О дипломатической активности некоторых аравийских монархий в свете продолжающегося кризиса в Персидском заливе

Последние недели демонстрируют оживление дипломатической активности некоторых государств Персидского залива, направленной на поиск путей выхода из сложившегося кризиса. Напомним, что инициатором этого кризиса были Соединенные Штаты, поставившие Ирану ультиматум из двенадцати пунктов и начавшие против ИРИ фактическую экономическую войну с целью обнулить экспорт иранской нефти и заставить иранское руководство принять фактическую политическую капитуляцию. В то же время события, разворачивающиеся в регионе Персидского залива с мая с.г., показали, что Вашингтон не смог сделать кризис в этой зоне управляемым. Ирано-американское противостояние привело к началу танкерной войны. В мае с.г. произошли взрывы на четырех танкерах в районе порта Фуджейра (ОАЭ). 17 июля британскими военными судами около Гибралтара был задержан иранский танкер Grace 1, перевозивший нефть для Сирии в объеме 2,1 млн баррелей. Данный захват стал грубейшим нарушением международного права, фактически актом пиратства. Ответным шагом Ирана стало задержание в Ормузском проливе 19 июля с.г. британского танкера Stena Impero.

В этих условиях правящие круги ряда аравийских монархий, в частности ОАЭ, Омана и Кувейта проявляют обеспокоенность возможностью полного прекращения транспортировки нефти через Ормузский пролив, что нанесет непоправимый удар по экономическим интересам стран ССАГПЗ. 27 июля Тегеран посетил с визитом министр иностранных дел султаната Оман Юсуф бен Алави бен Абдулла, проведший переговоры со своим иранским коллегой Мохаммадом Джавадом Зарифом. По сообщениям иранских  СМИ, основным вопросом обсуждавшимся в ходе переговоров главы оманской дипломатии в Тегеране было посредничество Маската в освобождении задержанного иранцами британского танкера в обмен на освобождение иранского танкера британцами. Однако некоторые арабские комментаторы выдвигают свою версию, согласно которой круг обсуждаемых вопросов далеко выходил за данные рамки. Речь  идет о возможных ирано-американских переговорах и поиску путей выхода из сложившегося политического тупика. Визит оманского министра иностранных дел в Тегеран почти совпал с предложением госсекретаря США Майка Помпео начать прямые переговоры с иранской стороной в Тегеране. Госсекретарь США заявил о том, что готов вылететь в столицу Ирана для того, чтобы «напрямую обратиться к иранскому народу». В этой связи обозреватель газеты «Рай аль-йаум» Камаль Халиф иронично отмечает, что для того, чтобы обратиться к иранцам в век всеобщей коммуникативной открытости и интернета необязательно лететь в Иран. Помпео может сделать это и из своего кабинета в Вашингтоне. В то же время, по мнению журналиста, речь может идти о каких-то конкретных американских предложениях по урегулированию кризиса.  При этом данные предложения могут иметь долгосрочный характер вплоть до восстановления дипломатических отношений между США и Ираном.

По сообщению К.Халифа, темы возможных переговоров между ИРИ и США не ограничатся только СВПД и ядерной программой Ирана, но включат в себя также вопросы Сирии, Палестины, Ирака и Йемена. По мнению данного арабского эксперта, на готовность Вашингтона начать переговоры с иранцами влияют два фактора. Во-первых, приближающаяся президентская кампания в США. В условиях президентской гонки оппоненты Д.Трампа могут не только указать на то, что он не добился никаких целей конфронтацией с Ираном, но и создал лишние проблемы США и их союзникам. Во-вторых, угрозы Тегерана поставить под угрозу безопасность Израиля в случае начала военного конфликта (обстрелы израильской территории из Ливана движением «Хизбалла» и из сектора Газа ракетами движения ХАМАС).

Еще одним знаковым внешнеполитическим событием является визит в Иран военной делегации Объединенных Арабских Эмиратов, состоявшийся 31 июля. В Тегеран прибыла делегация войск береговой охраны ОАЭ во главе с командующим этими войсками генералом Мухаммедом Али Мусалехом аль-Ахбаби. Обращает на себя внимание то, что это первый подобный визит эмиратской военной делегации после 2013 года, когда отношения между двумя государствами стали неуклонно портиться. Судя по событиям последних лет и заявлениям руководства ОАЭ, лидеры этого богатого аравийского государства стали воспринимать Иран в качестве основного стратегического соперника и даже врага. Визит делегации ОАЭ в Тегеран свидетельствует о том, что в Абу-Даби решили пересмотреть некоторые свои позиции. В эту же канву укладывается и  недавнее заявление о частичном выводе войск ОАЭ из Йемена. Взрывы танкеров в районе порта Фуджейры, а еще  более обстрелы хоуситами аэропортов и других целей в Саудовской Аравии заставили руководителей ОАЭ задуматься над тем, до какого предела можно доводить антииранскую конфронтацию. По свидетельству одного из лидеров движения «Ансар Алла», «Саудовская Аравия выдержит много наших ракетных обстрелов своих аэропортов, но вот аэропорт Дубая не выдержит и одного ракетного удара». Действительно, любой ракетный обстрел вызовет паралич этого важнейшего транспортного узла, приносящего ОАЭ не меньше доходов, чем экспорт нефти. По информации главного редактора газеты «Рай аль-йаум» Абдельбари Атвана, контакты с иранцами идут не только напрямую. Высокопоставленная делегация ОАЭ, побывавшая недавно в Москве, просила российских дипломатов о посредничестве в переговорах с иранцами. При этом речь шла о заключении своеобразного «пакта о ненападении», согласно которому ОАЭ не позволят использовать свою территорию для нападения на Иран, а иранцы не станут препятствовать судоходству в Ормузском проливе и одновременно побудят хоуситов не наносить воздушных ударов по аэропортам ОАЭ.

В то же время Тегеран также совершенно не удовлетворен сложившейся ситуацией в Персидском заливе, которую можно охарактеризовать формулой «ни мира, ни войны». Наиболее тревожным для Тегерана обстоятельством является сокращение до минимума иранского нефтяного экспорта, что грозит Исламской Республике экономической катастрофой. Продажа нефти является основой доходной части иранского экспорта. По данным Центрального банка Ирана, в первом финансовом квартале иранского  2018 года (21 апреля-21 июня) доходы от нефти составили 19,6% ВВП. Доля нефти в доходной части государственного бюджета Ирана составила 37% во 2-м квартале и 37,8% в 3-м квартале. Экспорт сырой нефти и нефтепродуктов в 2018 году составлял 66% в общем объеме экспорта из ИРИ. В этой связи большую угрозу для иранской экономики представляет значительное снижение экспорта нефти под влиянием санкций. В мае 2019 года экспорт нефти из Ирана упал до исторического минимума: менее 500 тысяч баррелей в день. Прежний минимум был зафиксирован в ходе первого санкционного периода, в январе 2013 года (600 тысяч баррелей в день). Однако это было временное падение, так как в целом на пике санкций в 2013-2014 годах среднегодовой показатель экспорта нефти из ИРИ составлял около 1,2 млн баррелей в день, то есть  никогда не опускался ниже критического уровня.

Если так будет продолжаться и дальше, то экспорт нефти из Ирана может опуститься до уровня 250 тысяч баррелей в день, что поставит под угрозу выполнение государственного бюджета. На снижение экспорта нефти из ИРИ влияют несколько факторов. Во-первых, санкции, введенные США против покупателей иранской нефти, что побуждает многих бывших импортеров отказаться от закупок сырой нефти из Ирана. Во-вторых, болезненной проблемой для Ирана являются банковские взаиморасчеты в условиях отключения иранских финансовых институтов от системы SWIFT (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunication). В-третьих, на снижение экспорта нефти влияет отказ крупных международных страховых компаний страховать морских перевозчиков (танкерные компании).

Таким образом, жизненно важным для Ирана является восстановить уровень нефтяного экспорта до прежнего уровня. К этому могут вести как дипломатические методы (проведение в той или иной форме прямых переговоров с США), так и военные. К последним можно отнести угрозы перекрыть Ормузский пролив или конкретные действия по принципу «Если мы не можем продавать нефть, ее не сможет продавать никто из наших соседей».

52.22MB | MySQL:103 | 0,549sec