «Твин Оттер», на борту которого находилась группа военнослужащих Многонациональных сил по наблюдению (МСН). В результате этой катастрофы погибли 9 человек, в том числе 8 французских военнослужащих. Среди французов шестеро, включая пилота самолета, были женщинами. Согласно предварительной египетской версии, катастрофа самолета произошла из-за несоблюдения его пилотом рекомендованной над Синаем высоты полета. По французским данным, речь скорее всего идет о технической неисправности, поскольку самолет разбился при попытке совершения вынужденной посадки на одну из автодорог.

МСН были развернуты на Синае после заключения египетско-израильского мирного договора 1979 года. Основная база МСН находится в местечке Аль-Гора в 25 км к юго-западу от границы Египта с сектором Газы. В составе Сил — около 2 тысяч военнослужащих из 11 стран.

Заметным внешнеполитическим событием в мае стал визит в Каир министра иностранных дел Израиля Ципи Ливни, в ходе которого она обсудила инициированную Эр-Риядом арабскую мирную инициативу со своими коллегами из Египта и Иордании. По оценкам сторон, каирская встреча была предварительной, за ней последует встреча в таком же формате в Израиле. Сразу стоит отметить, что саудовская инициатива представляется нереализуемой, поскольку она предусматривает, в частности, нормализацию отношений между арабами и Израилем в обмен на полный уход последнего с территорий, захваченных в результате Шестидневной войны 1967 года, создание палестинского государства и возвращение палестинских беженцев. Некоторые из этих условий Израиль считает неприемлемыми. Со своей стороны, Лига арабских государств (ЛАГ) поручила Египту и Иордании — двум арабским странам, заключившим мирные соглашения с Израилем, убедить его принять эти предложения.

Другим заметным внешнеполитическим демаршем стало заявление Каира от 31 мая. В нем он назвал «неуравновешенной и нереалистичной» декларацию ближневосточной «четверки», в которой ее участники (Россия, США, ЕС и ООН) призвали палестинцев отказаться от насилия. «Заявление квартета неуравновешенно, оно никоим образом не содействует усилиям по прекращению насилия в секторе Газы и вызывает вопрос об его беспристрастности», — заявил представитель МИДа АРЕ Алаа аль-Хадиди. Он утверждал, что декларация четверки якобы равнозначна предоставлению Израилю права продолжать его военные операции на палестинских территориях.

В мае в Египте наблюдалось несколько и чисто внутренних событий. 11 мая в одной из деревень в 25 км к югу от Каира в очередной раз произошли массовые столкновения между мусульманами и коптами. В результате столкновений ранения получили 11 человек среди христиан, частично разрушены 25 жилых построек и 5 торговых лавок. Власти задержали до 60 мусульман.

В мае Комитет по партиям выдал разрешение на легальную деятельность партии Демократический фронт (ДФ). Как заявил один из основателей ДФ Усама аль-Газали Харб, он видит среди сторонников новой партии «любого, кто отвергает правящую Национал-демократическую партию и «Братьев-мусульман». Он же полагает, что ДФ получил разрешение на существование и стал 24-й легальной партией в АРЕ, поскольку этому способствовала текущая политическая конъюнктура — ранее Комитет по партиям отказал в регистрации 12 организациям.

52.28MB | MySQL:103 | 0,824sec