Ливия: о кризисе снабжения населения бензином и интригах в системе дистрибуции ГСМ

В четверг, 22 августа, нефтесервисная компания «Аль-Рахила» отвергла обвинения в свой адрес «в провале при выполнении своей работы», которое было включено в отчет Национальной нефтяной корпорации и коммюнике компании Brega Oil Marketing («Брега»). В заявлении, кроме прочего, утверждалось, что международное сообщество 20 августа, якобы поддержало позицию ПНС, обвинив Brega Oil Marketing в попытках монополизировать дистрибьюторскую деятельность в сфере нефтепродуктов и стремлении привлечь к реализации горюче-смазочных материалов лишь собственные заправочные станции.

21 августа, компания «Аль-Рахила» в своем пресс-релизе заявила, «что с начала кризиса в Триполи, она приложила все усилия для предоставления населению полноценных услуг», указав на решение генерального директора о круглосуточном приеме и распределение топлива, а также продолжении работы собственных и частных станций, получающих топливо от компании, «которые работают до поздней ночи».

Далее в документе говорится: «Тем не менее, мы столкнулись со многими проблемами и трудностями, которые ранее были доведены в форме отчетов суверенным органам власти в государстве, включая Чрезвычайный комитет Совета при президенте и Министерство внутренних дел, а также руководителю следственной секции в канцелярии генерального прокурора и регулирующих органов, помимо соответствующих структур Национальной нефтяной корпорации. …Мы удивлены заявлениями последних, несмотря на то, что они знают о проблемах и трудностях, с которыми мы сталкиваемся при невыплате выделенных нам сумм».

Компания перечислила некоторые из трудностей, с которыми она столкнулась, в том числе закрытие большого количества автозаправочных станций в Большом Триполи из-за столкновений в районах и на окраинах столицы, а также из-за большого наплыва беженцев из пригородов в столицу.

К другим трудностям в работе относятся «постоянные и серьезные посягательства на станции компании, а именно кражи генераторов и разрушение насосов и саботаж, а также жестокое обращение с начальниками и работниками автозаправочных станций, которых избивали, оскорбляли, а, иногда, и открывали по ним и сооружениям АЗС огонь, в результате чего, многие рабочие из персонала заправочных станций получали серьезные травмы, а некоторые погибли».

По мнению руководства компании, постоянные требования Чрезвычайного комитета и Министерства внутренних дел и органов безопасности обеспечить охрану станций, чтобы они могли работать в обычном режиме 24 часа, не выполняются и продолжающееся нарушение работы станций, и выход ситуации из-под контроля на некоторых станциях побудило закрыть их для сохранения жизни сотрудников, а также для того, чтобы не подвергать станции дальнейшему разграблению.

В развитие конфликта, в конце недели, «Аль-Рахила» обвинила компанию «Брега» в том, что она, под надуманными предлогами, пыталась отнять у нее дистрибьюторскую деятельность.  С момента внесения поправок в ее устав и принятия Резолюции Совета президента № 114 «О владении станциями и управлении ими»,  «Брега» либо старалась привлекать свои собственные станции, либо отказывалась предоставлять их готовым к эксплуатации, а также  пыталась расторгнуть ранее заключенные контракты на поставку топлива.

Здесь нам следует пояснить о чем, собственно, идет речь. В июле 2011 года, в самый разгар гражданской войны в Ливии, было реализовано давно готовившееся решение о демонополизации основного и единственного, на тот момент, дистрибьютора всех ГСМ в Джамахирии, компании Brega Oil Marketing. Делалось это в рамках подготовки сферы реализации ГСМ к приватизации, и война этому не помешала, что само по себе, есть явление уникальное.  Итак, дистрибьюцией топлива, прежде всего автомобильного бензина, отныне, кроме самой «Бреги», сохранившей за собой около 40% от всех АЗС, занялись еще три компании: «Аль-Рахила», «Аль-Шарара» и «Либия ойл».  Всем им досталось определенное количество бывших «Бреговских», номерных автозаправок (Все АЗС в Ливии имели свои номера), которые, в условиях гражданской войны (!) были отремонтированы, оборудованы новыми заправочными колонками, буфетами и приобрели современный вид. Все три новых оператора получали бензин от той же Brega Oil Marketing, правда, имея право и самим, например, импортировать его. Что касается розничной цены, то у всех у них она была одинакова и составляла в 2011 г., примерно, 1.25 ливийских динара за 1 галлон.

Кроме подготовки к приватизации Brega Oil Marketing целью введения на рынок независимых (а, вернее, «полузависимых», операторов, поскольку все они были ничем иным, как СП, между той же Brega Oil Marketing и частными инвесторами), было перераспределение финансовых потоков от продажи бензина и попытка обойти введенные против Джамахирии, санкции, поскольку все эти компании считались частными, а не государственными. И «Аль-Рахила» и «Аль-Шарара» пытались импортировать бензин через разные каналы, частично им это удавалось, но, значимой роли в ослаблении бензинового голода, не сыграло. отметим, что даже в дни самого тяжелого топливного кризиса, при Джамахирии никто не громил и не обстреливал АЗС, люди мужественно выстаивали многочасовые очереди, разумеется, бывали и эксцессы, но на описываемые вещи, ситуация никак не походила.

«Аль-Рахила» призвала Национальную нефтяную корпорацию и «Брегу» воздерживаться от таких заявлений, с тем, чтобы «не переводить стрелки» общественного мнения на распределительные компании, а также обратилась к Чрезвычайному комитету и МВД при ПНС, помочь ей, и обеспечить необходимую защиту своих станций профессиональными и дисциплинированными сотрудниками.

Компания также напомнила, что ответственность за распределение топлива и управление станциями по всей стране, согласно решениям правительства, лежит на четырех компаниях: на ней, на «Аль-Шарара», на собственно, «Бреге», а также, на «Либия ойл». Тем не менее, они, как правило, не получали назначенное количество топлива и не могли распределить его по автозаправочным станциям в западных, южных и горных районах страны.

В заявлении подчеркивается, что, несмотря на выделение «Брегой», около 15 млн литров бензинового топлива для покрытия потребностей жителей Триполи во время праздника Ид аль-Адха, с 10 по 13 августа, было получено только 6 450 000 литров от выделенного количества.

Компания «Аль-Шарара» со своей стороны также подтвердила, что она обязуется «равномерно распределить топливо его по своим станциям и дать им возможность работать должным образом, и предоставлять услуги гражданам, несмотря на наличие некоторых узких препятствий в работе».

В своем заявлении для прессы, опубликованном 22 августа, компания перечислила некоторые препятствия, которые включали неспособность «Бреги» предоставить топливо в достаточных количествах для удовлетворения потребностей АЗС, особенно в районе Триполи, а также перебои в подаче электроэнергии, которые достигали более 20 часов, когда компания бесплатно распределяла генераторы их по своим станциям, хотя и не обязана делать.

«Аль-Шарара» осудила заявления председателя правления Национальной нефтяной корпорации и председателя правления компании «Брега ойл маркетинг», обвинив их в невыполнении возложенных на них задач, и в неспособности руководить дистрибьюцией ГСМ.

Компания призвала председателя совета директоров Национальной нефтяной корпорации и председателя правления компании «Брега ойл маркетинг» принести ей официальные извинения, тем более что у «нее есть документы и данные, подтверждающие недействительность заявлений, сделанных в отношении нее, и указывая на свое право, на принятие всех юридических процедур для сохранения своей репутации».

Таким образом, можно констатировать: на территории, подконтрольной ПНС, кризис государственных систем подошел к черте, за которой начинаются попытки передела собственности, происходящие на фоне усиливающейся анархии, насилия и недееспособности властей обеспечить элементарные потребности населения. Последние «пробили планку» даже конца лета 2011 года, когда экономическая и военная обстановка вокруг Триполи была гораздо хуже.

61.97MB | MySQL:103 | 0,459sec