О деятельности зарубежных средств массовой информации в Турции. Часть 3

Мы продолжаем рассматривать Отчет Фонда SETAV (Фонд политических, экономических и социальных исследований), озаглавленный «Турецкие ответвления международных средств массовой информации» и рассматривающий деятельность зарубежных СМИ, ведущих свою работу на турецком языке и на турецкую аудиторию.

Напомним, что в предыдущей части мы остановились на деятельности Deutsche Welle на территории Турции, которая с первого десятилетия 21-го века перестала ограничиваться лишь трансляцией на страну германских новостей на языке местного населения. Сегодня DW передает на Турцию немецкую точку зрения по основным вопросам, касающимся и самой страны, а также занимается активной популяризацией немецкого языка среди турок.

Как мы уже успели убедиться на тех примерах, которые привел Отчет, DW по ключевым для нынешнего руководства Турции вопросам занимает противоположную позицию. Можно её назвать «среднеевропейской».

Это касается и попытки военного переворота, случившейся в Турции в ночь с 15 на 16 июля 2016 года и борьбы страны, вновь перешедшей в силовую фазу в 2015 году, с Рабочей партией Курдистана (РПК). В освещении первого DW указывает, что переворот пошел на пользу, в первую очередь, самому президенту Турции Р.Т.Эрдогану. Что же до второго, то немецкий медиахолдинг является явным симпатизантом РПК, избегающим использования слов «террорист» и «боевик», а используя другие – «активисты» и «молодежь».

Следующим ключевым вопросом турецкой повестки дня является гражданская война в Сирии. Разумеется, в фокусе внимания DW оказалась и турецкая внешняя политика на сирийском направлении. Издание характеризует действия Турции в Сирии (очевидно, что имеются в виду и две трансграничные операции, осуществленные ВС Турции – «Оливковая ветвь» и «Щит Евфрата» — В.К.), как «Войну Турции против сирийских курдов».

При этом, Отчет SETAV указывает на интересную подробность: с начала операций Турции немецкое руководство было на турецкой стороне и демонстрировало свою поддержку. Однако, в немецких СМИ ситуация разворачивалась иначе, чтобы вскоре в немецком информационном пространстве окончательно закрепилось мнение о турецкой «оккупации» приграничных регионов Сирии. Мнение руководителя сирийской курдской Партии демократический союз Салиха Муслима передавалось немецким изданием своей аудитории в качестве мнения всего курдского народа и проводилась та линия, что курдский народ категорически не приемлет турецкой операции.

Борьбу с курдскими террористами немцы зачастую приписывают личной «фобии», которая развилась у президента Турции Р.Т.Эрдогана в отношении курдов. Также в немецком вещании большой акцент делается на смертях мирных жителей, пострадавших в результате турецкой операции. Также подчеркивается факт «предупреждений», по поводу операции, которые делались в адрес Турции со стороны США и России.

Вот какие заголовки публиковались немецким изданием в связи с событиями в Сирии: «Жесткая реакция сирийских курдов на операцию в Джараблусе» (24 августа 2018 года) и «Приоритет для Эрдогана – борьба с курдами» (29 августа 2016 года).

Немецкое СМИ довольно быстро перешло от освещения технических деталей, проводимых Турцией операций, к критике турецкой стороны. Здесь транслировалась точка зрения немецких политиков на происходящее, которая варьировалась в диапазоне от призывов в сторону НАТО, до обращений к турецкой оппозиции.

Также напомним, что, в период проведения операций, турецкое руководство наложило вето на освещение сирийских событий в социальных медиа, указывая на множество появляющейся ложной информации и фейков. Этот шаг турецкого руководства в немецких СМИ был охарактеризован в качестве «цензуры» и породил волну критики за ограничение в Турции права на свободу слова.

Ряд новостей сопровождался личными обвинениями в адрес президента Турции Р.Т.Эрдогана. В частности, турецкий лидер обвинялся чуть ли не в «этнических чистках». Вот какие заголовки публиковал в те дни DW на своей турецкоязычной странице: «Под предлогом борьбы с терроризмом – этнические чистки в Африне» (24 января 2018 года) и «В Турции правительство хочет поддержки от медиа с военными целями» (23 января 2018 года).

Такую позицию немецкого издания, авторы Отчета SETAV характеризуют как провал DW, которые не осознают степень важности борьбы с терроризмом и внутренней безопасности для Турецкой Республики. Также DW, как указывается в Отчете, не заняли отчетливой позиции «рядом с Турцией» по вопросам, связанным с борьбой с курдскими «Силами народной самообороны» и с «Исламским государством» (ИГ, здесь и далее, запрещенная в РФ террористическая организация – В.К.) – строго в такой последовательности  и в таком сочетании немцев упрекают составители турецкого аналитического Отчета. Хотя здесь, конечно, зря турки «грешат» только на немцев – для большинства стран мира, за исключением, пожалуй, лишь самой Турции, СНС и ИГ – это совершенно разные категории и под одну категорию их мало кто подводит.

Следующим «тестом» для немецкого издания DW является то, как оно отзывается о различных турецких крупных (строительных) проектах. Проще говоря, о «мегапроектах» руководства Турецкой Республики. Опять же проверка ведется на основании отзывов в отношении третьего моста через пролив Босфор (мост Султана Селима Явуза – В.К.) и нового аэропорта в г. Стамбул.

Разумеется, немецкое издание, в первую очередь, сфокусировалось на критике упомянутых проектов, в частности, с природоохранной точки зрения. Здесь, понятное дело, голос DW влился в хор голосов со стороны турецкой оппозиции, которая указывала на явные природоохранительные проблемы, связанные и с мостом и с аэропортом (в частности, речь шла о вырубке лесов под Стамбулом, что же до аэропорта, то там отдельным вопросом стояли маршруты миграции птиц – В.К.).

Отдельная тема – это выдвижение на первый план в этих проектах той долговой нагрузки, которая из-за них возникает (заметим от себя, что возникает не для государства, а для частного сектора страны, который будет эти проекты как-то «отбивать» в будущем, согласимся, что это – далеко не одно и то же, что тратить бюджетные деньги без перспективы их вернуть даже без какого-либо профицита – В.К.).

Ещё одной темой, которая привлекла внимание немецкого издания (кстати, как и ВВС – В.К.) стали протестные явления со стороны рабочих, трудящихся на сооружении третьего аэропорта. Просто прочитаем заголовок немецкого издания, который позволяет понять ход мысли DW: «Строительство аэропорта в Стамбуле в сопровождении танков». Иными словами, строительная площадка объекта преподносится чуть ли не в качестве зоны чрезвычайного положения. Также говорится о том, что работодателям на этом проекте совершенно не было дела до человеческих смертей.

Отметим для справки, что: а) строительство любого объекта – это всегда особая территория с особым режимом, где нет места различным проявлениям «несогласия», б) на строительстве любого объекта всегда есть погибшие и раненые. Задачей любого работодателя в этой ситуации является минимизировать потери «личного состава», но до конца их исключить редко где и когда в мировой практике удавалось. Разумеется, если вести речь о чем-то, более-менее, глобальном и серьезном в строительном плане. Кроме того, различные протесты на стройплощадках – это также достаточно распространенное явления в условиях жестких методов капиталистического хозяйствования, а также с учетом того, что на стройплощадке собирается большая толпа здоровых и сильных мужиков с норовом. Если уж называть вещи своими именами.

Но, тем не менее, вернемся к тому, как немецкое издание реагировало на турецкие крупные строительные проекты.

Ещё одной «претензией» DW стало то, что турецкое руководство явно спешило с открытием аэропорта ко Дню Турецкой Республики, который отмечался 29 октября 2018 года. И, соответственно, проект к тому времени был завершен ещё не полностью. Возможно, в Германии это и удивительно, но ни в Турции, ни в России подгадывание чего-то под «красную дату» в календаре и срыв срока выполнения работ не являются чем-то из ряда вон выходящим. Заметим, что в Турции почти ни один (пишем «почти» скорее для подстраховки, может один все-таки найдется) строительный проект, ни государством, ни частным сектором не реализуется в заранее определенный для этого срок.

Вот такие «суровые турецкие реалии», но на них DW реагирует заголовками: «Невзирая на то, что ещё не все готово, (аэропорт – В.К.) все-таки открылся». И опять же демонстрируются кадры с вырубкой деревьев, а также с плохими условиями «содержания» рабочего персонала строительной площадки. В прочих новостях говорится о тех жарких спорах, которые кипят вокруг этого амбициозного проекта, а также о том, какие негативные последствия в будущем может вызвать его реализация. Вот ещё один характерный заголовок тех дней: «Бессловесные смерти на мегапроекте».

Иными словами, немецкое издание никак не попыталось оценить роль, значение и  экономический эффект от, вне всякого сомнения, стратегических для Турции строительных проектов, которые вносят свой весомый вклад в её развитие. А, вместо этого, ударилось в то, чтобы найти вокруг них какие-то «скандалы и сенсации». Как мы ранее уже писали, DW и в России замечены в таком однобоком понимании своей журналистской деятельности, основанном на принципе «чем хуже, тем лучше».

Однако, есть ещё одна тема, которая является показательной, в плане характера её освещения – речь идет о проблемах, с которыми столкнулась турецкая экономика летом прошлого года.

Вот и здесь для турок проходит некая «красная линия», которая позволяет им сортировать и отделять зарубежные СМИ «правильные» от зарубежных СМИ «неправильных». «Правильные» СМИ, разумеется, выступают за формулировки из серии «колебания турецкой экономики, вызванные внешним давлением (ну, или экономической войной – В.К.) со стороны Запада и США». «Неправильные» СМИ используют термин «экономический кризис» и винят в нем действующее руководство Турецкой Республики и лично президента страны Р.Т.Эрдогана, который своими «неумелыми действиями завел страну в тупик».

DW, в этом смысле, немало уделило внимания «экономической войне между США и Турцией», которая вспыхнула из-за задержания и содержания под стражей американского проповедника Э.Брансона. Здесь издание немало писало о критике турецкого лидера Р.Т.Эрдогана в адрес американского президента Д.Трампа. Но, при этом, отмечалось, что в стране утрачено экономическое доверие и что турецкий президент утратил доверие своего собственного народа.

Вот – некоторые заголовки тех дней: «Экономическая война между США и Турцией разрастается» (10 августа 2018 года) и «Эрдогану не стоит удивляться утрате доверия (со стороны турецкого населения – В.К.)» (14 августа 2018 года).

Впрочем, европейская, в частности, немецкая точка зрения может несколько отличаться от, допустим, американской – в частности, DW написали о той моральной поддержке, которую оказала Турции немецкий канцлер А.Меркель в ходе противостояния той с США. При этом немецкое руководство не раз подчеркивало и тот факт, что стабильная турецкая экономика отвечает интересам Германии. Так что, издание не постеснялось указать и тот факт, что «колебания» в турецкой экономике стали следствием личного столкновения между Р.Т.Эрдоганом и Д. Трампом.

Переходя непосредственно к теме того персонала, который, так или иначе, вовлечен в производство контента на турецком языке для DW: как указывается в Отчете SETAV, ими был сделан официальный запрос в немецкое издание с просьбой предоставить полный списочный состав авторов – корреспондентов, однако, ответа получено не было (впрочем, какое бы издание положительно отреагировало на такую просьбу и показало бы все свои кадры даже не официальному, проверяющему или регулирующему, органу страны – В.К.).

Далее, Отчет SETAV идет по отработанной схеме, анализируя все имена, которые появлялись и появляются под публикациями DW, анализируя их биографии и их взгляды на «жизнь».

Это – очень специальный предмет, который, разумеется, должен интересовать официальные органы Турции (включая спецслужбы, на предмет своей «пятой колонны», с учетом того, что на зарубежное издание работает множество турок – В.К.). Но, поскольку нас он не очень занимает, просто дадим список авторов — корреспондентов DW в виде списка (имена указываем латиницей, для более легкой идентификации – В.К.): Gezal Acer, Pelin Unker, Cagri Ozdemir, Hulya Schenk, Melis Yuksel, Burak Unveren, Burcu Karakas, Tunca Ogreten, Hilal Koylu, Hulya Topcu, Basak Ozay. В числе «фрилансеров» или, как их ещё называют, «контрибьютеров» (то есть, тех, кто вносит свою лепту в публикации издания), называются Banu Guven, Nevsin Mengu, Aram Ekin Duran, а также Bulent Mumay.

Также Отчет SETAV приводит диаграмму, которая выстроена с учетом профессионального бэкграунда и карьеры обозревателей и фрилансеров DW, что позволяет построить облако возможностей – тех турецких СМИ, до которых немецкая медиагруппа может «дотягиваться» в своей профессиональной деятельности.

Тут речь и про источники информации и про различные «коллаборации», которые могут возникать и непременно возникают. С учетом того, что человек приходит на работу куда-либо не один, а со своими профессиональными наработками и связями, которыми он в дальнейшем пользуется по максимуму, для достижения своих профессиональных и карьерных целей. Кстати, в плане общего сравнения, заметим, что облако DW смотрится куда как более «тощим», чем облако, допустим, тех же ВВС, которые «опутали» собой буквально все турецкие СМИ.

Давая общую оценку деятельности DW на турецком направлении, Отчет SETAV приходит к той мысли, что немецкое издание заметно отклоняется от продекларированных ими самими принципов равноудаленности, нейтральности и проч. На это указывает и тот язык, который используется изданием в освещении тех или иных новостей, связанных с Турцией, а также профессиональный бэкграунд тех сотрудников, которые работают на DW. Главный тренд немецкого издания, в том что касается Турции, — это та критическая позиция, которая занимается по отношению к действующей турецкой власти и ко всем её действиям или их подавляющему большинству.

При этом – возможно это самый чувствительный для турок вопрос – подход немецкого издания к прокурдской Партии демократии народов, а также к Рабочей партии Курдистана. Издание не признает сирийскую Партию демократический союз ответвлением Рабочей партии Курдистана и избегает именовать её членов «террористами» в своих публикациях. Многие работающие на DW поддерживали кандидатство главы ПДН С.Демирташа на пост президента страны на выборах 2018 года. Среди тех изданий, с кем, так или иначе, взаимодействует DW — это различные секулярные, кемалистские и оппозиционные СМИ Турции. Иными словами, в деятельности DW, сделаем этот вывод за составителей турецкого Отчета, просматривается отчетливый прокурдский след.

Реальностью, как пишет Отчет SETAV является то, что DW является инструментом внешней политики правительства ФРГ. Это обстоятельство, как подчеркивается авторами документа, является принципиальным для понимания их деятельности в Турции в контексте двусторонних турецко — германских отношений.

52.29MB | MySQL:103 | 0,464sec