Об очередной конференции чрезвычайных и полномочных послов Турецкой Республики. Часть 3

5 августа с.г. в Анкаре состоялась очередная, 11-я по счету конференция чрезвычайных и полномочных послов Турецкой Республики за рубежом. Первое мероприятие состоялось в 2008-м году. К участию в нем приглашаются действующие послы страны за рубежом. Параллельно мероприятиям в Анкаре, конференция также проходила и в г. Самсун (на черноморском побережье страны – В.К.). Темой Конференции этого года была обозначена «Сильная дипломатия на месте (в оригинале, «в поле» — В.К.), сильная дипломатия – за столом».

Формат мероприятия предусматривает прием послов со стороны президента страны Р.Т.Эрдогана, а также спикера Великого Национального Собрания (Меджлиса) Турции М.Шентопа.

На мероприятии помимо глав дипломатических миссий Турции за рубежом присутствовали следующие официальные лица: вице-премьер Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК) Кудрет Озерсай, глава Комитета по международным делам Великого Национального Собрания (Меджлиса) Турции (ВНСТ) Волкан Бозкыр, глава Фонда «Маариф» (переводится как «Образование»; этот Фонд создан для того, чтобы организовывать работу турецких образовательных учреждений за рубежом; на его баланс сейчас переводятся зарубежные школы секты беглого прововедника Фетхуллаха Гюлена – В.К.) проф. д.н. Бирол Акгюн, генеральный секретарь Тюркского совет Багдад Амреев, а также члены кабинета министров, ряд депутатов ВНСТ, главы зарубежных дипломатических миссий, аккредитованных в Турции, и прочие иностранные гости.

В предыдущих публикациях мы очертили общие контуры современной турецкой внешней политики, а также проблемы, стоящие перед турецким внешнеполитическим ведомством.

На самом деле, векторы движения турецкой внешней политики столь разнонаправлены, что вызывает нередко у наблюдателей чувство легкого головокружения. Потому как не всем понятно, как можно уложить в единый «пазл» и движение ко вступлению в ЕС, соседствующее с евразийством, тюркизмом, исламизмом, османизмом и прочими многочисленными «-измами», следы которых угадываются в шагах, предпринимаемых Турцией на внешнеполитической арене в наши дни.

Можно называть это оппортунизмом, можно называть популизмом, можно отметить, что эквилибристика современной  турецкой дипломатии, балансирующей между всеми главными участниками международной жизни – это уже давно кредо турецкой дипломатии. Отметая всякую эмоциональную оценку и оценочные суждения, просто скажем, что турецкая дипломатия использует все имеющиеся перед ней возможности и все ресурсы для решения своих текущих задач. О том же, куда направлен вектор турецкой стратегии в более-менее отдаленной перспективе – этим вопросом мы зададимся в конце нашей публикации.

Предыдущую часть материала мы закончили на том, что 11-я ежегодная Конференция чрезвычайных и полномочных послов Турецкой Республики увенчалась главным тезисом, озвученным с трибуны министром иностранных дел Турции Мевлютом Чавушоглу о том, что страна двигается в сторону быстро развивающейся Азии. Продолжаем рассматривать основные тезисы главы турецкого внешнеполитического ведомства.

Цитируем:

«Азия становится экономическим центром мира. Международное сообщество конкурирует за то, чтобы занять большее место в Азии. При этом, наши корни в этом, самом динамичном регионе мира, являются глубокими. Также как быть в Европе и быть европейцами, в равной степени, ценным для нас является быть и в Азии и быть азиатами».

Иными словами, как мы видим, Турция говорит о неком подобии российского евразийства – главного проекта России, который наша страна настойчиво реализует на постсоветском пространстве через ЕвразЭС и ОДКБ. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что доля именно что евразийцев в турецком обществе и их влияние – не столь уж велико.

Вот, как видит контуры сотрудничества в Азии глава турецкого внешнеполитического ведомства. Цитируем М.Чавушоглу:

«Мы хотим поймать новую волну (в оригинале – «энергию», В.К.), которая будет основана на равенстве для всей Азии, взаимном уважении, на принципах, сформулированных в Уставе ООН, общих ценностях и гармонии. Этот подход будет отражать особенности нашей сильной внешней политики, предприимчивой и гуманной, как за столом, так и на местах. Для того, чтобы охватить всю Азию (в оригинале, буквально переводится как «заключить в объятия», очень употребимый термин в турецкой внешней и внутренней политике, когда тот или иной политик ведет речь об инклюзивности своих намерений, в данном случае, речь идет об инклюзивности турецкой внешней политики на азиатском направлении – В.К.), мы будем использовать все элементы, включая сотрудничество на уровне государства, частного сектора, университетов и нашего народа».

Как мы видим, Мевлют Чавушоглу говорит о применении Турцией широкого инструмента инструментов продвижения своих интересов, включая как «конвенциональную», так и общественную дипломатию.

На самом деле, любой мало-мальски заметный турецкий предприниматель, заходя в ту или иную страну, либо присоединяется ко всем существующим ассоциациям двустороннего сотрудничества, либо же, если есть такая возможность, учреждает ассоциацию уже свою. Понятно, что НКО – это довольно расплывчатые структуры, крайне трудно сколачиваемые и управляемые, однако, они являются хорошим флагом для лоббирования своих интересов. И лучше них никто, до сих пор, ничего не придумал.

Привычным для нынешнего (впрочем, вряд ли, слово «нынешний» уже уместно применять к тем, кто находится непрерывно во власти с 2002 года, имеется в виду разительный контраст с теми, кто был во власти до 2002 года – В.К.) турецкого руководства является обращение с критическими стрелами в адрес западных стран. Вот и сейчас глава турецкого внешнеполитического ведомства не упустил такую возможность. Цитируем М.Чавушоглу:

«Когда вы туда отправляетесь (имеется в виду, что когда Запад двигается в направлении Азии – В.К.) в вашей внешней политике или у вас не происходит смещения оси? Почему же, когда это делает Турция, у неё смещается ось? На самом деле, у Турции, объединяющей и Европу и Азию, есть своя ось, она находится в центре этой оси. Какая есть необходимость в том, чтобы ставить это под сомнение?».

Тут глава турецкого внешнеполитического ведомства М.Чавушоглу, надо сказать, вполне справедливо говорит о широко распространенных «одергиваниях» Турции со стороны Запада, когда его страна начинает вести даже чуть более активную внешнюю политику за пределами «западного фронта». Не говоря уже о тех случаях, когда она начинает, заметным образом, активничать.

Эти одергивания могут проявляться в самых различных формах – от легкого беспокойства, до обвинений в «османизме» и в «турецкой экспансии». Под эту же «статью» попадают и поиски Турцией партнёров в стратегических для себя направлениях экономического развития. Допустим, в эту категорию смело можно включать тот же проект закупки Турцией российских систем ПВО С-400, который уже принес Турции множественные наскоки со стороны США, Западной Европы и НАТО с непонятным до конца исходом для самой Турции и её отношений с Западом.

Говоря об отношениях Турции с Соединенными Штатами Америки, министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу, в частности, отметил следующее:

«Мы хотим преодолеть существующие трудности в отношениях с США, как того требуют дружеские и союзнические отношения через чистосердечные и искренние усилия. Мы хотим уменьшить расхождения во взглядах и продолжать наше сотрудничество на фундаменте взаимного уважения интересов и уважения к суверенным решениям. В основе (современных турецко – американских отношений – В.К.) есть две темы. Прекращение поддержки со стороны Соединенных Штатов Америки, оказываемой ими в Сирии Рабочей партии Курдистана, Партии демократический союз и «Силам народной самообороны». Также мы ожидаем положительный ответ (со стороны США – В.К.) на наш запрос о выдаче членов ФЕТО (имеется в виду, в первую очередь, разумеется, Фетхуллах Гюлен – В.К.). В том случае, если со стороны США последует конструктивный подход, то станет возможным вместе осмыслить наши отношения, а также модель сотрудничества, которая будет основана на договоренностях и на достижении конкретных результатов».

Довольно интересно, что со стороны М.Чавушоглу не последовали слова о возобновлении Турцией своего участия в программе истребителя F-35. Впрочем, от этого вряд ли турецкие требования в адрес США стали бы более реалистичными.

В конце концов, совершенно очевидно, что США не откажутся от курдов, как от своей главной ударной силы в Сирии. Более того, внутри Турции существует убежденность в том, что во власти США отколоть от Турции восточные и юго-восточные регионы страны. Причем – сделать они могут, согласно получившему распространение мнению, достаточно легко. Чуть ли не «щелчком пальцев» образуя так называемый «Большой Курдистан» — своего рода второй Израиль, возникновения которого так боится Турция.

Про то, что американцы не выдадут никогда Турции Ф.Гюлена – это тоже совершенно понятно. Хотя, справедливости ради, надо заметить, что турецкие усилия по дискредитации Фетхуллаха Гюлена и его организации (что является одним из важных пунктов современной турецкой внешней политики – В.К.) не могут не приносить своих медленных, но верных плодов. Восторгов по поводу чуть ли не главного исламского мыслителя 21-го века в мире, заметным образом, поубавилось. Да и школ, читай – влияния, у Ф.Гюлена турецкими стараниями стало заметно меньше. Но меньше не в той степени, чтобы можно было бы рассчитывать на выдачу ФЕТО Турции со стороны американцев.

Не забыл министр иностранных дел М.Чавушоглу упомянуть и про важнейшую проблему в современном сирийском урегулировании – про провинцию Идлиб, где официальный Дамаск, при поддержке Москвы, приступил к постепенной, вялотекущей зачистке региона. Что, вряд ли, может нравится Турции, но поделать она особо с этим ничего не может, кроме как выступать с призывом к мировому общественному мнению и к Москве. Впрочем, последняя имеет к Анкаре серьезные претензии из-за срыва Сочинских договоренностей по Идлибу.

Цитируем главу турецкого внешнеполитического ведомства М.Чавушоглу:

«В последнее время, мы приложили все усилия к тому, чтобы воспрепятствовать атакам режима (то есть, официального Дамаска – В.К.) и его сторонников, направленным на гражданские лица. Я призываю весь мир к тому, чтобы он поддержал наши усилия в этом вопросе. В противном случае, я хочу предупредить всех, что та человеческая драма, которая разразится в Идлибе, превысит по своим масштабам драму 2015-го года».

Тут важным представляется ещё помнить об одном обстоятельстве, а именно о том, что современная Турция активно борется в наши дни не на одном, а на двух фронтах. Помимо Сирии, у Турции есть ещё серьезнейшая проблема Восточного Средиземноморья, в котором страна осталась в совершеннейшем стратегическом одиночестве, когда её права, очевидным образом, попираются. Тогда как ей противостоят Греция, Республика Кипр, Египет, Израиль, коллективный Запад, включая США и ЕС, а также глобальные энергетические корпорации.

Попытки Турции притянуть на свою сторону Россию и / или Китай вызывают вполне законный вопрос: а им-то зачем втягиваться в это противостояние: а) с заведомо превосходящими силами, хотя бы с точки зрения того, что Турции противостоят буквально все, б) с непонятными для себя выгодами. Что может Турция предложить такого, допустим, России, чтобы Москва поддержала её своими силами в Средиземном море?

Сами по себе, новые месторождения природного газа России не то, чтобы не нужны. Просто оказание поддержки Турции в этом вопросе, с экономической точки зрения, России не выгодно: зачем Москве, чтобы у российского газа в Турции появился замещающий источник поставки? Пусть даже и со временем, поскольку между двумя странами действуют соглашения, подписанные на условиях «бери или плати».

Может возможностью открыть свою военно-морскую базу на Средиземном море в Турции или в Турецкой Республике Северного Кипра? – Так Россия себе в Средиземноморье присутствие уже обеспечила, зайдя в него через Сирию. Признание Крыма, вступление в ОДКБ, вступление в ЕвразЭС? – Звучит как фантастика, но именно фантастическим должен быть масштаб того предложения, которое должно по этому вопросу поступить от Турции в адрес Москвы, чтобы Россия в это дело «впряглась». Если одной фразой, то между Россией и Турцией должен возникнуть постоянный, долгосрочный военно-политический союз, отрывающий Турцию от НАТО.

Посмотрим, что на тему Восточного Средиземноморья говорит турецкий министр иностранных дел М.Чавушоглу:

«В Восточном Средиземноморье мы не позволим достигнуть успеха тем шагам, которые не принимают во внимание законные права и интересы Турции и Турецкой Республики Северного Кипра. Турецкая сторона является сторонницей нахождения совместного решения на почве сотрудничества и справедливого разделения богатств. В вопросе морского права, суд Европейского союза не будет действительным. Мы не будем никак реагировать на словесные меры со стороны Европейского союза. Кипр для нас – это национальный вопрос. Политическое равенство и безопасность кипрского народа, с которым у нас историческое единство, — это то, чем нельзя поступаться. Или Европейский союз отступит от своих собственных принципов и продолжит действовать в духе прошлого века и будет «больным человеком мира», или же вдохнет в себя новую жизнь, избавится от болезни и снова возродится. В случае, если реализуется второе, я думаю, что возникнет эффект, который направит Турцию в сторону членства в Европейском союзе».

Итак, перед нами – классическая повестка турецкого внешнеполитического ведомства образца 21-го века, в которой наблюдается очень жесткая риторика в адрес ЕС (который Турция называет «больным человеком», по аналогии с тем, как на рубеже 20-го века называли Османскую Империю – В.К.), и очевидное желание переформатировать отношения с США, при отсутствии к тому каких-либо явных перспектив. Тезисы главы турецкого МИДа М.Чавушоглу про «единую азиатскую политику Турции» – это то, на что России имеет смысл обращать внимание, поскольку подобная риторика параллельна интересам самой России.

На самом деле, мы не раз говорили о том, что после поставок Турции систем С-400 (начались в июле и, по сообщениям турецких СМИ, будут продолжены уже в августе и в сентябре месяцах с.г. – В.К.) между двумя странами возникло окно возможностей к переформатированию отношений в сторону ещё большего сближения. Зона безопасности в Сирии, про которую так много говорят в эти дни, скорее всего, кончится для Турции очередным разочарованием в своем американском союзнике. К этому имеет смысл быть готовым.

Впрочем, для переформатирования российско – турецких отношений от сторон и, прежде всего, от Турции нужна гибкость и готовность изменить свою политику по отношении к России в очень серьезных вопросах, прежде всего, по Крыму. А президент Турции Р.Т.Эрдоган и от этого отказываться не хочет. Но Турция находится на том рубеже, когда она просто должна сделать выбор. Попытка усидеть на многих стульях одновременно, гоняясь за всеми «зайцами» подряд, в турецком исполнении, уже практически полностью изжила себя.

62.87MB | MySQL:102 | 0,792sec