Боевые возможности Сирийской Арабской Армии в оценке американских экспертов. Часть 3

Силы спецназа до конфликта включали в себя 6 полков: 41-й, 45-й 46-й, 47-й, 53-й и 54-й. 41-й полк понес значительные потери и фактически перестал существовать. 46-й полк был также расформирован  по причине значительных потерь среди личного состава. В Дамаске продолжает существовать штаб этого полка, но большинство его военнослужащих вернулись к гражданским профессиям. 45-й полк вошел в состав 61-й дивизии 4-го корпуса в конце 2015 года. До этого он удерживал позиции на фронте около Латакии и был выведен оттуда после поражения в Идлибе в мае 2015 года. 53-й полк изначально был одним из военных соединений, послуживших основой для создания «Сил Тигра» Сухейля аль-Хасана. 47-й полк с лета 2015 года вошел в состав Республиканской гвардии. Эта мера была реализована в связи с планом сирийского правительства объединить все военные части, размещенные в Алеппо, под эгидой Республиканской гвардии.

Что касается 4-й бронетанковой дивизии под командованием младшего брата президента Махера Асада, то она часто характеризовалась экспертами как элитная. По мнению американских аналитиков,  в настоящее время она представляет собой собрание разрозненных военных частей, объединенных вокруг ядра – нескольких хорошо обученных и оснащенных танковых полков. Часть ее военнослужащих являются «перебежчиками» из «Сил Тигра». Например, ранее туда входил базирующийся в Хаме полк «Соколы Али Шейли». Однако после того как его командир Джалаль Мубайед был обвинен в преступлениях против своих сослуживцев из «Сил Тигра», а также захвате заложников из числа гражданских лиц с целью последующего получения выкупа. После этого данный полковой командир решил сменить покровителей и перешел в 4-ю бронетанковую дивизию. В разгар гражданской войны 4-я дивизия вела активные боевые действия в районах Западной и Восточной Гуты и в провинции Дераа. Большая часть ее новобранцев рекрутировалась из Дамаска и прибрежных провинций Сирии – Латакии и Тартуса, но, судя по записям ее военных в «Фейсбуке»,  были и рекруты из Хасеке и Ракки. В ходе боевых действий эта дивизия потеряла многих опытных офицеров. В настоящее время в ней осуществляются собственные курсы тренировки и переподготовки, отличающиеся от аналогичных курсов в Вооруженных силах САР, которые проводят российские инструкторы.

Отдельные части дивизии принимали также участие в боевых действиях на севере провинции Хама. Например, 555-й полк спецназа стоял на линии Керназ-Мугайир и принимал участие в отражении атаки боевиков на Керназ в марте 2018 года. 42-я бронетанковая бригада, известная также как «Силы Гейта», названные так по имени своего командира полковника Гейта Далаха, расквартирована в Сахль аль-Гхаб на севере провинции Хама и принимает участие в боях против радикальных исламистов в провинции Идлиб.

Эксперты вашингтонского Института Ближнего Востока не обошли вниманием и судьбу традиционных 1-го, 2-го и 3-го корпусов Сирийской Арабской Армии. Они считают сохранившимися ряд дивизий 1-го корпуса. Например, 5-ю дивизию, изначально состоявшую из 112-й, 132-й и 15-й механизированных бригад, 12-й танковой бригады и 147-го артиллерийского полка. Эта дивизия достаточно хорошо сохранилась. Она была, пожалуй, единственной дивизией сирийской армии, которая на протяжении всей войны воевала на территории только одного региона – провинции Дераа. Только 12-я бригада в 2017 году выполняла боевые задачи в провинции Сувейда, а 15-я бригада в начале 2012 года участвовала в операции по восстановлению законности в микрорайоне Баба Амр города Хомс.

7-ой дивизии, также входящей в состав 1-го корпуса, повезло меньше. За время войны она потеряла по крайней мере четырех своих высших офицеров.  Это командир 88-й пехотной бригады генерал-майор Абдель Рахман Ибрагим, погибший в провинции Идлиб в июле 2013 года, следующий командир этой же бригады бригадный генерал Сами Султан, убитый в Идлибе в июле 2014 года, командующий 68-й бригадой бригадный генерал Мухейль Ахмад, погибший в Восточной Гуте в августе 2014 года и командующий 137-м артиллерийским полком бригадный генерал Ракан Диаб, погибший в провинции Кунейтра в июле 2018 года. 88-я бригада этой дивизии была позже включена в состав 6-й дивизии. Она понесла такие значительные потери в ходе наступления боевиков в провинциях Хама и Идлиб весной 2015 года, что немногие  из ее военнослужащих выжили.

В начале 2019 года командование Вооруженных сил САР начало масштабную реструктуризацию 7-й дивизии. Курировал этот процесс генерал-майор Хусам Лука, в прошлом начальник Департамента политической безопасности САР, занявший в июле с.г. пост руководителя Службы национальной безопасности. Перестройка дивизии предусматривает, в частности создание в ее составе двух элитных бригад. Он же настоял на том, чтобы штаб этой дивизии был перенесен в Алеппо.

9-ая бронетанковая дивизия, также входящая в состав 1-го корпуса, изначально включала в себя 33-ю, 34-ю и 43-ю танковые бригады, 52-ю механизированную бригаду и 89-й артиллерийский полк. Большая часть дивизии была расквартирована в провинции Дераа и там же вела боевые действия, однако некоторые ее подразделения в 2018 году принимали участие в наступлениях правительственных войск в Восточной Гуте и провинции Сувейда. В течение 2018 года осуществлялась российская программа перестройки и тренировок данной дивизии. В нее помимо прочего входил курс обучения владению системы противотанковых ракет, осуществлявшийся в Джабле, провинция Латакия.

Большое внимание командование Сирийской Арабской Армии и российские военные советники уделяют и 2-му корпусу, который  состоит из 1-й, 10-й и 14-й дивизий. 1-я дивизия изначально состояла из 58-й механизированной, 76-й, 91-й и 153-й танковых бригад. 76-я бригада в 2015 году на короткое время была присоединена к только что сформированной 6-й дивизии. К настоящему времени эта бригада прекратила существование. 153-я танковая бригада перешла под командование 235-го отдела военной разведки САР, известного как «Палестинский отдел». В настоящее время она выполняет задачи в замиренных пригородах Дамаска. В 2015 году 68-я механизированная бригада перешла из состава 7-й механизированной дивизии в 1-ю дивизию. 61-я пехотная бригада, 57-я механизированная бригада и 161-я бригада также примкнули к этой дивизии в ходе гражданской войны. Тренировки и повышение эффективности 1-й дивизии, по мнению экспертов вашингтонского Института Ближнего Востока, составляют один из приоритетов  российских военных советников в Сирии. По состоянию на декабрь 2018 года 57-я и 61-я бригады были размещены в западной части района Манбидж провинции Алеппо между позициями протурецких группировок вооруженной оппозиции и курдскими вооруженными формированиями СДС. 61-я бригада осенью 2018 года открыла приписной центр в пригороде Дамаска Думе, где в ее состав рекрутируются бывшие антиправительственные боевики (именно в Думе были в свое время чрезвычайно сильны позиции полевого командира боевиков, воинствующего исламиста Захрана Аллюша –  авт.). 171-я бригада также рекрутирует бывших боевиков в районе Растан провинции Хомс. По мнению экспертов турецкого центра «Омран Дирасат», 61-я бригада была полностью воссоздана при помощи российских военных советников, и сейчас «представляет собой самую большую и важную в военном отношении бригаду сирийской правительственной армии».

52.25MB | MySQL:103 | 0,489sec