К некоторым итогам саммита ОЧЭС в Стамбуле

25 июня с.г. в Стамбуле завершил работу саммит Организации Черноморское экономическое сотрудничество /ОЧЭС/. В его работе приняли участие 12 глав государств и правительств, министров иностранных дел стран-участниц, представители 13-ти государств, имеющих статус наблюдателя, а также высокопоставленные чиновники ООН, ОБСЕ, Европейского Союза, Всемирного банка и Всемирной торговой организации. Российскую делегацию возглавлял президент В.В. Путин. Работу саммита освещали около 500 журналистов ведущих мировых СМИ. Главы делегаций, в т.ч. российской, провели в рамках саммита ряд важных двусторонних встреч. Впервые русский язык был практически рабочим языком форума. Одним из критериев предварительного подбора кадров для обслуживания работы саммита было знание английского и русского языка. По оценкам экспертов, это был самый представительный форум ОЧЭС за всю его 15-летнюю историю.

Договор о создании ОЧЭС был подписан 25 июня 1992 года в Стамбуле. Устав организации вступил в силу в мае 1999 года. Инициатива о ее создании была выдвинута в конце 80-х годов и принадлежит 8-му президенту Турции Тургуту Озалу, которого поддержал в этом вопросе российский президент Борис Ельцин.

9-й президент Турции Сулейман Демирель, активно продолживший реализацию черноморской идеи своего предшественника на посту главы государства, в ходе стамбульской двусторонней встречи с Борисом Ельциным в рамках подписания Договора о создании ОЧЭС констатировал жизненную необходимость координации совместных действий Москвы и Анкары в Черноморской регионе. Аналогичную позицию заняла и Россия. Именно поэтому со дня создания этой организации ее «локомотивом» являются Москва и Анкара. В ходе официального государственного визита в Турцию президента РФ В.В. Путина в декабре 2004 года обе стороны констатировали, что «взаимопонимание и взаимодействие России и Турции в рамках ОЧЭС являются важнейшей предпосылкой эффективной деятельности данной организации». Эксперты расценили это как знаковую преемственность политики двух стран на черноморском направлении.

В настоящее время членами ОЧЭС являются 12 стран: Азербайджан, Албания, Армения, Болгария, Греция, Грузия, Молдавия, Россия, Румыния, Турция, Украина, а также Сербия и Черногория. Среди стран, имеющих статус наблюдателя Австрия, Белоруссия, Германия, США, Израиль, Франция, Египет, Италия, Польша, Словакия и Тунис. О растущей привлекательности ОЧЭС, в частности, говорит и тот факт, что к ее работе проявляет интерес и такая страна как Венесуэла. Территория ОЧЭС занимает 20 млн. кв. км. с общей численностью населения более 350 миллионов человек. Целью ОЧЭС, как отмечено в Договоре о ее создании, является поощрение регионального многостороннего сотрудничества в области торговли и промышленности, энергетики, транспорта, связи, науки и техники, сельского хозяйства, экологии, туризма и в др. сферах. До ноября 2007 года в организации в соответствии с ее Уставом и принципом ротации председательствует Турция.

ОЧЭС – это относительно молодая международная организация. Тем не менее, к настоящему времени уже сформирована разветвленная структура основных и вспомогательных органов, налажен работающий механизм экспертного взаимодействия по широкому кругу вопросов отраслевой тематики. Сейчас в рамках ОЧЭС регулярно действуют Парламентская Ассамблея ЧЭС /ПАЧЭС/, Черноморский банк торговли и развития /ЧБТР/, Деловой Совет, Международный центр Черноморских исследований, а также 14 тематических рабочих групп. В частности, сейчас портфель кредитов ЧБТР, штаб-квартира которого находится в греческом городе Салоники, составляет 660 млн. долларов США, из которых на Россию приходится около 20 процентов. Банк уже профинансировал более 60-ти проектов. Тем не менее, в этом плане есть значительные резервы и банк располагает возможностями наращивать объем инвестиций в региональные проекты и повышать качество своего кредитного портфеля.

Это и было отмечено в совместной Декларации, принятой по итогам работы юбилейного 15-го форума ОЧЭС. В документе также подчеркивается, что ОЧЭС сегодня может эффективно осуществлять крупные региональные проекты стратегического значения, в т.ч. в области энергетики, отмечается возрастающее значение Черноморского региона как важнейшего транзитного коридора для нефти и газа, поставляемых преимущественно в Европу. Члены ОЧЭС также зафиксировали в заключительной Декларации свое стремление углублять сотрудничество в сфере энергетики с должным учетом интересов стран-производителей и стран-потребителей энергоресурсов, а также стран-транзитеров. Были также подписаны документы о сотрудничестве ОЧЭС с рядом профильных организаций ООН.

Все эти договоренности, по мнению турецких экспертов, являются залогом успеха в реализации таких одобренных на саммите проектов как кольцевая автомобильная дорога вокруг Черного моря, Черноморское энергетическое кольцо, которое объединит энергосистемы стран-участниц, модернизация черноморских портов, что позволит значительно увеличить их пропускную способность.

Как пример перспективного, просчитанного и обеспеченного ресурсами объекта экспертами на саммите был особо выделен проект кольцевой автодороги, поддержанный главами делегаций стран-участниц. Отметим, что речь идет о высокопропускной кольцевой автомагистрали вокруг Черного моря, которая будет состоять из двух физически разделенных проезжих частей, каждая из них будет иметь, как минимум, две полосы движения. Это позволит обеспечить высокое качество транспортного движения, гарантируя при этом безопасность, скорость и удобство в соответствии с современными международными стандартами. Согласно проекту, маршрут будет проходить через города Стамбул-Самсун-Трабзон (Турция) — Батуми-Поти (Грузия) — Новороссийск-Ростов-на-Дону-Таганрог (Россия) — Мариуполь-Мелитополь-Одесса (Украина) — Чисинау (Молдавия) — Бухарест (Румыния) — Хасково (Болгария) — Эдирне-Стамбул (Турция) и Комотини-Александрополис (Греция) — Стамбул (Турция). Протяженность дороги, согласно предварительным оценкам, составит более 7100 км. Проработке этого вопроса был дан импульс при российском председательстве в ОЧЭС в мае-октябре 2006 года.

Большой интерес вызвало выступление на стамбульском форуме президента России В.В. Путина, который обратил внимание участников на то, что «все проекты ОЧЭС — и маленькие, и большие — должны быть хорошо экономически просчитаны и обеспечены ресурсами. Иначе это будут пустые разговоры и разочарования». Один из ведущих телевизионных каналов Турции CNN Turk акцентировал внимание зрителей на двусторонних встречах, которые провел российский президент в рамках саммита и выделил, прежде всего, его переговоры с президентом Турции Ахметом Недждетом Сезером и главой правительства Реджепом Эрдоганом. Встречи лидеров двух евразийских государств продолжались, отмечает телеканал, значительно дольше запланированного времени, что говорит, по мнению его обозревателей, о наличии тем и вопросов для двустороннего обсуждения на высшем уровне.

Стороны по итогам этих переговоров подчеркнули удовлетворенность достигнутым уровнем политического диалога и торгово-экономических отношений между Россией и Турцией, подтвердили намерение и далее углублять сотрудничество во всех областях, включая энергетику, а также продолжать активное взаимодействие в решении региональных проблем. А это значит, делают вывод турецкие эксперты, что все российско-турецкие договоренности в сфере энергетики, в т.ч. и вторая ветка газопровода «Голубой поток», остаются в силе.

Здесь необходимо отметить, что определенную обеспокоенность в турецких деловых кругах вызвал факт подписания накануне Черноморского саммита в Стамбуле между «Газпромом» и итальянским концерном ENI Меморандума о реализации проекта транспортировки российского газа в Европу «Южный поток». На энергетическом саммите стран Юго-Восточной Европы в Загребе зампред председателя правления «Газпрома» Александр Медведев не исключил, что к проекту «Южный поток» присоединятся другие участники, но их участие будет касаться лишь наземной сети газопроводов. Та же часть, которая пройдет по дну Черного моря, будет принадлежать «Газпрому» и ENI в равных долях — 50% на 50%.

Болгария сразу же объявила о присоединении к этому проекту. Об этом заявил президент страны Георгий Пырванов. А уже в рамках работы саммита ОЧЭС в результате переговоров президента России Владимира Путина и премьер-министра Греции Константиноса Караманлиса в Стамбуле было объявлено о присоединении к проекту строительства газопровода «Южный поток» и Греции. Пропускная способность «Южного потока» будет определена в рамках технико-экономического обоснования. Сырьевой базой «Южного потока» является газ из газотранспортной системы России, а ресурсной базой — российский газ из Центральной Азии и Казахстана.

«Южный поток» не предусматривает использование транзитных возможностей Турции. Источник в министерстве энергетики Турции, комментируя для агентства Reuters новые договоренности России, достигнутые с Туркменией и Казахстаном о строительстве Прикаспийского трубопровода и с Италией о реализации проекта «Южный поток» высказался с неприкрытой обидой: «Газовые и нефтяные проекты, предложенные Россией с начала этого года, наносят ущерб проектам с участием Турции».

Исходя из этого, ряд политологов уже в ходе работы стамбульского саммита поспешили заявить о том, что планы Турции стать основным транзитным узлом для энергопоставок из стран Каспийского региона и Центральной Азии в Европу рушатся. Они отмечают, что нефтепровод Бургас-Александрополис лишает Турцию значительных экономических и, что гораздо важнее, политических дивидендов, а проект «Южный поток», к которому в рамках работы форума ОЧЭС в Стамбуле присоединилась и Греция, становится могильником планов Азербайджана и Турции по участию в Nabucco. Более того, появились, к сожалению, и более радикальные высказывания и прогнозы о обострении соперничества Москвы и Анкары в Черноморском регионе.

Анализ ситуации, думается, говорит о том, что это поспешный, поверхностный и преждевременный вывод. Мировые потребности в «голубом топливе» растут высокими темпами. Для их удовлетворения потребуется целый ряд новых трубопроводов. Их нынешнее число явно не отвечает растущим потребностям стран-потребителей газа. А потому, процесс диверсификации надежных, с точно установленными и научно обоснованными объемами запасов источников энергоресурсов и маршрутов их транспортировки будет в ближайшей перспективе активно продолжаться. Таким образом, и проект Nabucco, и проект нефтепровода Самсун – Джейхан /оба без участия России – прим. автора/, а также Прикаспийский проект и «Южный поток» имеют равные права на существование и реализацию. Здесь важны чисто экономические показатели: затраты и прибыль, срок окупаемости и эксплуатации, наличие долгосрочного источника энергосырья и т.д., т.е. КПД того или иного энергетического объекта. Российский президент в своем выступлении на саммите в Стамбуле как раз и указывал на необходимость «хорошо экономически просчитать и обеспечить ресурсами каждый проект, чтобы не было разочарования».

Прямой и открытый ответ авторам пессимистических прогнозов после саммита ОЧЭС, в т.ч. и в плане российско-турецкого взаимодействия в Черноморском регионе прозвучал 28 июня с.г. в Анкаре. Министр энергетики и природных ресурсов Турции Х. Гюлер продемонстрировал взвешенную позицию по этому вопросу. Он провел совещание, в котором приняли участие высокопоставленные эксперты заинтересованных ведомств, а также девять послов Турции в республиках Южного Кавказа и Средней Азии, а также в России. Были рассмотрены вопросы энергетической политики Турции в связи с подписанием проекта «Южный поток» и итогами российско-турецких переговоров на высшем уровне в рамках стамбульского саммита ОЧЭС.

По окончанию совещания турецкий министр заявил, что маршруты прокладки новых трубопроводов диктуют условия рынка и Анкара это понимает. «У Турции прекрасные отношения с Россией и они будут и далее развиваться. Мы осуществляем ряд важных совместных проектов в сфере энергетики и их реализация будет продолжена. Владимир Путин еще раз констатировал в ходе стамбульских переговоров, что в случае проблем с иранским газом /серьезные перебои в поставах газа в Турцию из Ирана ранее имели место – прим. автора/, Москва гарантирует свою поддержку Турции в плане обеспечения дополнительных поставок газа из России», — подчеркнул министр энергетики и природных ресурсов Турции.

Кстати, заместителю председателя совета директоров компании ENI, Leonardo Maugeri 25 июня с.г. на специальной конференции в Стамбуле, организованной для ведущих представителей деловых кругов Турции, также пришлось опровергать эти пессимистические утверждения и убеждать турецкий бизнес в том, что и Россия, и Италия продолжают рассматривать Турцию как надежного партнера, готовы и далее расширять региональное и двустороннее сотрудничество с турецкой стороной в сфере энергетики. «Южный поток» — это не альтернатива Nabucco», — заявил он. Судя по последующему заявлению министра энергетики и природных ресурсов Турции, доводы российской делегации на саммите ОЧЭС и руководства компании ENI были убедительными.

Конечно, на эффективность работы ОЧЭС негативным образом влияет наличие конфликтных ситуаций, как в некоторых государствах, так и между отдельными странами-членами организации. Это неурегулированность карабахской проблемы, противостояние в Грузии, ситуация в Молдавии, турецко-греческие и турецко-армянские разногласия. И саммит в Стамбуле, что важно, обратил на это особое внимание. Данный тезис был зафиксирован отдельным положением в заключительной Декларации, где также были выражены необходимость и согласие стран-участниц ОЧЭС решать существующие проблемы за столом переговоров на основе принципов международного права.

Думается, что расширяющееся региональное сотрудничество стран-участниц ОЧЭС в различных областях, может стать одним из путей урегулирования имеющихся проблем в их двусторонних отношениях. По крайней мере, впервые на этом форуме ОЧЭС об этом открыто говорили и признавали, что эти разногласия стали сегодня ощутимым тормозом эффективного использования громадного потенциала этой международной организации, значимость и привлекательность которой с каждым годом растет.

В частности, министр иностранных дел Армении В. Осканян провел в рамках работы ОЧЭС переговоры со своим турецким коллегой А. Гюлем, в ходе которых обсуждались возможные пути нормализации двусторонних отношений Турции и Армении. Положительного результата не было достигнуто. Стороны изложили свои хорошо известные условия нормализации турецко-армянских отношений. Вместе с тем, сам факт использования формата саммита ОЧЭС для проведения подобных переговоров, в т.ч. и между другими конфликтующими сторонами, имеет позитивное значение.

И в этом плане важность сотрудничества двух евразийских государств России и Турции с учетом их влияния на конфликтующие стороны еще более возрастает. Российско-турецкое взаимодействие в рамках ОЧЭС, Черноморской инициативы, а также военно-морской группы БЛЭКСИФОР отвечающее интересам не только обеих сторон, но и евразийского региона в целом – это, по образному выражению одного из турецких политологов, «дорогая хрустальная ваза, которую надо хорошо беречь». В условиях нынешней международной ситуации сделать это нелегко. Однако саммит ОЧЭС в Стамбуле показал, что Москва и Анкара, несмотря на все сложности, могут это сделать.

52.34MB | MySQL:103 | 0,473sec