Палестинцы: Шарм-аш-Шейх и взаимные обвинения

Актoры ближневосточной политики начинают действовать и высказывать свою позицию в отношении произошедших в Газе событий.

Впервые за время, истекшее с момента прихода ХАМАС к власти в секторе Газа, высказала свою точку зрения «комитет по Палестине» Организации Исламская Конференция (ОИК). Имея в виду вес и значение Саудовской Аравии в рядах этой организации, эта точка зрения выглядит как абсолютно предсказуемая – действия ХАМАС подверглись безоговорочному осуждению. В заявлении комитета они были названы «преступными». В свою очередь, профильный комитет ОИК, занимающийся вопросами, связанными с Палестиной, подтвердил «законность власти президента Палестинской Администрации Махмуда Аббаса», как и необходимость «сохранения единства палестинской территории и палестинского национального единства». В заявлении комитета прозвучала и косвенная поддержка действий главы Палестинской Национальной Администрации (ПНА), вытекающая из его выступления на заседании Центрального Совета ООП, поскольку в нем отмечалась «необходимость уважения институтов палестинской власти, созданных Организацией освобождения Палестины». Иными словами, по мнению ОИК, М. Аббас имеет право игнорировать существование палестинского Законодательного собрания, где господствуют представляющие ХАМАС парламентарии, как и объявлять, опираясь на институты ООП, важность проведения досрочных парламентских выборов на территории ПНА.

При всей важности позиции, выраженной ОИК, объединяющей в своих рядах страны арабо-мусульманского сообщества, для легитимации действий М. Аббаса, позиция стран-соседей ПНА кажется более существенной для палестинского президента.

21 июня 2007 г. из источников, представляющих египетского президента Хосни Мубарака, стало известно, что 25 июня в египетском Шарм-аш-Шейхе начнет свою работу четырехсторонняя встреча в верхах, в которой примут участие Х. Мубарак, иорданский король Абдалла II, израильский премьер-министр Эхуд Ольмерт и глава ПНА М. Аббас. Целью встречи, как отмечалось в египетской столице, станет «выражение поддержки законной инстанции, выражающей интересы палестинцев» (иными словами, М. Аббасу), как и «попытка возобновления мирного процесса (на его палестино-израильском направлении – Г.К.)». Определяя позицию Египта в его качестве страны, инициирующей встречу в Шарм-аш-Шейхе, его министр иностранных дел Ахмед Абу Аль-Гейт подчеркивал в сделанном им 21 июня специальном заявлении: «Четырехсторонний саммит, работа которого будет проходить в Египте по инициативе президента Хосни Мубарака, имеет своей целью придать новый импульс палестино-израильским отношениям, содействовать движению в направлении ослабления давления на палестинский народ, как и создать атмосферу, благодаря которой будет возобновлен мирный процесс».

По словам А. Абу Аль-Гейта, египетское руководство согласовало свои действия с США и «другими заинтересованными сторонами международного сообщества». Он отметил, что в течение нескольких дней президент его страны провел «насыщенные переговоры, в ходе которых стало ясно, что все участники этих переговоров выражают стремление предоставить новый шанс палестинской и израильской сторонам с тем, чтобы они встретились лицом к лицу и вновь начали бы серьезную работу». С другой стороны, А. Абу Аль-Гейт вовсе не был оптимистичен, говоря о возможной реакции «всех палестинских политических групп» на решения будущего саммита». Это следовало из его замечания о том, что «результаты переговоров между главой Палестинской Администрации и премьер-министром Израиля сами по себе станут для Администрации важным обязательством, которое должно стать таким же обязательством для всех палестинцев». Конечно, добавил он, «совсем не обязательно, что мирный процесс будет возобновлен сразу же после завершения работы саммита, но этот саммит создаст атмосферу для возобновления новых переговоров (между ПНА и Израилем – Г.К.)». Комментируя же выступление М. Аббаса на последнем заседании Центрального Совета ООП в Рамалле, А. Абу Аль-Гейт подчеркивал: «Речь главы Администрации отразила четкое и ясное обязательство палестинского президента действовать в направлении реализации надежд палестинского народа на создание независимого палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме, включая всю палестинскую территорию – Западный берег и Газу».

Со своей стороны, представители канцелярии премьер-министра Э. Ольмерта уже подчеркнули, что саммит в Шарм-аш-Шейхе будет посвящен «вопросам совместного сотрудничества и поиска путей совместного движения на израильско-палестинском направлении в свете событий в Газе». В этой связи они подчеркивали, что, поскольку цель саммита – «поддержка умеренных и изоляция экстремистов», постольку израильское «правительство на своем воскресном заседании (24 июня 2007 г. – Г.К.) поставит вопрос об отмене блокирования переводов финансовых средств для палестинской Администрации из Израиля». Речь идет о существенной сумме – почти 600 млн. долларов, которые были блокированы израильскими властями с момента прихода в начале 2006 г. ХАМАС к власти. Договоренность о снятии израильской блокады палестинских финансовых средств была достигнута во время последней поездки Э. Ольмерта в Вашингтон и подтверждена им в ходе проведенных израильским премьер-министров телефонных переговоров с Х. Мубараком и Абдаллой II.

Естественно, что ХАМАС подверг будущую встречу в Шарм-аш-Шейхе жесткой критике. Официальный представитель ХАМАС в Газе заявил 21 июня 2007 г., что встреча М. Аббаса и Э. Ольмерта «ничем не оправдана и не принесет никакой пользы палестинцам и всему миру». Эта позиция вытекала, если не определялась, реакцией ХАМАС на выступление М. Аббаса на заседании Центрального Совета ООП.

Отвечая М. Аббасу, обвинившему руководителей ХАМАС в том, что они «убийцы и террористы», представители этой организации выдвинули в его адрес ответное обвинение в том, что глава ПНА «совершил антиконституционный переворот». В свою очередь, выраженный им отказ от проведения какого-либо диалога с ХАМАС рассматривается этой организацией в рамках ее логики действий как «стремление Абу Мазина поддерживать связи только с американцами и израильтянами, игнорируя необходимость контактов с частью палестинского народа». Именно эти заявления были сделаны вечером 21 июня 2007 г. в ходе демонстраций активистов ХАМАС (подавляющее большинство среди которых составляли молодые 16-18-летние люди) в Газе, на улицах которой сжигались чучела самого главы ПНА, как и портреты главы государственного департамента США К. Райс.

Логика ответных обвинений ХАМАС не может рассматриваться как неадекватная. По сути дела, в этих ответных обвинениях заложено основное ядро противоречий между ПНА во главе с ФАТХ, с одной стороны, и ХАМАС, с другой, поскольку противники М. Аббаса активно используют (пусть это выражается ими и не всегда открыто, а, скорее, подспудно) идею «имплантированности» ФАТХ в палестинское сообщество Западного берега и сектора Газы, на фоне которой ХАМАС выступает в качестве «подлинно автохтонной» палестинской политической структуры. Эта идея всего лишь подчеркивает существование жестких противоречий между создавшей ФАТХ и ООП палестинской диаспорой и теми, кого в палестинском дискурсе называют «муватынун» – жителями обоих палестинских регионов.

Выступая на организованной им 21 июня в Газе пресс-конференции, спикер Законодательного совета Ахмед Бахр подчеркивал, что М. Аббас «совершил антиконституционный переворот, поправ палестинский основной закон». Иными словами, власть в ПНА должна исходить из собственной законности, а не на основе апелляции к институтам ООП. Далее он добавлял, что «действия М. Аббаса по созданию нового палестинского правительства», легитимируемого ныне только на основе обращения к институтам ООП и, в частности, «к незаконному Центральному Совету», направлены на то, чтобы «ослабить конституционность палестинской политической системы, делая невозможным демократическое будущее власти в Палестине». Вне зависимости от дававшихся А. Бахром определений сущности «будущей палестинской власти», существенно другое обстоятельство, — он подчеркивал, что институты ООП (не только Центральный Совет, но и Палестинский Национальный Совет) «умерли естественной смертью». В этом утверждении есть свой резон, — Палестинский Национальный Совет (парламент ООП в изгнании) в последний раз собирался только в 1996 г. для обсуждения вопроса об изъятии из Палестинской Национальной Хартии (основополагающего документа ООП) ряда положений (касающихся ликвидации еврейского государства), на исключении которых настаивал Израиль. Вместе с тем, устав ООП предполагает (ст. 8 этого документа), что Палестинский Национальный Совет избирается на срок в три годы, как и, как минимум, собирается на свои заседания один раз в год по требованию своего председателя.

Вместе с тем, развитие событий в Газе, с точки зрения ее жителей, все более продвигается к гуманитарной катастрофе. Сообщающий об этом в своей публикации от 22 июня 2007 г. корреспондент «Аш-Шарк Аль-Аусат» в этом городе, отмечает, что, по мнению тех, с кем он встречался, «тысячи жителей сектора покинули бы город, если будут открыты пограничные переходы». По мнению его респондентов, в Газе уже сейчас ощущается нехватка продовольствия и медикаментов.

52.23MB | MySQL:103 | 0,545sec