О развитии ситуации в Восточном Средиземноморье

Совершенно очевидно, что своими решительными действиями в Восточном Средиземноморье нынешнее руководство Турецкой Республики преподнесло «западным партнёрам» довольно большой сюрприз, как минимум, не меньший, чем в результате закупки страной российских систем С-400. Самое главное, Турция продемонстрировала Западу не только способность, но и решимость действовать в стратегическом одиночестве. А это – ключевой момент. Потому что, вплоть до настоящего времени, было широко распространено мнение о том, что Турецкая Республика, её Вооруженные силы, готовы действовать только лишь в составе различных международных коалиций. Или же, в крайнем случае, при том, что за спиной Турции – есть «моральная» поддержка со стороны западных союзников. А тут Турция начинает активно действовать и даже им в пику.

Напомним, о чем, собственно идет речь: о важнейшем для Турции вопросе получения доступа к потенциально собственным (!) запасам природного газа. Наличие у Турции собственных запасов может принципиально изменить всю экономику страны. Страна может уйти от своей перманентной проблемы дефицита текущего платежного баланса и от отрицательного сальдо внешней торговли. Именно этим можно объяснить то, что турецкое руководство выбрало в эти дни столь решительную стратегию поведения в регионе Восточного Средиземноморья.

И это, невзирая на то, что Турция и Турецкая Республика Северного Кипра – частично (а точнее, почти никем) не признанное государство в итоге вступили в противостояние с Грецией и Республикой Кипр, за спиной которых – Европейский Союз, Египет, Израиль, а также энергетические мегакорпорации. Соединенные Штаты Америки своим выражением обеспокоенности действиями Турецкой Республики в Восточном Средиземноморье также, довольно четко, обозначили свою позицию, оказавшейся антитурецкой. Разумеется, это ещё один гвоздь в «крышку гроба» современных отношений между Турцией и США.

Однако, проблема заключается в том, что, в любом случае, Турции необходимы зарубежные партнёры для того, чтобы: 1) уйти от стратегического одиночества и хоть как-то уравновесить явный дисбаланс сил в регионе, 2) для того, чтобы чисто технически быть в состоянии вести разведку месторождений и осуществлять добычу и последующий сбыт продукции. Как на первое, так и на второе турецкому руководству нужны серьезные зарубежные партнёры и, естественным образом, такими партнёрами могут стать лишь Российская Федерация и Китайская Народная Республика. Другие страны, по вполне понятным причинам, на такую роль претендовать не могут.

Это то, о чем мы не раз писали на страницах сайта Института Ближнего Востока: турецкое руководство входит в эту тему, но, в одиночку, её довести до логического завершения будет крайне затруднительно. Тут есть и ещё такой момент: если Турецкая Республика Северного Кипра (ТРСК) выдает разрешение на разработку месторождения какой-либо зарубежной компании, то это означает, пусть и косвенное, но все же международное признание (опосредованно, по линии частной компании) действительности этой лицензии и той стороны, которая её выпустила. То есть, ни много ни мало, это означает, подчеркиваем – косвенное, признание легитимности ТСРК.

Если проводить некоторые параллели – это, как если бы, какая-нибудь международная компания, допустим – турецкая, участвовала в разработке месторождений полезных ископаемых на Крымском полуострове по лицензии, выпущенной Российской Федерацией. Что это, как не признание, пусть и косвенное и отдельной компанией, того факта, что Крым является неотъемлемой частью Российской Федерации?

Собственно, наши аргументы нашли свое практическое подтверждение заявлениями, сделанными министром энергетики и природных ресурсов Турции Фатихом Дёнмезом: «Turkiye Petrolleri, на самом деле, проводит переговоры с некоторыми компаниями. Может быть там (то есть, в Восточном Средиземноморье – В.К.) компания сможет предпринять некоторые шаги, реализовать совместные проекты. Конечно же, сейчас раскрывать названия (компаний – потенциальных партнёров Турции – В.К.) было бы неправильным, однако некоторые встречи Turkiye Petrolleri проводят».

В своем выступлении перед собравшимися представителями прессы, Фатих Денмез сообщил некоторые факты относительно тех работ, которые в настоящее время проводятся турецкими судами, находящимися в регионе.

В частности, он отметил, что судно «Фатих» находится к западу от острова Кипр и ведет разведку на запасы (на глубине – В.К.) 5 тыс. метров. Как отметил турецкий министр, второе судно («Явуз» — В.К.) только отправилось в путь и достигло места назначения только на прошлой неделе. Процитируем турецкого министра: «В течение нескольких дней оно начнет зондажные работы. То место, куда отправился «Явуз» — это участок «Карпаз», лицензию по которому Турецкая Республика Северного Кипра выдала компании TPAO (то есть, Turkiye Petrolleri – В.К.). Наше судно «Барбарос» уже некоторое время проводит сейсмические исследования вокруг острова. Оно находится немного южнее острова. Наше судно «Оруч Рейс», в настоящее время, завершает свою работу в Черном и в Мраморном морях, после чего, в следующем месяце, оно отправится в этот регион. На юге ещё остались некоторые регионы, где не были проведены сейсмические исследования. Мы направим (судно «Оруч Рейс» — В.К.) в эти районы».

Таким образом, в регионе у Турции будет активно работать 4 корабля: 2 исследовательских судна и 2 зондажных: «Хорошо, что мы получили в свое распоряжение эти корабли. Иншаллах, эти работы будут продолжены именно в таком ключе. Мы полны решимости. На самом деле, наше министерство (энергетики и природных ресурсов – В.К.) находится в постоянной координации и на постоянной связи как с Военно-морскими силами, так и с Министерством иностранных дел, а также с необходимыми ведомствами (в Турции – В.К.)».

В этом контексте, министр энергетики и природных ресурсов Турции напомнил о том, что то предложение, которое было сделано ТСРК (с одобрения высшего турецкого руководства, которое было транслировано по линии Министерства иностранных дел страны – В.К.), было Республикой Кипр (как её в Турции называют Греческой администрацией Южного Кипра – В.К.) отвергнуто. Заявление министра иностранных дел Республики Кипр Никоса Христодулидиса, где тот отметил, что «сотрудничество с Турцией (заметим, что не с Турецкой Республикой Северного Кипра, который и является, своего рода, заказчиком для работ, выполняемых исследовательским флотом Турции – В.К.) окажется на пользу всем сторонам», было охарактеризовано Фатихом Дёнмезом в качестве «попытки затянуть время».

Процитируем турецкого руководителя: «Я оцениваю в качестве противоречия сначала отклонение нашего предложения, а потом выступление с подобным заявлением. В настоящее время, не идет речи о контакте с нами (со стороны Республики Кипр, по предложению, выдвинутому со стороны ТРСК о создании совместной комиссии по энергоносителям региона – В.К.). Мы не находим правильным игнорирование Турецкой Республики Северного Кипра (со стороны официального лица Республики Кипр – В.К.) и выступление с подобным предложением (напрямую в адрес Турции – В.К.). Для начала, серьезным образом необходимо рассмотреть предложение о создании совместного комитета между Греческой администрацией Южного Кипра и Турецкой Республикой Северного Кипра. Европейский союз не столь уж прохладно относится к этому предложению, выдвинутому со стороны ТРСК».

После этих слов, министр энергетики и природных ресурсов Турции ответил на вопрос о вероятности сотрудничества с компаниями из России и из Китая в Восточном Средиземноморье. Процитируем Фатиха Дёнмеза:

«Деятельность по разведке – добыче нефти (тут, очевидно, имеется в виду не только и нефть, но и природный газ – В.К.) это – одно, а передача и транспортировка – это другое. После того, как (месторождения – В.К.) будут обнаружены, необходимо будет обеспечить доставку по кратчайшему пути на рынки сбыта. На самом деле, Турция, через Анатолию, является тем коридором, которые обеспечивает доставку природного газа на рынок по самому короткому, по самому экономичному пути. Что же до совместной работы с другими странами, то Turkiye Petrolleri проводит переговоры с различными компаниями, возможно будут предприняты совместные шаги и реализованы совместные проекты. Однако, именно сейчас, раскрывать имена было бы неправильным, однако компания проводит некоторые встречи».

Также министр энергетики и природных ресурсов Турции ответил на вопрос журналистов, поинтересовавшихся у него результатами исследовательской деятельности в регионе и тем, удалось ли обнаружить запасы природного газа в местах исследований турецкого флота. Вот – те слова, которые в ответ прозвучали от Фатиха Дёнмеза:

«Наши работы в настоящее время продолжаются. Поскольку мы ещё не достигли своей цели, то говорить сейчас о чем-либо было бы преждевременным. Как только (месторождения – В.К.) будут обнаружены, мы сделаем это достоянием гласности… Однако, наши работы ещё продолжаются. У судна «Фатих» есть ещё работа на 3 – 4 недели. (После введения со стороны ЕС санкций – В.К.) попахивает провокациями. Мы это воспринимаем именно так».

Итак, как мы видим, турецкое руководство настроено продолжать свою деятельность в регионе Восточного Средиземноморья и вовсю намекает на то, что ведутся переговоры с Россией и с Китаем. Невзирая на давление и даже провокации (!) со стороны Европейского союза.

Следующим моментом, помимо поиска иностранного партнёра для работы в регионе, являются мысли турецкой стороны об объявлении в регионе своей исключительной экономической зоны. О необходимости пойти на этот шаг на днях заявил турецкий адмирал Яйджи, отметивший то, что вопрос Восточного Средиземноморья стал подлинно глобальным.

Вот как турецкая пресса, в частности, влиятельное турецкое издание «Миллиет» «обыграло» выступление высокопоставленного турецкого военнослужащего. В частности, тот отметил, что стоимость (газовых – В.К.) месторождений региона Восточного Средиземноморья оценивается приблизительно в 3 трлн долларов и они способны удовлетворять нужды Турецкой Республики в энергоносителях в течение 572-х лет (оставим оценку такой точности, буквально до года, на совести авторов публикации – главное, что газовые месторождения, действительно, являются весьма крупными и их должно надолго хватить Турции – В.К.).

Как мы уже написали выше, в настоящее время три исследовательских и зондажных судна Турции находятся в регионе. Со стороны турецких ВМФ их прикрывают три фрегата, четыре корвета, три подводных лодки, а также три ракетных катера. С воздуха район патрулируется морскими патрульными самолетами, а также беспилотными летательными аппаратами Турции, как чисто разведывательными, так и несущими на себе вооружения. Таким образом, сегодня в регионе обеспечивается постоянное военное присутствие, которое, по замыслу турецкого руководства, должно обеспечивать защиту интересов Турецкой Республики и её участие в схватке за энергоносители региона.

Процитируем высказывание, сделанное по этому поводу турецким адмиралом: «В Восточном Средиземноморье, разработка и добыча полезных ископаемых разожгли аппетит международных игроков, прежде всего, — прибрежных государств и администраций (очевидный намек на так называемую «Греческую Администрацию Южного Кипра» или, проще говоря, Республику Кипр – В.К.). Они послужили причиной к тому, чтобы ускорить деятельность, направленную на разграничение сфер морских полномочий. В этой связи, Греческая Администрация Южного Кипра 26 января 2007 года приняла закон, по которому она открыла международные торги по разведке нефти на 13 участках, включая участки 1, 4, 5, 6 и 7, которые частично пересекаются с континентальным шельфом и с исключительной экономической зоной Турецкой Республики. Начиная с ноября 2008 года на части этих участков началась деятельность по разведке нефтяных месторождений. Греция действует против международного законодательства и принципа законности. Она, вместе с другими прибрежными государствами (Греция и Ливия) заключили двусторонние соглашения по разграничению (территорий – В.К.) и приступили к их практической реализации. Через это они пытаются воспрепятствовать доступу Турции к различным ресурсам, таким как нефтяным или рыбным, а также желают поставить международное общественное мнение перед свершившимся фактом. На словах, на карте «Севильи» (карта, подготовленная университетом Севильи) нам была оставлена территория площадью в 149 тыс. кв. км. (Однако, налицо – В.К.) желание, чтобы мы отказались от территории площадью в 189 тыс. кв. км, которая в 11 раз больше площади острова Кипр».

Далее, турецкий адмирал говорит о практике по одностороннему объявлению своей исключительной экономической зоны. Цитируем: «Свою исключительную экономическую зону в одностороннем порядке, в Средиземном море, включая Греческую Администрацию, объявило 4 государства. В мире таких государств (кто объявил ИЭЗ самостоятельно – В.К.) насчитывается тридцать два».

Турецкий адмирал говорит о том, что Турция, по сути, является единственным государством региона, которое не объявило своей исключительной экономической зоны. Цитируем: «Тот факт, что в Восточном Средиземноморье, подписаны соглашения между Грецией и Египтом, а также между Грецией и Греческой Администрацией Южного Кипра, которые разграничивают контроль над морскими территориями, формирует самый плохой сценарий, наносящий ущерб национальным правам и интересам (Турции – В.К.). Хотя, если такой сценарий будет реализован, то наша территория, приблизительной площадью в 189 тыс. кв. км будет урезана до 41 тыс. кв. км. Другими словами, мы потеряем территорию площадью в 148 тыс. кв. км, на которую распространяются наши суверенные права».

И далее турецкий адмирал говорит о том, что вместо того, чтобы находиться в положении того государства, которое выступает с постоянными возражениями, Турции необходимо объявить готовность к заключению соглашений о взаимном разграничении территорий, а также к тому, чтобы объявить свою исключительную экономическую зону в регионе Восточного Средиземноморья.

Итак, подводим черту под сказанным выше.

Очевидно, что турецкая сторона демонстрирует нарастающую усталость и нервозность по поводу того, что Турция явно опаздывает к разделу нефтяного и газового «пирога» в регионе Восточного Средиземноморья. Переговоры страна ведет, в том числе, по-видимому, и с Россией и с Китаем, по привлечению партнёров по совместной работе в регионе. Однако, судя по всему, эти переговоры идут не с той скоростью, с которой турецкая сторона ожидает и пока не привели к желаемым результатам.

Такая ситуация заставляет Турцию рассматривать для себя вариант односторонних действий в Восточном Средиземноморье, в расчете на то, что: а) её односторонние, решительные шаги заставят отступить противников – проще говоря, ЕС окажется не готов к прямому столкновению с Вооруженными силами Турции, б) эти же действия покажут серьезность намерений турецкой стороны и, самое главное, её легитимность в плане заключения различных соглашений на разведку и добычу энергоносителей в регионе. Иными словами, последнее должно ускорить процесс переговоров с зарубежными партнёрами – склонить их на сторону сильной стороны в противостоянии, коей должна предстать в глазах всех на международной арене Турецкая Республика.

52.24MB | MySQL:103 | 0,567sec