Израильские эксперты о действиях Ирана в Сирии. Часть 2

Израильские эксперты по Ближнему Востоку Иерусалимского центра публичной политики (Jerusalem Center for Public Affairs, JCPA) – генерал-майор (в отставке) д-р Шимон Шапира, бывший военный секретарь премьер-министра и глава аппарата министра иностранных дел, автор книги ««Хизбалла»: между Ираном и Ливаном», 2000 год; и полковник (в отставке) д-р Жак Нерия, бывший советник по внешней политике премьер-министра Ицхака Рабина и заместитель руководителя отдела разведанализа в АМАН, военной разведке Израиля, – в статье под названием «Иранский захват Сирии» анализируют действия Ирана на сирийской территории[i].

Через восемь лет после начала гражданской войны в Сирии иранское присутствие в этой стране они, ссылаясь на источники в разведке, описывают следующим образом.

Проиранские силы разместили свою штаб-квартиру в Аль-Букамаль, городе в пустыне; подразделения «Хизбаллы», иракские шиитские ополченцы «Харакат аль-Нуджаба», иранский КСИР, пакистанское шиитское ополчение «Зайнабиюн» и афганские шииты из ополчения «Фатимиюн» были развернуты в районе Дейр-эз-Зор.

Кроме того, «Хизбалла» воспользовалась географической глубиной Сирии и переместила в северо-восточную часть страны, подальше от досягаемости израильских военных, свои заводы по производству беспилотных летательных аппаратов и ракетных установок, и особенно те заводы, которые специализировались на сборке ракет большой дальности, способных нести очень мощные и точные боеголовки.

Что касается района Сувейда-Дераа (в Южной Сирии, на границе с Израилем и Иорданией), то с июля 2018 года в сообщениях СМИ указывалось на иранские ракеты, размещенные в районе близ Сувейды, определенно за пределами территориальных границ, о которых российские военные заявили Израилю. «Согласно сообщениям», иранцы развернули ракеты, которые ранее находились на авиабазе Т-4, в Леджа (в обширной скалистой местности к северу от Сувейды) и на двух дополнительных авиабазах в этом районе, «после того, как полностью стерли с лица земли восемь местных деревень». Одна из них – двухполосная авиабаза Тхала (в западных пригородах Сувейды), а другая – Хальхала (к северу от Сувейды на шоссе, ведущем в Дамаск).

Со ссылкой на «сообщения в СМИ», на авиабазе Тхала «Хизбалла» заняла пустующее здание, откуда отслеживала въезд на базу специальных конвоев, «вероятно, доставляющих иранские ракеты». То же самое сообщалось в отношении авиабазы ​​Хальхала.

По словам экспертов, в последнее время Иран выбрал авиабазу Эн-Насирия, расположенную в 10 км к северо-востоку от ливано-сирийского пограничного города Джайруд и в 60 км на северо-восток от столицы Дамаска, для перемещения туда своих ракет из международного аэропорта Дамаска и военной базы Аль-Маззех. Эти объекты неоднократно становились объектами нападений со стороны Израиля, и Иран стремится построить новые объекты в районе между городами Аль-Кутайфа и Эн-Насирия (к югу и северу от Джайруда) для производства, сборки, обслуживания и размещения своих ракет. Согласно источникам разведки, однополосная авиабаза Эн-Насирия служила центром запуска ракет: авиабаза имеет 21 цементированный бункер и еще четыре бункера, подземные склады оружия, и примыкает к двум ракетным дивизионам, один из которых (Батальон 578) приобрел известность после запуска ракет «Скад» против повстанцев.

Проникновение Ирана в южную часть Сирии оказало влияние на сирийские регулярные силы и местных ополченцев, выступающих за режим Б.Асада, а также на политические группировки, такие как Сирийская национальная партия и «Силы щит Родины». Сирийская 4-я танковая дивизия (элитное и одно из самых боеспособных формирований сирийской армии, дислоцированное в районе Дераа, фактически находящееся под командованием брата президента Сирии Махера Асада) и «безжалостное разведывательное подразделение ВВС находятся в тесном контакте с Ираном». 4-я танковая дивизия координирует действия с Ираном и получает материально-техническую и финансовую помощь от КСИР.

Для израильских экспертов нет сомнений в том, что самым активным элементом в иранской стратегии в Сирии является ливанская «Хизбалла», которая занимается вербовкой в свои ряды молодых сирийцев. С 2018 года «Хизбалле» удалось привлечь на службу 3500 молодых людей в провинции Дераа. Организация смогла закрепить свое присутствие через местных союзников почти во всех деревнях и городах провинции Дераа (Тель эль-Хара, Саас’а, Фарка, Саида, Хош Хамад, Аюб аль-Леджа, Массика, аль-Малиха аль-Гарбия, аль-Харак, аль-Мусейфра, Гасм), в то время как в районе Сувейды главным союзником «Хизбаллы» является бывший заместитель командира действующих в районе Дераа «Бригад аль-Амари» (полевого командира Хади аль-Амари), который дислоцируется вдоль иордано-сирийской границы и в районе Леджа с его бойцами бедуинами.

Боевики «Хизбаллы» входят в число других военных формирований, дислоцированных в районе Дераа. Их развертывание происходит главным образом на основе регулярных соединений местной сирийской армии, таких как: 102-й батальон, 9-я дивизия, 15-я дивизия спецназа, 89-й «химический» полк (дислоцированный в Джбабе). Миссия «Хизбаллы» четко определена: мониторинг всей израильской (и иорданской) деятельности в этом районе, защита важных объектов КСИР, таких как радары, укомплектованные оперативниками КСИР в Тель-Микдаде, установка СВУ (самодельных взрывных устройств) вдоль основных дорог, и сбор разведданных.

Подразделения «Хизбаллы» в южной части Сирии находятся под «номинальным» командованием Мустафы Мугнии, который является сыном Имада Мугнии (военного командира «Хизбаллы», убитого в Дамаске в 2008 году) и братом Джихада Мугнии, также убитого на Голанских высотах израильскими военными во время инспектирования аванпостов «Хизбаллы» в районе Кунейтры. Однако израильские эксперты предполагают, что фактическим командиром подразделений «Хизбаллы» является один из первых членов организации Мунир Али Наим Шаито по прозвищу «Хадж Хашем», который участвовал в сирийской гражданской войне с начала интервенции «Хизбаллы» в Эль-Кусайр в 2013 году. 50-летний Шаито, который родился в Южном Ливане, а сегодня живет в Дамаске, в 2000 году был заместителем руководителя Оперативного подразделения по Палестине. После Второй ливанской войны 2006 г. он был назначен на должность заместителя командира элитного подразделения организации «Бадр». Предполагается, что командующий «Хизбаллой» по имени Абу Хусейн Саджид, также называемый «ль-Хадж Саджид», согласно источникам в разведке, отвечает за «Голанское досье», силы, контролируемые руководством «Хизбаллы» в Бейруте в соответствии с директивами, исходящими из Тегерана.

Как писали в израильских СМИ, оперативники «Голанского досье» (Golan file) под эгидой сирийской армии осуществляют патрулирование в пограничном с Израилем районе с целью составления оперативных планов террористических атак против еврейского государства, анализа маршрутов проникновения, указания точных целей для возможного нападения и пр. Эти силы оснащены легким оружием (автоматами и пулеметами), но «Хизбалла» планирует оснастить их дополнительным и более мощным оружием, которое может представлять угрозу для сил Армии обороны Израиля (ЦАХАЛа), действующих в этом районе. Вся эта деятельность на протяжении определенного времени проводится в обстановке строгой секретности. Однако израильский генерал-майор Амит Фишер, командир дивизии «Башан», руководивший разведывательной деятельностью на Голанах, несколько месяцев назад говорил о том, что проект «Голанское досье» все еще находится в зачаточном состоянии и что ЦАХАЛ готовится к соответствующему ответу. По его словам, «Северный военный округ и дивизия «Башан» определили шаги противника и работают над ответными мерами по обеспечению безопасности на границе, созданием скрытых маршрутов движения, усилением оперативного реагирования и возможностей сбора информации…» Разоблачение планов «Хизбаллы» в Сирии предназначено главным образом для того, чтобы дать понять этой организации и армии Башара Асада, что ЦАХАЛ знает о любых их попытках закрепления на Голанских высотах, и что этим попыткам будет дан своевременный ответ, в то время как «Хизбалла» стремится к созданию реальной и значительной угрозы Израилю с территории Сирии[ii].

В результате директив, направляемых в «Хизбаллу» ее спонсорами в Тегеране, и после восстановления власти режима Б.Асада на территории южной Сирии в июле 2018 года, иранские силы и прокси проникли в этот район и попытались закрепиться как можно ближе к израильской и иорданской границе. Основная цель – это район Кунейтры, пограничного города на Голанах на главной дороге, ведущей в Дамаск, и главных ворот на удерживаемые Израилем Голанские высоты.

Стремление Ирана установить свое присутствие в непосредственной близости от еврейского государства натолкнулось на сильное противодействие со стороны Израиля, который неоднократно продемонстрировал свою решительность предотвращать малейшее закрепление иранских прокси в районе, прилегающем к израильской границе. Чтобы подчеркнуть серьезность своих намерений, «Израиль несколько раз без колебаний наносил удары по иранским агентам и иранским силам в этом районе». Израильские военные стояли за атаками, в результате которых были убиты иранские командиры КСИР, патрулирующие этот район в 2015 году, и командиры «Хизбаллы» на Голанском фронте – Самир Кунтар (2015), Джихад Мугния (2015) и Машур Зидан (2019).

Однако, сетуют израильские эксперты, несмотря на неоднократные попытки Израиля убрать «Хизбаллу» и проиранских боевиков, либо путем бомбардировок их позиций, либо с помощью России, которая заявила, что убедила Иран развернуть свои прокси-силы в 80 км от израильской границы, убрать «Хизбаллу» пока не удалось. Ее боевики рассредоточились в районах, граничащих с Израилем, и в настоящее время они в основном выполняют разведывательные функции и контролируют действия ЦАХАЛа и иорданской армии, как на израильской, так и на иорданской стороне границы.

«Хизбалле» удалось создать четыре постоянные учебные базы, которые также служат в качестве складов боеприпасов и ракетных хранилищ малой и средней дальности, три из которых находятся в Дераа, а четвертая – в районе Кунейтры. Речь идет о следующих позициях.

Хакль Карим аль-Шимали была основана в начале 2019 году в лавовых полях Леджи к северо-востоку от Дераа и в непосредственной близости от деревни с таким же названием.

База Аюб была основана в сентябре 2018 года в том же районе Леджи в месте дислокации 9-й и 5-й сирийских дивизий. Эта база, пишут израильские эксперты, была построена после того, как из нескольких деревень были изгнаны жители под предлогом того, что они служили ИГ в качестве убежища.

52-я сирийская бригада вблизи Аль-Харака (к востоку от Дераа) также служит базой для «Хизбаллы» после вывода ее боевиков из приграничного города Забадани.

Четвертая база, Аль-Хадр, была торжественно открыта в октябре 2018 года. База, известная как «подразделение на Голанах», находится в одной из рот 90-й сирийской бригады, развернутой между Хадром и Харфой к северу от Кунейтры. Эта база служит главным образом для сбора разведданных и прослушки. База защищена подразделением под названием «Бригада ястребов Кунейтры», которое осуществляет материально-техническое обеспечение из района Сейида Зайнаб близ Дамаска и района Арна и горы Хермон (Джабаль эль-Шейх) к западу от Дамаска. Однако присутствие «Хизбаллы» не ограничивается этими четырьмя базами.

«Хизбалла» командует пятью шиитскими милициями в районе Голанских высот, каждая из которых насчитывает несколько тысяч боевиков, и занята подготовкой к военному противостоянию с Израилем после восстановления Б.Асадом контроля над южными провинциями Сирии в случае начала военных действий между Израилем, Ираном, сирийским режимом и «Хизбаллой». Такое дислоцирование в районе, прилегающем к Израилю на Голанах, дает Ирану (и «Хизбалле») возможность открыть второй фронт. Это является причиной, по которой «Хизбалла»  стремится проникнуть на всю территорию, простирающуюся на восток от израильской границы и на север от иорданской границы, до такой степени, чтобы ее боевики  присутствовали почти во всех городах и деревнях этого района.

Согласно экспертам JCPA, «Хизбалла» проверяет реакцию Израиля. Воодушевленные отсутствием ответных мер со стороны  Израиля и России, боевики организации продвигаются вперед по периметру Кунейтры и занимают новые территории. В июне 2019 года ливанским силам «Хизбаллы» удалось закрепиться на новых позициях рядом с израильской границей. К ним относятся позиции в Теллет аль-Драйат и Теллет аль-Махир в непосредственной близости от двух небольших деревень Рафид и Эль-Иша, примерно в 200 метрах от контрольно-пропускного пункта Сил ООН по наблюдению за разъединением (СООННР), которые контролируют проход с израильских Голан через Кунейтру и оттуда к главному шоссе на Дамаск.

[i] The Iranian Conquest of Syria // JCPA. 14.08.2019 — http://jcpa.org/article/the-iranian-conquest-of-syria/

[ii] «Голанское досье» // 9-й канал. 21.03.2019 — https://www.9tv.co.il/news/2019/03/21/268472.html

62.84MB | MySQL:102 | 0,520sec