Культурные связи между Республикой Татарстан и Саудовской Аравией

4-10 июня с.г. в Москве и Казани прошли Дни культуры Королевства Саудовская Аравия. Делегацию КСА возглавил министр культуры и информации КСА Айяд бин Амин Мадани. Если на открытии Дней культуры в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова саудовских гостей принимал глава Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой, то 7 июня, когда делегация КСА отправилась в Казань, где были продолжены культурные мероприятия, саудовского министра встречали уже более значимые фигуры: сам президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев, премьер-министр РТ Рустем Минниханов и министр культуры РТ Зиля Валеева, что свидетельствует о том, что культурному сотрудничеству с Саудовской Аравией в Казани придает большее значение, чем в Москве. Именно на визите саудовского министра культуры и информации Айяда бин Амин Мадани в Казань мы бы хотели остановиться подробнее.

Начиная с 1990-х гг. Республика Татарстан стремилась занимать особое положение среди всех регионов Российской Федерации. 30 августа 1990 г. в Татарстане была принята Декларация о государственном суверенитете, которая стала началом огромной вехи в политической жизни РТ. Тогда была заложена основа для особой статусности региона. 21 марта 1992 г. состоялся референдум по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан, на котором был вынесен на народное волеизъявление вопрос: «Согласны ли Вы, что Республики Татарстан – суверенное государство, субъект международного права, строящее свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров?» Положительно ответили 61,4% принявших участие в голосовании (таких оказалось 82% всего населения). Принятая 6 ноября 1992 г. Конституция РТ прямо указывала на то, что «Республика Татарстан – это суверенное демократическое государство» и что «государственный суверенитет есть неотъемлемое качественное состояние Республики Татарстан» (статья 1). Это во многом открывало путь для выхода из состава России, тем более что в Татарстане имелись на тот период организации, активно выступавшие за полную независимость от Москвы. К счастью, у руководства РТ хватило благоразумия не пойти по этому пути, тем более что Москва дала понять, что способна на решительные действия по соблюдению целостности России, продемонстрировав это в ходе первой чеченской войны (1994-1996). Пусть первая чеченская война закончилась не совсем удачно для Москвы, тем не менее, в Татарстане борьбу за особый статус повели мирным способом. Для того чтобы оставаться в правовом поле Российской Федерации и одновременно юридически закрепить определенную самостоятельность Татарстана, в 1994 г. был заключен Договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерацией и органами государственной власти Республики Татарстан сроком на 10 лет. В 2000 г. президентом России был избран Владимир Путин, который в отличие от своего предшественника начал проводить курс на выстраивание «вертикали власти», т.е. на приведение в соответствие законов, принятых региональными парламентами, с федеральным законодательством.

Это коснулось и Конституции Республики Татарстан, которая подверглась ревизии, в результате чего РТ стала называться просто «демократическим правовым государством» (слово «суверенное» было убрано из новой редакции Конституции РТ), объединенным с Российской Федерацией Конституцией РФ, конституцией РТ и Договором о разграничении полномочий. С 2004 г. всенародные выборы глав регионов России были отменены, и теперь любой глава субъекта Российской Федерации может быть избран региональным парламентом при предложении его кандидатуры президентом РФ, что требует получения доверия главы государства. Если в 1990-е гг. постоянно велись разговоры об особом положении Татарстана по сравнению с другими регионами России, то теперь на уровне регионального руководства подобных разговоров никто не ведет. Тем более что политический вес президента РТ Минтимера Шаймиева внутри страны все больше падает, о чем свидетельствует тот факт, что на предстоящих выборах в Государственную думу он вместе с мэром Москвы Юрием Лужковым не включен в федеральный список кандидатов от крупнейшей партии «Единая Россия», а будет возглавлять лишь региональный список. Как пишет «Новая казанская газета» (№ 5 с.г.), ситуация изменилась: «Шаймиев и Лужков, чьи сроки правления заканчиваются, больше не числятся среди «тяжеловесов» партии власти». Однако, несмотря на это, 70-летний «бабай» (в переводе с татарского «дедушка»), как его называют в Татарстане, имеет хороший рейтинг на международном уровне, особенно в мусульманском мире.

Все политические пертурбации внутри страны в период правления президента России Бориса Ельцина привели к тому, что в 1990-е гг. Республика Татарстан вышла на международную арену. В августе 1992 г. было создано Министерство внешних экономических связей РТ, в задачи которого входило установление отношений между Татарстаном и зарубежными странами. Более того, Казань стала открывать свои представительства в странах ближнего и дальнего зарубежья (в 1996 г. уже было 14 таких представительств, которые можно рассматривать как своеобразный аналог посольств). Большую роль в развитии внешних связей Татарстана сыграл сам президент РТ Минтимер Шаймиев.

Мало найдется глав субъектов России, которые могли бы похвастаться тем отношением, какое оказывают М. Шаймиеву за рубежом. Его встречают почти как главу независимого государства. Его удостаивали своим вниманием президенты Турции, Египта, Сирии, Ирана и др., с которыми он встречался во время своих зарубежных поездок. В последние годы роль президента Татарстана особенно выросла в связи с крепнущими связями России с исламским миром (в июне 2005 г. Россия получила статус наблюдателя при организации «Исламская конференция»), что было отмечено и Саудовской Аравии. Во время визита по странам Ближнего Востока президента РФ Владимира Путина в феврале с.г. в составе российской делегации был и Минтимер Шаймиев. Тогда в Эр-Рияде король Саудовской Аравии Абдалла ибн Абдель-Азиз вручил ему Международную премию имени короля Фейсала за «дело утверждения идей толерантности, национального и религиозного возрождения», что можно считать признанием заслуг Минтимера Шаймиева в этом вопросе.

Хотя президент РТ неоднократно говорил, что он не исполняет никаких исламских обрядов, и даже позиционирует себя как неверующего, надо отдать ему должное за то, что он много сделал для возрождения исламской культуры в Татарстане. За последние 15 лет на территории РТ была построено около 1100 мечетей. В 2000 г. в Казани был открыт Российский исламский университет, который занимается подготовкой кадров исламского духовенства (премию им. Фейсала в размере 200 тысяч долларов США президент РТ передал на поддержку именно этого университета). В 2005 г., к тысячелетнему юбилею столицы Татарстана, на территории Казанского Кремля была открыта соборная мечеть Кул-Шариф, ставшая крупнейшей в России (на открытии присутствовал генсек ОИК Э. Ихсаноглу). В самой мечети открыт Музей исламской культуры. В 2006 г. в Москве создан Центр арабских и исламских исследований, чьим почетным президентом был избран Минтимер Шаймиев. С 2005 г. в Казани проводится международный фестиваль мусульманского кино «Золотой минбар». При анализе культурных связей Эр-Рияда и Казани стоит отметить, что в 2006 г., как сообщают «Известия Татарстана» (№ 38), приз «За вклад в дело исламского просвещения» получил документальный фильм саудовского режиссера Ихаба Мамдаха Ахмада «Цифровая точность в Коране».

В татарстанской прессе часто можно прочитать о реальной возможности открытия в Казани Исламского банка, что подтверждается участием председателя Исламского банка развития (ИБР) Ахмадом Мухамадом Али в заседании Совета управляющих Европейского банка реконструкции и развития, проходившем в мае с.г. в столице Татарстана. Как отмечает газета «Время и деньги» (№ 92 с.г.), сейчас рассматривается возможность проведения в Казани инвестиционной конференции под эгидой ИБР, что позволило бы привлечь бизнесменов из арабских государств к финансированию региональных и городских проектов в Татарстане.

Основанная в марте 2006 г. группа стратегического видения «Россия — исламский мир» предназначена наладить всецело диалог между РФ и исламскими странами. Огромную роль в деятельности этой группы играет и президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Уже состоялись три заседания этой организации, причем здесь также велика роль Татарстана. Так, на первом заседании группы доклад М. Шаймиева получил высокую оценку. В нем президент РТ подчеркнул, что «мы (Татарстан. – Р.С.) отвергаем крайности и экстремизм в любой форме их проявления и в любой религии». К тому же Татарстан был назван Шаймиевым как северный форпост исламского мира. Второе заседание группы «Россия – исламский мир» состоялось в Казани в августе 2006 г., на его открытии М. Шаймиев косвенно осудил политику США, сказав, что «однополярный мир без сдержек и противовесов оборачивается напряженностью локальных войн». Подобная реакция татарстанского президента была весьма положительно встречена присутствовавшими на заседании делегатами от исламских стран. В феврале с.г. президент Татарстана возглавлял российскую делегацию на третьем заседании группы, прошедшем в Стамбуле. В своем выступлении Минтимер Шаймиев подчеркнул, что ислам в России является «коренной религией» (предки современных татар волжские булгары приняли ислам в 922 г.).

Укрепляются связи Татарстана с ОИК (первые официальные контакты между РТ и ОИК относятся к 1992 г., когда президент РТ Минтимер Шаймиев направил послание Генеральному секретарю ОИК Хамиду Аль-Габиду с предложением о развитии связей с ОИК и приглашением посетить Татарстан), Лигой арабских государств, рядом других исламских организаций. Находясь в Казани в августе 2005 г., Генеральный секретарь ОИК Экмеледдин Ихсаноглу отметил, что Татарстан находится в постоянном сотрудничестве с этой организацией, было проведено немало совместных мероприятий.

Таким образом, авторитет президента Татарстана Минтимера Шаймиева в исламском мире весьма высок. Так, влиятельная в Татарстане газета «Звезда Поволжья» (№ 6 с.г.) даже предположила, что «Москва хочет сделать из Шаймиева представителя в ОИК», поскольку «никто в России не пользуется столь огромным авторитетом среди мусульман мира, как Шаймиев», что не только признается самими исламскими странами (подтверждением чему и стало награждение его премией им. Фейсала), но и понимается федеральными органами власти России. В интервью газете «Татарские новости» (№ 1 с.г.) посол по особым поручениям Министерства иностранных дел РФ, спецпредставитель Президента РФ по связям с ОИК Вениамин Попов сказал о своем отношении к Шаймиеву следующее: «Мудрецов на земном шаре не так много, и их надо беречь и очень внимательно слушать. Минтимер Шарипович один из них».

В ходе визита министра культуры и информации Королевства Саудовская Аравия Айяда бин Амин Мадани в Казань был подписан Протокол о намерениях по культурному сотрудничеству между Министерством культуры Республики Татарстан и Министерством культуры и информации Королевства Саудовская Аравия, который предусматривает организацию Дней культуры КСА в Татарстане в 2007 г. и Дней РТ в Саудовской Аравии в рамках Года России в КСА (пройдет в 2009 г.), переиздание редких книг по арабистике и исламоведению, хранящихся в Национальной библиотеке РТ и Научной библиотеке им. Н.И. Лобачевского Казанского государственного университета, участие Министерства культуры КСА в проведении Международного кинофестиваля «Золотой минбар» в качестве соучредителя кинофестиваля (2007-2008 гг.), обмен фотовыставками и организацию творческих лабораторий фотографов РТ и КСА в 2007-2008 гг., организацию международной выставки шамаилей и тугр «Каллиграфия — за мир» в ряде городов КСА (2007-2008 гг.) и др.

По сообщению официальной правительственной газеты «Республика Татарстан» (№ 113 с.г.), президент Татарстана М. Шаймиев отметил, что во время встречи с Айядом бин Амин Мадани обсуждались не только вопросы культуры, но и был рассмотрен широкий спектр проблем, касающихся диалога между исламским и христианским миром. Также глава Татарстана, подчеркнув большую роль, которую Россия играет в арабском мире в последнее время, сказал, что следующее заседание группы стратегического видения «Россия – исламский мир» пройдет в Саудовской Аравии или Кувейте.

Когда в феврале с.г. Шаймиев посетил КСА в составе российской делегации во главе с президентом России В. Путиным, он весьма позитивно отозвался об этой арабской стране: «Нам со стороны кажется, что Саудовская Аравия — это только забота об исламе, что проблемы сегодняшних арабских стран — это исключительно забота о самих себе. Но, как оказалось на самом деле, они думают в большей степени о толерантности и мирном сосуществовании религий. Такое понимание есть на самом высоком уровне, хотя этот диалог культур на деле достигается совсем непросто». Газета «Время и деньги» (№ 27 с.г.) сообщила, что в Саудовской Аравии в ближайшее время будут напечатаны труды известного татарского философа-богослова и просветителя Шигабутдина Марджани (1813-1889), что можно рассматривать как вклад в развитие сотрудничества между РТ и КСА в гуманитарной сфере. Во время своего ближневосточного турне в марте 2006 г. президент РТ посетил в Саудовской Аравии г. Джидду. Тогда татарстанскую делегацию принимал председатель Торгово-промышленной палаты КСА Абдулла аль-Муаллими. Татарстан демонстрировал саудовским бизнесменам возможности ОАО «КАМАЗ» и Открытой экономической зоны «Алабуга».

Стоит отметить и еще один факт. Накануне приезда министра культуры и информации Саудовской Аравии в Казани прошла международная конференция «Молодежный диалог: организация «Исламская конференция» (ОИК) – Россия», организованная Молодежным форумом ОИК «За диалог и сотрудничество». В ходе этого мероприятия президент форума Али Сарыкая вручил Минтимеру Шаймиеву почетный диплом форума за вклад в дело мира и развитие молодежного движения. Как пишет «Республика Татарстан» (№ 113 с.г.), Сарыкая заявил, что «именно глава Татарстана способствовал налаживанию отношений между Российской Федерацией и организацией «Исламская конференция».

Сам Айяд бин Амин Мадани посещает Казань уже во второй раз. В июле 2006 г. он уже был в столице Татарстана во главе делегации КСА. Тогда он встречался не только со своим коллегой, министром культуры РТ Зилей Валеевой, но и с главой Государственного совета (парламента РТ) Фаридом Мухаметшиным. Как отмечают «Время и деньги» (№ 118, 2006), глава татарстанского парламента не удовлетворен тем, как на сегодняшний день реализуются экономические и культурные отношения между Саудовской Аравией и Татарстаном. В итоге стороны тогда договорились только о культурном обмене, в частности, о сотрудничестве Казанского государственного университета с вузами Саудовской Аравии. Относительно Российского исламского университета саудовский министр заметил, что при получении религиозного образования необходимо параллельно изучать и светские науки с тем, чтобы, будучи богословом, иметь и светское образование. Тогда же прошло заседание круглого стола на тему «СМИ в диалоге цивилизаций», организованное Агентством по массовым коммуникациям «Татмедиа», в работе которого принимала участие и делегация Саудовской Аравии. В результате работы этого круглого стола выяснилось, что татарстанцы и аравийцы очень мало знают друг о друге, и чтобы это исправить, необходимо приложить усилия, чтобы познакомиться поближе. В этой связи Дни культуры КСА в Татарстане являются неплохим стартом для начала диалога между разными мусульманскими регионами мира.

Среди мероприятий в рамках Дней культуры Саудовской Аравии в Институте востоковедения Казанского государственного университета прошли лекции Абдуллы Мухаммада Хусейна «Современные реалии саудовской культуры» и Джихада Али аль-Заира «Экономические отношения между Саудовской Аравией и Россией». На вопрос к последнему из лекторов о возможном спонсировании развития мусульманской инфраструктуры в Татарстане (например, в виде создания специальных фитнес-центров, бассейнов, спортклубов для мусульманок, что в последнее время стало актуальным для этого поволжского региона, учитывая определенный рост активно верующих в республике), он ответил, что саудовские бизнесмены не стремятся вкладывать средства в подобные проекты.

В Казани также прошел фестиваль культуры КСА в концертно-развлекательном комплексе «Пирамида». На церемонии открытия выступили министр культуры Татарстана Зиля Валеева и ее саудовский коллега, министр культуры и информации Айяд бин Амин Мадани. Последний поприветствовал жителей Казани на русском языке, сказав, что он «чувствует себя как дома», чем вызвал бурные аплодисменты. После этого он подчеркнул, что «в Татарстане мы видим пример межнационального согласия, мирное сосуществование различных народов». Затем состоялся концерт фольклорного ансамбля КСА. Любопытный штрих к этому мероприятию, замеченный автором, присутствовавшим на нем: над концертной сценой были вывешены государственные флаги Саудовской Аравии, Российской Федерации и Республики Татарстан, однако татарстанский флаг был по размеру меньше, чем флаги КСА и РФ, что подчеркивало неравностатусность Татарстана по отношению к России и Саудовской Аравии. В национально-художественной галерее «Хазинэ» в Казанском Кремле прошли фото- и художественные выставки «Два святых города — Мекка и Медина», «Выставка изобразительного искусства» и «Пальмовое дерево», состоялись показ свадебных нарядов, которые надевают женщины КСА, и демонстрация саудовского кино (фильмы «Невеста гор и столица древностей», «Ночь в полнолуние», «Небесное дитя» и др.).

По результатам всероссийской переписи населения 2002 г., из 3 779265 человек, проживающих в РТ, 2000116 составляют татары (52,9%), которых можно рассматривать как этнических мусульман. Степень их религиозности крайне невелика. Так, ректор Российского исламского университета Рафик Мухаметшин приводит следующие данные по этому вопросу: около 80% опрошенных в 2002 г. молодых людей до 30 лет считают себя верующими, но только 4% из них выполняют все религиозные обряды. Другим доказательством слабой религиозности мусульман Татарстана является численность паломников в Саудовскую Аравию. В прошлом году, по сведениям газеты «Взгляд» (8.01.2006), из РТ отправились всего около 700 паломников (для сравнения: из Дагестана в то же время хадж совершили 10 тысяч человек). Однако, несмотря на эти факты, Республика Татарстан воспринимается как в России, так и за ее пределами как «мусульманский регион», а татары рассматриваются как часть общей мусульманской уммы.

Подводя итог, скажем, что культурные связи между Республикой Татарстан как «мусульманским регионом» Российской Федерации и Королевством Саудовская Аравия пока очень слабые по сравнению, например, с культурными отношениями Татарстана с Турцией (в Казани открыто Генеральное консульство Турецкой Республики; существует 10 татарско-турецких лицеев, в которых обучаются 2000 учащихся, работают около 60 турецких преподавателей, имеется Турецкий культурный центр при Татарском государственном гуманитарно-педагогическом университете). Лишь религиозный туризм связывал с начала 1990-х гг. Татарстан с Саудовской Аравией, куда выезжали татарстанские паломники для совершения хаджа. Торгово-экономическое сотрудничество рассматривается пока только в перспективе, поскольку саудовские бизнесмены не спешат вкладывать свои средства в экономику Татарстана, а Казани пока особенно и нечего предложить Эр-Рияду. В качестве единственного на сегодняшний день крупного инвестиционного проекта можно рассматривать возможность открытия в Казани Исламского банка как отделения Исламского банка развития, в котором большую роль играет Саудовская Аравия. Однако все это пока остается только на бумаге. Поэтому вместо экономического сотрудничества предлагается развитие культурных связей, что впрочем, тоже можно считать определенным вкладом в саудовско-татарстанские отношения. И признание Казани как своеобразной «мусульманской столицы» России будет этому только способствовать.

52.27MB | MySQL:103 | 0,539sec