Об активности Саудовской Аравии в йеменской мухафазе Эль-Махра

На протяжении текущей фазы военно-политического кризиса в Йемене, начавшейся в 2011 году, ситуация в мухафазе Эль-Махра остается относительно спокойной по сравнению с большинством других провинций. Этому способствуют территориальная удаленность от основных районов боевых действий, низкая плотность населения, ограниченное влияние политических сил, активных в других частях Йемена, относительная сплоченность местных племен.

В 2013-2014 гг. руководство Эль-Махры выступило против попытки реформы, предложенной центральным правительством во главе с президентом А.М.Хади, идея которой заключалась в объединении провинций Эль-Махра, Хадрамаут и Сокотора в одну административно-территориальную единицу. Но по мере углубления кризиса местные власти осудили действия «Ансар Аллах» в 2015 году и выступили за восстановление президента А.М.Хади у власти, а также заявили о своей поддержке военной операции «Решительный шторм».

При этом уже к концу 2015 года центральное правительство Йемена утратило влияние в мухафазе, республиканские воинские подразделения были распущены, выплаты заработной платы госслужащим и централизованные поставки топлива прекращены. В такой обстановке местные власти решили взять инициативу в свои руки. Мухаммед Ясир Али, занимавший в 2016 году пост губернатора Эль-Махры, сумел достичь договоренностей с властями Омана о предоставлении на льготных условиях дизельного топлива для удовлетворения местных нужд, а также своими указами разрешил представителям бизнеса ввоз нефтепродуктов из султаната с использованием пограничных пунктов Шахин и Сарфаит в целях обеспечения торговли внутри страны. Подобные действия нарушали требования йеменского законодательства, определяющие монопольную роль государства в торговле топливом, однако никакой реакции официального правительства за этим не последовало. В то время это был один из немногих, если не единственный, функционирующий логистический маршрут, способный обеспечить импорт товаров в Йемен, так как остальные с началом боевых действий блокировались. Обложение пограничных пунктов таможенными пошлинами способствовало поступлению денежных средств в казну мухафазы, что, в свою очередь, обеспечило возможность для выплаты заработной платы чиновникам и силовым подразделениям, подчиняющимся властям провинции. Отмечалось, что Эль-Махра была одним из немногих регионов страны, где власти сумели обеспечить выполнение обязательств по выплате заработной платы своим служащим.

Одновременно с 2017 года активизировались действия Саудовской Аравии в Эль-Махре. Эр-Рияд неоднократно указывал на необходимость расширенного военного присутствия здесь в целях противодействия контрабанде с оманского направления, в том числе оружейной. Согласно некоторым заявлениям саудовских чиновников и материалов прессы, этот маршрут используется для транспортировки вооружений (в том числе ракет) и наемников, предназначенных для подразделений хоуситов. Точных доказательств этого представлено не было, однако наличие развитой контрабандной сети в течение многих лет на этом маршруте описывается как общепризнанный и неоспоримый факт. В качестве еще одного предлога для военного присутствия в Эль-Махре упоминается и борьба с «Аль-Каидой Аравийского полуострова» и ячейками «Исламского государства» (обе организации запрещены в РФ). Правда, активность этих группировок никогда не была высокой в провинции.

С конца 2017 года в саудовской прессе регулярно появляется информация о гуманитарной помощи (продовольствие, товары народного потребления, медикаменты), направляемой «братским жителям Эль-Махры» со стороны Эр-Рияда, в том числе с использованием аэропорта Эль-Гайда. При этом ответственными за распределение помощи являются местные власти. Большие усилия направлены на расширение аэропорта Эль-Гайда, который до 2011 года обслуживал внутренние рейсы, затем прекратил функционирование. Однако транспортные самолеты из КСА доставляли сюда не только гуманитарную помощь. Упоминалось о массовой доставке грузов для обеспечения деятельности будущей военной базы, строительных работах на территории аэропорта. Привлекательности объекта способствует его расположение вдали от города на возвышенности, что позволяет обеспечить контроль окружающей территории и ограничить доступ к аэропорту. В ноябре 2017 года в провинции начались протесты, направленные против расширения присутствия саудовских военных в регионе. Имели место даже попытки местных силовых подразделений блокировать движение саудовских военных в провинции, хотя до острых конфликтных ситуаций дело не дошло. При этом позиции племен разделились: некоторые шейхи заявили о своей поддержке саудовского присутствия. В результате консультаций саудовских военных с местными властями и представителями племен были достигнуты договоренности, ключевыми пунктами которых стали необходимость согласования всех действий саудовских подразделений на территории провинции с руководством племен, борьба с контрабандной только при условии совместного участия в мероприятиях с местными воинскими формированиями, использование аэродрома только в гражданских целях (без превращения его в военную базу). Уже 1 декабря 2017 года власти Эль-Махры объявили об открытии аэропорта для саудовской авиации. Но, по утверждениям йеменской прессы, договоренности не соблюдались, и работы по созданию военной базы продолжились.

Указом президента Йемена А.М.Хади от 27 ноября 2017 года губернатор Эль-Махры Мухаммед Абдалла Кудда был смещен с должности, а на его место назначен Реджех Саид Бакрит, который занимает этот пост до настоящего времени. В некоторых йеменских источниках указывается, что причиной отставки предыдущего губернатора стали его высказывания относительно недопущения расширения саудовского присутствия в провинции. Вероятно, инициатива этого кадрового решения исходила из КСА.

Р.С.Бакрит с 2000-х гг. проживал в эмиграции в Эр-Рияде.  Он прибыл в аэропорт Эль-Гайда 1 января 2018 года на самолете, принадлежащем КСА, в сопровождении охраны. Первые его заявления о намерении расширить работу государственных институтов, открыть новые СМИ и принять меры по экономическому оздоровлению в провинции с опорой на помощь из КСА были положительно восприняты большей частью населения Эль-Махры. Некоторые обещания были выполнены, однако, уже через несколько месяцев появились первые опасения, связанные с деятельностью нового губернатора.

Прежде всего, тревогу вызвало создание новых воинских подразделений по обеспечению безопасности, состоящих из представителей других регионов. Согласно некоторым утверждениям, главной опорой нового губернатора стало подразделение, известное в провинции как «люди в масках» (ввиду соответствующих элементов в форме одежды), под командованием Вадды аль-Калади, выходца из мухафазы Лахдж. Они подчиняются только Р.С.Бакриту и не имеют отношения к правительству Йемена. Помимо личной охраны губернатора, «люди в масках» выполняют задачи по борьбе с контрабандой на территории провинции[i]. Информация о численности подразделения отсутствует. Упоминаются, что оно укомплектовано выходцами из провинций Лахдж, Аден, Абьян, которые имеют опыт участия в боях против «Ансар Аллах» в 2015 году. Помимо них, сформировано еще несколько подобных подразделений общей численностью несколько тысяч бойцов, которыми командуют йеменские офицеры вместе с саудовскими советниками. Некоторые из них получают денежное довольствие в риалах КСА[ii].

Первые месяцы работы Р.С.Бакрита сопровождались многочисленными кадровыми перестановками. Ряд важных постов получили члены семьи чиновника (в-частности должности, связанные с контролем таможни). Кроме того, были назначены представители «перспективной молодежи» в районных администрациях, а также в руководстве министерств и ведомств. Многие активисты утверждают, что основным критерием при назначении новых кадров являлась их позиция в отношении саудовского присутствия в провинции. Одновременно реализовывались инициативы, связанные с покупкой лояльности со стороны местных племен в традициях региона (предоставление мест в правительстве, взятки, подарки в виде дорогих автомобилей, гуманитарная помощь и т.д.). Вместе с тем, масштабные кадровые перестановки всколыхнули провинцию, которая в течение последних лет жила по своим правилам с учетом устоявшейся системы отношений между племенами и кланами. Многие представители элиты, особенно утратившие свое влияние, не приветствовали новые инициативы.

Продолжились работы по строительству военной базы в аэропорту Эль-Гайда. Были обустроены казармы для содержания подразделений, усилены меры охраны, созданы условия для функционирования штаба. Сегодня аэродром является основным пунктом военного присутствия КСА в регионе, здесь дислоцируется руководство саудовской военной группировки в Эль-Махре. Военнослужащие из числа жителей Эль-Махры тоже несут службу на объекте, однако отбор и подготовка для этих подразделений осуществляется очень строго. Местными активистами утверждается даже о создании тюрьмы на территории аэропорта для работы с диссидентами и оппозиционерами.

Саудовские войска в начале 2018 года также взяли под контроль порт Ништун,  КПП Шахин и Сарфаит на границе с Оманом. В Ништун стали прибывать военные корабли из КСА. На пограничных пунктах введены дополнительные меры безопасности для проверки грузов, поступающих в Йемен, ограничен незаконный импорт. Всего, по оценкам йеменских журналистов, в Эль-Махре дислоцируется 1500 – 2000 кадровых военнослужащих из КСА, не считая подконтрольных подразделений из числа граждан Йемена. Утверждается, что по состоянию на июль 2019 года саудовские военные размещены минимум в 6 гарнизонах (Эль-Гайда, Ништун, Хат, Ласик, Джавда, Дарфат[iii]. Конечно, упомянутые данные требуют проверки, но наличие тенденции к решительному расширению военной активности и военного присутствия КСА в Эль-Махре есть очевидный факт.

Получение доступа в эту мухафазу способствует решению нескольких задач для Эр-Рияда, в том числе:

— блокировка канала поставок вооружений в интересах враждебных для КСА сторон, действующих на территории Йемена;

— экспансия своего влияния в Йемене, в том числе идеологического;

— существенное расширение возможности Эр-Рияда по оказанию влияния на обстановку в оманском Дофаре, что впоследствии может стать очень важным преимуществом в соперничестве двух стран Аравийского полуострова;

— возможное использование территории Эль-Махры для удовлетворения логистических потребностей.

Закономерно, что действия Эр-Рияда вызвали недовольство со стороны многих местных жителей, особенно той части, что десятилетиями живет с контрабанды. Кроме того, в январе 2018 года народные демонстрации вспыхнули в городе Кишн, который является исторической родиной правящего семейства упраздненного султаната. Поводом для протестов послужили слухи о строительстве крупного медресе салафитской направленности и о намерении властей КСА превратить город в центр салафизма. Толпа протестующих даже перекрыла дорогу губернатору во время его визита в этот район и добилась встречи с представителями местных властей, после чего Р.С.Бакрит успокоил общественность заверениями об отсутствии намерений начать строительство медресе. Однако народные демонстрации продолжались, хотя, согласно материалам СМИ, все они носят мирный характер. В свою очередь, саудовские военные тоже не пересекают «красную линию», стараясь вести себя корректно по отношению к местному населению и предпочитая договариваться с представителями протестующих.

Особо отметим, что антисаудовские выступления проходят преимущественно не под флагами Йемена, а под флагами султаната Эль-Махра, упраздненного в 1967 году. В мае 2018 года, после нескольких  месяцев пребывания в Маскате, в Эль-Махру прибыл Шикх аль-Афрар, потомок семьи султанов Эль-Махры, которого встречала многотысячная толпа. Он публично осудил саудовское военное присутствие в мухафазе и потребовал вывода воинских гарнизонов. Вероятно, на его поведение повлияли официальные власти Султаната Оман, которые с самого начала отнеслись настороженно к действиям КСА в Эль-Махре, рассматривая эту территорию как регион своих интересов. Руководство провинции в ответ устроило торжественный банкет в честь прибытия Ш.аль-Афрара с оказанием ему высоких почестей, однако его позицию изменить не удалось. Помимо него, наиболее влиятельными противниками саудовского присутствия являются шейх аль-Харизи и Ахмед Кантант[iv].

Среди основных требований протестующих – закрытие военных баз КСА, невмешательство саудовских властей в вопросы функционирования пограничных пунктов и порта Ништун и полное возвращение контроля над ними в руки «честных и не коррумпированных» чиновников, замена руководства провинции во главе с губернатором.

Любопытно, что с конца 2018 года часто стал появляться лозунг «Нет нефтепроводу», «Нет войне» и «Мы хотим жить в мире». Поводом для слухов о нефтепроводе послужила публикация информационного ресурса «Аль-Джазира», которая утверждала о намерении саудовских властей запустить строительство соответствующей инфраструктуры. В качестве доказательства приводится копия некоего документа, адресованного компанией Huta Marine (КСА) в адрес саудовского посла в Йемене с просьбой представить требования к будущему нефтеналивному терминалу[v].

Оценивая возможные перспективы строительства нефтяного трубопровода из Саудовской Аравии через Эль-Махру, отметим, что представленное «Аль-Джазирой» доказательство пока слишком слабое, чтобы всерьез говорить об этом проекте. В случае реального запуска подобного проекта масштаб строительных работ вряд ли позволит скрыть их, и эта информация, скорее всего, быстро появится в СМИ. Пока же никаких официальных заявлений или подтверждений, а тем более информации о маршруте, пропускной способности, стоимости и сроках запуска трубопровода нет.

Но при этом, на наш взгляд, подобные возможности действительно рассматриваются в Эр-Рияде. Причем, в случае реализации проекта, мощность магистрали достигнет несколько миллионов баррелей в сутки, а трубопровод станет стратегическим и, возможно, основным экспортным маршрутом для Саудовской Аравии. Мы уже упоминали, что идея о строительстве подобной инфраструктуры существует десятилетия, однако в предыдущие годы она откладывалась из-за отсутствия согласия йеменских властей. Сейчас, когда официально признанное правительство арабской республики крайне зависимо от Эр-Рияда и, скорее всего, предоставит со своей стороны разрешение на реализацию данного проекта, КСА может получить уникальный шанс обеспечить доступ к мировому океану минуя Ормузский и Баб-эль-Мандебский проливы. Это обезопасит экономику королевства от угрозы быть отрезанным от мировых рынков и внесет серьезный вклад в укрепление позиций Эр-Рияда как надежного поставщика энергоносителей, в первую очередь в глазах азиатских покупателей. Военное присутствие в Эль-Махре уже имеется, возможность его расширения для обеспечения безопасности объекта есть, юридическая обоснованность проекта будет обеспечена, а сама провинция является относительно спокойным местом для этого.  С одной стороны, есть немало препятствий и сложностей для возможного строительства: высокая стоимость проекта (несколько миллиардов долл. США), необходимые временные затраты, колоссальные расходы на обеспечение безопасности объекта и на поддержку лояльности со стороны местного населения или хотя бы его части, постоянная угроза диверсий или осложнения военно-политической обстановки в провинции. Но, с другой стороны, события последних месяцев показали, что дорогостоящие меры по обеспечению безопасности объектов транспортировки нефти необходимы и на территории королевства, а затраты на обеспечение безопасности в Красном море или Персидском заливе вряд ли сильно ниже, чем в случае трубопровода Эль-Махре. Кроме того, война в Йемене уже потребовала привлечения колоссальных ресурсов. А если вмешательство в войну уже произошло, то логично использовать все преимущества, которые этот конфликт может дать. Поэтому, возможный нефтяной трубопровод может полностью окупить себя. Но повторимся, что пока утверждать о практической реализации идеи преждевременно.

Что касается народных протестов в Эль-Махре, на наш взгляд, они в значительной степени продиктованы реальными опасениями жителей мухафазы за ее будущее. Какими бы целями не руководствовалось руководство Саудовской Аравии, очевидно, что расширение присутствия королевства здесь рано или поздно вызовет противодействие со стороны как политических сил Йемена («Ансар Аллах», «Ислах» и другие), так и внешних игроков (Иран, Султанат Оман, Катар). В этом случае дело может не ограничиться мирными демонстрациями, что дестабилизирует спокойную обстановку в Эль-Махре, сделав ее территорию разменной монетой в противостоянии более крупных игроков. В конечном итоге, это не будет способствовать завершению конфликта в Йемене.

[i] https://almawqeapost.net/english-news/39439

[ii] http://sanaacenter.org/publications/analysis/7606

[iii] http://sanaacenter.org/publications/analysis/7606

[iv] https://www.alaraby.co.uk/english/indepth/2019/6/18/Geopolitical-competition-fractures-Yemens-al-Mahra-province

[v] https://www.aljazeera.com/amp/news/2018/08/saudi-arabia-build-oil-port-yemen-al-mahra-sources-180820082111526.html

62.86MB | MySQL:102 | 0,545sec