О новом внутриполитическом кризисе в Ливане

12 августа ливанские СМИ сообщили о примирении, достигнутом между лидерами двух политических партий, представляющих общину друзов – Валидом Джумблатом и Талялем Арсланом. Мир и взаимный отказ от претензий между двумя лидерами был достигнут на их встрече в резиденции президента Ливана в Баабде в присутствии главы государства Мишеля Ауна. Помимо президента активное участие в примирении двух лидеров приняли спикер парламента Ливана Набих Берри и премьер-министр Саад Харири.

Новый внутриполитический кризис в Ливане начался с убийства в Кабр Шмуне. 1 июля произошел инцидент в местечке Кабр Шмуна в горном районе Шуф, негласно считающемся зоной влияния лидера Прогрессивно-социалистической партии Ливана (ПСП) Валида Джумблата. Конвой министра по делам беженцев Салеха Гариба был обстрелян неизвестными. В результате два охранника министра Гариба погибли. Сам он чудом остался жив. Позже в ливанских СМИ распространилась информация о том, что обстрел производился боевиками ПСП.  Салех Гариб является представителем Демократической партии Ливана (ДПЛ), лидером которой является известный политик Таляль Арслан, который в течение долгого времени оспаривает у Валида Джумблата лидерство над общиной друзов Ливана. Соперничество двух аристократических кланов Джумблатов и Арсланов имеет давние корни. Род Арсланов прослеживается в Горном Ливане до 12 века. Предком нынешнего лидера ПСП был Ахмед-паша Джанбулат, османский наместник Алеппо, принявший религию друзов и переехавший в начале 17 века в Горный Ливан. Соперничество между двумя кланами на протяжении последних ста лет заставляет их лидеров искать альянсы с различными политическими силами. Например, когда в 1950-е-1960-е годы прошлого века отец Валида Джумблата Камаль Джумблат был выразителем настроений левых сил, Маджид Арслан блокировался с его соперниками из числа ливанских правых, в том числе с президентом Ливана Камилем Шамуном (1952-1958 годы). В то же время, когда в 2005 году Валид Джумблат стал одним из лидеров антисирийской коалиции наряду с Саадом Харири и другими политиками, его соперник Таляль Арслан присоединился к просирийской Коалиции 8 марта.   Еще более обостряет ситуацию то, что Салех Гариб сопровождал в поездке по Горному Ливану министра иностранных дел республики Джебрана Басиля. Автомобиль Басиля должен был появиться в Кабр Шмуне чуть позже, так что в принципе этот инцидент можно было истолковать как покушение на Басиля.

Представляется, что у этого кризиса существует несколько аспектов. Первый заключается в давнем соперничестве между кланами Арсланов и Джумблатов, а также в опасении Валида Джумблата утратить лидерство в общине друзов. На сегодняшний день это лидерство оспаривают лидер Демократической   партии Ливана Таляль Арслан и лидер Партии арабского единства Виам Ваххаб.

Во-вторых, имеет место обострившееся в последнее время соперничество между друзской и христианской общинами за влияние в Горном Ливане. Необходимо отметить, что в последнее время в районах Алей и Шуф, считавшихся еще недавно вотчиной Валида Джумблата, усиливаются позиции партии СПД (Свободное патриотическое движение), лидером которой является Д.Басиль. В годы гражданской войны в Ливане вооруженными формированиями ПСП из района Шуф были изгнаны 60 тысяч маронитов. В 2002 году между ПСП и христианскими партиями Ливана при посредничестве патриарха маронитской церкви Насраллы Бутроса Сфейра было заключено соглашение о возвращении маронитских семей в этот район.

По итогам парламентских выборов 2018 года Прогрессивно-социалистическая партия Валида Джумблата набрала большинство голосов в районах Алей и Шуф. Однако впервые в ливанском парламенте появились также несколько депутатов от этих районов, не связанных с ПСП. Ими являются Таляль Арслан и Сезар Абу Халиль в Алее и Марио Аун и Фарид Бустани в Шуфе. Все депутаты-христиане так или иначе являются сторонниками СПД Джебрана Басиля. В этой связи третьим фактором кризиса являются опасения Валида Джумблата об утрате своего политического влияния в ливанской политической системе после потерю гегемонии в районах Алей и Шуф. Несмотря на небольшую численность общины друзов (250 тысяч человек или 5% населения Ливана) В.Джумблат, благодаря особенностям Таифской системы до последнего времени обладал статусом «делателя королей». В настоящее время он лишается своего привилегированного положения. Этому способствовало и сближение Джебрана Басиля с премьер-министром Саадом Харири, бывшим политическим союзником Джумблата.

Противники Джумблата после инцидента в Кабр Шмуне обвинили его в преднамеренном теракте и укрывательстве его исполнителей, угрожая передать дело в Высший судебный совет. 2 июля лидер ДПЛ Таляль Арслан обвинил в организации теракта министра образования и депутата парламента от ПСП Акрама Шехайеба. Он охарактеризовал этот акт как «преднамеренную подрывную антигосударственную деятельность». «Два мученика, Рами Сальман и Самир Абу Фарадж являются жертвами умышленной подрывной деятельности. Инициатор этой деятельности сидит за столом во время заседаний правительства. Это настоящий вампир!», — заявил Таляль Арслан. В этот же день сторонники   ДПЛ перекрыли шоссе, ведущее из районов Алей и Шуф в Бейрут в районе Бхамдуна с помощью подожженных автомобильных покрышек.

4 июля Таляль Арслан предупредил граждан Ливан о том, что со стороны руководства ПСП возможны попытки укрыть убийц охранников министра Гариба и помешать расследованию инцидента в Кабр Шмуне. 5 июля член Исполкома «Хизбаллы» шейх Али Даамуш выступил по поводу событий в Кабр Шмуне, фактически солидаризировавшись с ДПЛ Таляля Арслана. Он, в частности, сказал: «С каких пор стало обязательным для наших граждан, желающих посетить какой-либо регион в Ливане, просить об этом разрешения у его лидеров или авторитетов, как на этом настаивает Джумблат? Недопустимо подрывать гражданский мир и стабильность, наносить ущерб имиджу Ливана и его экономике для того, чтобы свести личные счеты или получать зарубежную помощь для борьбы со своими соотечественниками».

12 июля министр иностранных дел Ливана Джебран Басиль обратился к лидеру ПСП Валиду Джумблату с призывом выдать беглых исполнителей теракта в Кабр Шмуне. Процитировав высказывание Джумблата, сделанное за три дня до этого о том, что «ПСП не стоит над законом», лидер СПД призвал Джумблата доказать это. Он отметил: «Почему вы (ПСП – авт.) отказываетесь от того, чтобы дело было передано в Высший судебный совет? Вы описываете дело так, как будто вооруженные люди с обеих сторон одновременно открыли огонь. В то время как в действительности с вашей стороны имело место преднамеренное, заранее спланированное нападение, а телохранители министра Гариба реализовали свое право на самооборону».

При этом лидер ПСП не переставал обвинять Джебрана Басиля в намерении подрыва Таифских соглашений и узурпации власти в стране. Любопытно, что Джумблат обратился за поддержкой к иностранным дипломатам, работающим в Бейруте, и получил сочувственное заявление от посольства США, в котором содержался призыв «прекратить травлю выдающегося ливанского политика». В ответ на это Джебран Басиль заявил о том, что, по его мнению, «прискорбным представляется защита крупнейшим демократическим государством мира сомнительных политиков, сделавших состояние на торговле оружием и наркотиками».

Инцидент в Кабр Шмуне и его отражение в выступлениях ливанских политиков и СМИ показывают, насколько хрупкой является нынешняя политическая система в Ливане. Несмотря на развитые демократические институты, в Ливане сохраняется олигархическая система, при которой политические лидеры религиозных общин (заимы), такие как Валид Джумблат контролируют отдельные регионы страны и рассматривают их как свои феодальные вотчины. Анализ политической жизни Ливана последних лет свидетельствует о том, что такая ситуация вряд ли изменится в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

52.21MB | MySQL:103 | 0,469sec