Об электоральных последствиях раскола среди израильских правых

Центральная избирательная комиссия Израиля прекратила регистрацию кандидатов на назначенные на сентябрь досрочные выборы в Кнессет. Это означает, что появления новых объединенных избирательных списков, меняющих так или иначе общую картину, больше не будет. А существенных объединений было за последнюю пару месяца зарегистрировано 5:

  1. В состав возглавляемой премьер-министром Биньямином Нетаньяху крупнейшей правой партии Ликуд вошла правоцентристская партия Кулану, возглавляемая министром финансов Биньямином Нетаньяху.
  2. Арабские партии восстановили самораспустившийся накануне состоявшихся в апреле этого года выборов блок Объединенный арабский список (ОАС).
  3. Радикально-левая партия МЕРЕЦ объединилась с только что созданной бывшим премьер-министром (занимал этот пост в 1999-2001 гг. Эхудом Бараком левой партией «Демократический Израиль» и не имеющим представительства в Кнессете движением зеленых в блок «Демократический лагерь» (ДЛ), к которому примкнула также вышедшая из состава фракции левой партии Авода депутат Кнессета Став Шафир.
  4. Перед этим партия Авода, когда-то являвшаяся на протяжении многих лет партией власти, объединилось в технический блок с возглавляемой бывшим депутатом Кнессета Орли Леви-Абукасис и не имеющей представительства в Кнессете партией «Гешер». Поскольку Орли Леви-Абукасис – дочь бывшего министра иностранных дел Израиля (занимал этот пост в 1990-1992 гг.) и одного из лидеров Ликуда Давида Леви, и на протяжении целого ряда лет она представляла в Кнессете правую партию «Наш дом – Израиль» (НДИ), отнести ее к левым никак нельзя. Таким образом можно рассматривать ее присоединение к Аводе в качестве некоторого сдвига последней вправо.
  5. Религиозно-сионистские партии «Еврейский дом», «Ихуд леуми» и «Новые правые» объединились в технический блок «Объединенные правые» в (ОП) о главе с лидером «Новых правых» Аелет Шакед.

Ожидалось, что в состав блока ОП войдут все партии, расположенные в израильском политическом спектре правее Ликуда. Однако этого не произошло. За бортом остались радикально-правая партия «Оцма егудит» во главе с адвокатом Итамаром Бен-Гвиром и либертарианская правая партия «Зеут» во главе с Моше Фейглиным. Объединения не произошло из-за личных амбиций лидеров трех партий, создавших блок ОП, прежде всего, лидера партии «Еврейский дом», министра просвещения Рафи (Рафаэля) Переца. Конфликт свелся к дележке мест в списке. Предложения ОП не удовлетворили партию «Оцма егудит», а до серьезных переговоров с партией «Зеут» дело вообще не дошло. Теперь две эти партии примут участие в выборах самостоятельно и почти наверняка (в принципе возможны сюрпризы) не преодолеют электорального барьера, составляющего сейчас в Израиле 3,25% от всех поданных на выборах голосов.

В результате право-религиозный лагерь потеряет отданные за партии «Оцма егудит» и «Зеут» голоса, которые, согласно оценкам, равняются 4, а то и 5 мандатам. В условиях устойчивого равновесия между право-религиозным и левым лагерем (к нему причисляют и арабские партии) это окажет определяющее влияние на результаты предстоящих выборов и на то, каким будет сформированное после них правительство Израиля.

К сказанному необходимо добавить, что из острейшего конфликта премьер-министра Биньямина Нетаньяху с лидером НДИ депутатом Кнессетом Авигдором Либерманом, лидер Ликуда провозгласил, что он ставит перед собой задачу добиться создания узкого право-религиозной правящей коалиции без участия НДИ, потому что «НДИ – это больше не правые». Однако, как показывали до сих пор результаты всех без исключения опросов общественного мнения, эта задача неосуществима. Теперь же, в силу названных причин, она выглядит совсем нереальной.

Примером могут служить результаты опроса общественного мнения, только что проведенного по заказу ежедневной газеты «Исраэль гайом» (эта газета последовательно поддерживает Ликуд и лично Биньямина Нетаньяху) тель-авивским исследовательским институтом «Маагар мохот» под руководством профессора Ицхака Каца, которые показали, что, если бы выборы в Кнессет проводились сейчас, крупнейшей фракцией стал бы Ликуд во главе с премьер-министром Биньямином Нетаньяху. Он получил бы 30 мандатов (34 мандата в Кнессете нынешнего созыва. При этом следует помнить, что в состав Ликуда вошла партия «Кулану», которая получила на состоявшихся в апреле выборах 4 мандата). Основной же соперник Ликуда в борьбе за место партии власти, левоцентристский блок «Бело-голубые» во главе с депутатом Кнессета Бени (Биньямином) Ганцем получил бы 28 мандатов (34 мандата в Кнессете нынешнего созыва).

Далее в порядке убывания числа мандатов политический расклад в Кнессете выглядел бы следующим образом:

ОАС, в состав которого вошли коммунисты, исламисты и светские арабские националисты, во главе с депутатом Кнессета коммунистом Айманом Удой – 12 мандатов (в Кнессете нынешнего созыва у образовавших его партий суммарно  — 10 мандатов).

ОП во главе с Аелет Шакед – 11 мандатов (в Кнессете нынешнего созыва две из входящих в этот блок партий суммарно имеют всего 5 мандатов, а третья партия – «Новые правые» вообще не представлена в нем, поскольку не смогла на состоявшихся в апреле выборах преодолеть электоральный барьер).

НДИ во главе с депутатом Кнессета Авигдором Либерманом – 10 мандатов (сейчас у нее всего 5 мандатов).

ДЛ во главе с Ницаном Горовицем – 9 мандатов (в Кнессете нынешнего созыва у ставшей его ядром радикально-левой партии МЕРЕЦ – всего 4 мандата, к которым следует прибавить 1 мандат депутата Кнессета Став Шафир, которая была избрана по списку партии Авода, но в последний момент вышла из ее фракции и присоединилась к ДЛ).

По 7 мандатов получают возглавляемая министром внутренних дел Арье Дери сефардская ультраортодоксальная партия ШАС и ашкеназский ультраортодоксальный религиозный блок «Еврейство Торы» во главе с заместителем министра здравоохранения Яковом Лицманом (в Кнессете нынешнего созыва у них по 8 мандатов).

Возглавляемая депутатом Кнессета Амиром Перецом партия Авода – 6 мандатов (сейчас, после выхода из состава ее фракции депутата Кнессета Став Шафир у Аводы — 5 мандатов).

И, как и следовало ожидать, возглавляемая Моше Фейглиным партия «Зеут», как и возглавляемая адвокатом Итамаром Бен-Гвиром партия «Оцма егудит» не преодолевают электорального барьера (обе эти партии не представлены в Кнессете нынешнего созыва, однако следует помнить о том, что партия «Оцма егудит» шла на апрельские выборы в составе технического блока с религиозно-сионистскими партиями «Еврейский дом» и «Ихуд леуми» и принесла этому блоку не менее 1 мандата).

Суммарно же право-религиозный лагерь (без НДИ) и левые партии вместе с ОАС получают по 55 мандатов.

Уже сейчас блок ОП и Ликуд начали массированную кампанию, направленную на сторонников упомянутых двух партий. Эта кампания базируется на призывах к их гражданской ответственности, которая должна выразиться в недопущении поражения право-религиозного лагеря на выборах. Соответственно сторонников партий «Оцма егудит» и «Зеут» призывают отдать свои голоса одной из партий право-религиозного лагеря, которые наверняка преодолеют электоральный барьер. Сомнительно, что это сработает. «Оцма егудит» – партия с достаточно долгой историей (она началась с созданной когда-то еще в США раввином Меиром Кахане «Лиги защиты евреев»). Она имеет твердое ядро своих избирателей, которые по идеологическим соображениям проголосуют за нее, даже если не будет шансов на преодоление электорального барьера. Что касается партии «Зеут», то для многих израильтян, особенно молодых, голосование за нее – это своего рода акт протеста, демонстрация разочарования к слишком забюрократизировавшейся существующей политической системы.

Если ничто радикально не изменится за остающиеся до выборов полтора месяца, то можно ожидать, что реальные данные выборов будут в большей или в меньшей степени совпадать с результатами этого опроса. Тогда наиболее вероятными представляются следующие два сценария:

  1. Создание правительства национального единства, основанного на Ликуде и «Бело-голубых» при участии более мелких партий, но без ультраортодоксальных партий и без левых радикалов. Именно к этому призывает лидер НДИ Авигдор Либерман. По утверждению лидера партии Авода Амира Переца, вражда, воцарившаяся в отношениях между Биньямином Нетаньяху и Авигдором Либерманом – сплошная показуха и между ними существует четкая координация действий с целью сохранить власть за Ликудом. Однако не исключено, что это утверждения неверно. Тогда НДИ не окажется среди второстепенных партнеров по правительству национального единства.
  2. Создание узкой коалиции, базирующейся на партиях право-религиозного лагеря (без НДИ), но при участии партии Авода. Авигдор Либерман открыто заявил в СМИ, что между Биньямином Нетаньяху и Амиром Перецем существует договоренность, согласно которой Авода присоединится после выборов к возглавляемой Ликудом коалиции, а Биньямин Нетаньяху поддержит за это кандидатуру Амира Переца на пост президента Израиля после окончания каденции нынешнего президента Реувена (Руби) Ривлина.
52.19MB | MySQL:103 | 0,447sec