Визит нового министра обороны Германии К.Крамп-Карренбауэр в Ирак в контексте интересов ФРГ в регионе

Новый министр обороны Германии и по совместительству председатель партии ХДС К.Крамп-Карренбауэр на текущей неделе посетила Ирак, что стало частью ее небольшого регионального турне, включавшего также визит в Иорданию. В рамках поездки глава оборонного ведомства ФРГ пыталась донести до партнеров стремление Берлина поддерживать их усилия по борьбе с терроризмом. Помимо этого она намеревалась лично ознакомиться с антитеррористической миссией против группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России), поскольку сама К.Крамп-Карренбауэр выступает за продление мандата Германии, истекающего в конце октября, хотя в парламенте страны далеко не все на это согласны.

По мнению ряда немецких экспертов, посещение военнослужащих на местах для новой главы оборонного ведомства – шанс показать свой контраст с предшественницей У. фон дер Ляйен, недавно перешедшей в ЕС. Пока положение нового министра обороны в политической жизни страны  не выглядит достаточно прочным, особенно на фоне того, что в ХДС она стала преемницей А.Меркель и фигурирует в качестве возможного будущего федерального канцлера. В этой связи, как отметила Я.Пуглерин из Немецкого общества внешней политики, К.Крамп-Карренбауэр может стать «своей» для военных, в то время как прежний министр этого сделать не смогла. Впрочем, справедливости ради стоит вспомнить, что в сентябре прошлого года У. фон дер Ляйен совершила аналогичный визит в Ирак, но вот столь заметным акцентом, как в нынешней ситуации, курдские территории в ходе той поездки не были.

Кроме того, функцию по посещению баз и общению с военнослужащими Бундесвера довольно охотно берет на себя глава внешнеполитического ведомства Х.Маас. При этом политик представляет младшего партнера по коалиции – СДПГ, а это, в свою очередь, политическая сила, которая выступает одним из главных противников продления антитеррористической миссии. Партия дала понять свой настрой уже на стадии приведения К.Крамп-Карренбауэр к присяге в новой должности.  Так, по мнению одного из трех временных сопредседателей СДПГ М.Швезиг, ранее было достигнуто соглашение о четком сроке окончания миссии, а новая лидер ХДС его пытается обойти. Любопытно, что  тогда, принимая во внимание необходимость все же учитывать ситуацию на местах, М.Швезиг как раз посоветовала министру обороны лично с ней ознакомиться.

В этом споре также немаловажно, что глава МИД в своих заявлениях, касающихся Ирака, подчеркивает, что цель политики ФРГ – гарантировать укрепление институтов власти, сделав особый акцент на её монополии на применение силы. При этом помимо собственно Багдада К.Крамп-Карренбауэр посетила курдские районы, где Бундесвер занимается подготовкой местных сил. Там глава оборонного ведомства также встретилась с министром по делам пешмерга Ш.Исмаилом, который отметил важную роль партнера в обучении курдов, которые, в свою очередь, внесли значительный вклад в борьбу с ИГ. В результате, по мнению немецкой прессы, эта часть визита стала особенно сложной, т.к. сотрудничество с курдами в борьбе с «Исламским государством» зачастую укрепляет подозрения Багдада в том, что Германия  вооружает их, поддерживая сепаратизм.

В целом же визит, призванный укрепить позиции нового главы оборонного ведомства ФРГ как в плане долгосрочных претензий на ключевой в стране пост, так и в том, что касается решения краткосрочной задачи по продления мандата Бундесвера на присутствие в Ираке после октября текущего года, спровоцировал больше сложностей, чем, судя по всему, ожидалось. Помимо этого активизация иракского трека, которая для Берлина стала своего рода свидетельством расширения влияния на Ближнем Востоке, воспринимается скептиками, как соглашательство и поддержка США, а ассоциируется такой поворот именно с самой К.Крамп-Карренбауэр. Объясняться это может тем, что помимо прочего, политик готова идти по пути упрочения трансатлантических связей, что подразумевает и обязательство по увеличению оборонного бюджета, которого от Германии как страны-участницы НАТО требует администрация Д.Трампа.

Наконец, США открыто выступают за продление мандата ФРГ, поскольку американский президент считает нецелесообразным неопределенное пребывание своих сил в регионе, в то время как существующие там государства должны самостоятельно нести ответственность за безопасность. Такой подход в связи с недавними событиями на израильско-иракском треке, касающимися недавних ударов ВВС ЦАХАЛа по базам проиранских сил, также важен в контексте дальнейшей политики ФРГ. В отличие от Сирии, где особое положение заняла Россия, Ирак – зона влияния США. При этом Израиль действует там, частично ставя под угрозу общую стабильность. Для Вашингтона выгодно, чтобы  Иерусалим давил на Тегеран на различных направлениях, но нести за это ответственность он явно не хотел бы. Надеяться на то, что местные власти справятся самостоятельно, конечно, можно, но гораздо лучше, чтобы помогал им в этом кто-то из внешних игроков.

53.19MB | MySQL:103 | 0,561sec