Правительство Йемена выдвинуло предварительное условие для вступления в диалог с сепаратистами из Южного переходного совета (ЮПС), потребовав от них вывести свои вооруженные силы из Адена. Об этом сообщил в среду телеканал «Аль-Джазира» со ссылкой на заявление йеменского МИД. «Президент республики Абд Раббо Мансур Хади и его кабинет поддерживают инициативу Саудовской Аравии по созыву примирительной встречи йеменских политиков, но согласны участвовать в диалоге только после того, как сепаратисты ЮПС освободят все захваченные ими госучреждения и выведут свои формирования из Адена», — подчеркивается в документе. 11 августа лидер ЮПС Айдарес аз-Зубейди принял ультиматум аравийской коалиции и согласился на прекращение огня в Адене. Он заявил о готовности участвовать в примирительной встрече в Эр-Рияде и обещал, что отряды южан покинут президентской дворец, резиденцию правительства, а также освободят здания Минобороны, Генштаба и пять занятых ими армейских казарм на территории города. Однако, по информации «Аль-Джазиры», сепаратисты до сих пор не выполнили это обещание. Более того, в районах Шейх-Осман и Дар-Саад, где на прошлой неделе шли наиболее ожесточенные бои, отряды ЮПС провели в среду аресты своих политических противников и разоружили исламских боевиков. В последнем случае имеются ввиду члены исламистской партии « Аль-Ислах», которых ОАЭ полагают главной своей национальной угрозой, также была проведена насильственная депортация северян из Адена. В этой связи вполне справедливо говорить о том ОАЭ рамках переформатирования своего дальнейшего участия в йеменском досье, дали команду лояльным себе силам по кардинальной зачистке Адена, который они планируют превратить в полностью подконтрольный себе доминион с альтернативной от А.М.Хади системой управления. Напомним, что в начале июля ОАЭ, которые входили в состав аравийской коалиции, воюющей против мятежников-хоуситов, захвативших столицу, город Сана, и северные провинции, объявили об изменении своей политики в Йемене и начали вывод оттуда воинского контингента. Таким образом, констатируем, что идет ротация подразделений Вооруженных сил ОАЭ на лояльные Абу-Даби силы из числа местных кадров, костяк которых составляют отряды как раз ЮПС и откровенных джихадистов, о чем скажем ниже.
Напомним, что силы ЮПС установили 10 августа полный контроль над экономической столицей Йемена, Аденом. В январе 2018 года этот крупный портовый город уже переходил под контроль ЮПС и сепаратисты объявляли о смещении президента Абд Раббо Мансура Хади, который находится постоянно в Саудовской Аравии. 7 августа 2019 года ЮПС снова потребовал отстранить от власти главу государства, назвав его ставленником исламистской партии «Аль-Ислах» — йеменского филиала ассоциации «Братья-мусульмане» (запрещена в РФ). По сведениям «Аль-Джазиры», сепаратистам из ЮПС, в руках которых находится большая часть Южного Йемена, оказывают военную поддержку Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ). Во вторник 13 августа наследный принц Абу-Даби (ОАЭ) шейх Мухаммед бен Заид Аль Нахайян посетил Джидду и встретился с королем Саудовской Аравии Сальманом бен Абдель Азизом Аль Саудом. По итогам переговоров он заявил, что ОАЭ и саудовское королевство «выступают с общих позиций, стремятся погасить пламя междоусобицы в Йемене и восстановить солидарность между сынами одной родины». Шейх Мухаммед бен Заид назвал диалог «наилучшим способом решения проблем между йеменцами». При этом он пошел на откровенную лесть. Саудовская Аравия является опорой безопасности региона Персидского залива. Об этом, по сообщению телеканала «Аль-Хадас», заявил в понедельник наследный принц Абу-Даби (ОАЭ) шейх Мухаммед бен Заид Аль Нахайян во время встречи с королем Саудовской Аравии Сальманом бен Абдель Азизом Аль Саудом. «Эр-Рияд является опорой безопасности региона Персидского залива», — сказал Аль Нахайян. Он добавил, что Саудовская Аравия и ОАЭ «находятся в одном окопе в войне с дестабилизирующими силами на Ближнем Востоке». Это безусловно попытка утихомирить недовольство Эр-Рияда, который фактически поставлен своим союзником в положение вынужденного постороннего зрителя.
В этой связи крайне любопытно будет посмотреть, кто составляет большинство в ЮПС и чьи силы собственно и осуществили этот госпереворот в начале августа. По данным наших источников, одну из основных ролей в рамках установления контроля над Аденом и его обороны от подошедших из Абъяна сторонников А.М.Хади был заместитель главы ЮПС Хани Бен Брик. Он родился в Аддис-Абебе, Эфиопия, от йеменского отца и матери хабче . Вернулся в Аден с отцом в 1990 году и сразу же вступил в террористическую группировку «Аль-Каида» (запрещена в России) в 1991 году, перебрался в Афганистан, где прошел расширенную военную подготовку. Вернулся в Аден в 1994 году чтобы присоединиться к отрядам местной «Аль-Каиды» в рамках участия в гражданской войне против южнойеменских сепаратистов. За проявленные заслуги получил звание капитана армии Йеменской Республики в знак признания его участия в расквартировании салафитских джихадистов в Адене и командования ими. Позднее однако он несколько раз арестовывался органами безопасности во времена правления А.А..Салеха по обвинению в изготовлении автомобильных бомб. Был освобожден в 2010 году и снова присоединился к «Аль-Каиде» в Абъяне в 2011 году, вместе с которой попытался установить контроль над Аденом. После разгрома сторонников «Аль-Каиды» на страны Хани Бен Брик исчез на несколько месяцев. По ряду данных в этот период времени он возглавил отряд исламистов, который участвовал с подачи спецслужб А.А.Салеха в ликвидации за три года более 600 человек в Абъяне, Лахдже и Адене, большинство из которых были бывшими старшими офицерами в бригадах Абьяна и Шабва. Также указывается, что он причастен к ликвидации за этот период времени около 190 улемов и проповедников, которые следовали суннитской доктрине партии «Аль-Ислах» в Адене и Лахдже. Год назад он с подачи спецслужб ОАЭ внезапно стал «номером два» в ЮПС, миновав при этом все шесть первоначальных карьерных ступеней в этом органе. Таким образом, очевидно, что именно Хани Бен Брик является для эмиратских спецслужб тем самым приводным ремнем, через который они контролируют и осуществляют вербовку в число своих сторонников местных салафитских боевиков, которые активно действуют в Хадрамауте, Таизе и Адене.