Афганская политика ИРИ

В условиях, когда находящаяся под постоянным психологическим прессингом Вашингтона Исламская Республика Иран (ИРИ) граничит с государствами, на территории которых расположены воинские контингенты США и их союзников, в том числе стран НАТО, тегеранское руководство использует разноплановые возможности, направленные на развитие отношений с Кабулом, предусматривая при этом прежде всего предупреждение превращения афганской территории в плацдарм для недружественных акций в отношении Ирана. Так, в частности (что, кстати, не имеет прецедентов), в Тегеране функционирует специальный Штаб по Афганистану, координирующий действия различных иранских ведомств на афганском направлении. В состав штаба входят представители канцелярии Верховного лидера страны А. Хаменеи, министерств иностранных и внутренних дел, обороны, информации и Корпуса стражей исламской революции. ИРИ, особенно в последнее время, предпринимает шаги с целью развития контактов со своим восточным соседом в двустороннем, трехстороннем (Иран–Афганистан–Таджикистан и Иран–Афганистан–Узбекистан) и многостороннем (по линии международных организаций) форматах.

Что касается Кабула, то его руководители в определенных пределах идут на сотрудничество с Ираном в вопросах восстановления разрушенной войной афганской экономики. Именно названные проблемы обсуждались во время официального визита в 2006 г. в Тегеран президента X. Карзая. Об этом же шла речь на заседаниях глав государств Организации экономического сотрудничества (ОЭС) в Баку (май 2006 г.), саммите ШОС в Шанхае (июнь 2006 г.), встрече президентов персоязычных стран в Душанбе (июль 2006 г.), во время сессии ГА ООН в Нью-Йорке (сентябрь 2006 г.).

В последнее время между странами заметно активизировался и обмен правительственными делегациями, участились контакты представителей деловых кругов, имели место связи по линии парламентов, в том числе в рамках проходившей в Тегеране в 2006 г. седьмой сессии Ассамблеи азиатских парламентов, когда спикер меджлиса ИРИ принимал председателей обеих палат афганского парламента, где обсуждались пути интенсификации сотрудничества между законодательными органами обеих стран.

Учитывая, что зависимость Кабула от США и их противодействие ирано-афганским контактам серьезно ограничивают развитие отношений между двумя странами, Тегеран предпринимает меры по расширению в первую очередь экономического, а также культурного присутствия в Афганистане.

В течение 2006 г. Иран завершил строительство железнодорожной ветки Хаф–Герат, предусматривающей для Афганистана доступ не только к портам ИРИ в Персидском заливе, но и к магистралям, ведущим в Туркмению и далее. Из транспортных проектов, сооруженных при содействии ИРИ, следует назвать уже введенное в эксплуатацию шоссе, соединяющее Догарун (ИРИ) и Герат (ИРА). Реализуются также положения подписанного ранее трехстороннего соглашения (Иран–Узбекистан–Афганистан) о создании трансафганского коридора Термез–Мазари–Шариф–Герат с последующим выходом на иранские порты.

Используя интересы Кабула в содействии сооружению электроэнергетических проектов, Иран в феврале 2006 г. заключил соглашение с Афганистаном и Таджикистаном о строительстве 500-киловольтной линии электропередачи. Кроме того, руководство ИРИ обязалось выделить Афганистану в качестве помощи 500 и 80 млн долл. на строительство двух ТЭЦ, что было позитивно встречено в Кабуле.

Одним из немаловажных факторов, позволяющим Ирану в определенной степени оказывать влияние на развитие отношений между странами, являются общая граница и регулярные караваны наркоторговцев, контрабандистов и нелегальных мигрантов. Это позволяет иранцам налаживать контакты с афганскими правоохранительными органами и службами пограничного контроля. По некоторым данным, в течение 2006 г. представители иранского МВД провели серию переговоров со своими афганскими коллегами. В Иране, по всей видимости, полагают, что усиление контроля на границе афганскими пограничниками может усложнить проникновение на его территорию из Афганистана нежелательных элементов.

Что касается взаимодействия Ирана и Афганистана в борьбе с транспортировкой в Иран наркотических средств, то сотрудничество в этой области стало обретать конкретные формы после того, как в 2006 г. страну посетила афганская делегация в составе министра по борьбе с наркотиками Х. Кадери, его заместителя, начальников некоторых управлений этого министерства и МВД. Делегация посетила Тегеран и Мешхед, а также несколько пограничных постов в провинции Хорасан.

В январе с.г. отношения Ирана и Афганистана в вопросе сотрудничества в пограничной области перешли в практическую плоскость. В ходе визита в ИРА делегации во главе с командующим силами охраны правопорядка МВД Ирана бригадного генерала М. Мокаддама было подписано соглашение о сотрудничестве, в соответствии с которым предполагалось в течение года установить совместные посты и контрольно-пропускные пункты в провинциях Герат, Фарах и Нимруз.

В результате переговоров по итогам данного визита и предложений делегации кабинет министров Афганистана заявил о намерении подготовить двустороннее соглашение о взаимной экстрадиции криминальных элементов, задержанных за контрабанду наркотиков или тяжкие преступления, подготовить специальный документ, предусматривающий обмен информацией о деятельности криминальных группировок, занимающихся наркобизнесом, а также создать совместную рабочую группу для оперативного обмена этой информацией. Помимо этого планировалось создание ирано-афганской рабочей группы по линии МВД двух стран для совместных усилий по противодействию контрабанде наркотиков. К тому же иранской стороне было разрешено открыть в Кандагаре представительство Штаба по борьбе с наркотиками дополнительно к уже функционирующим аналогичным представительствам в Кабуле и Герате. Афганское руководство позитивно отнеслось к предложению Ирана оказывать финансовую поддержку семьям афганских пограничников, погибших в столкновениях с наркоконтрабандистами в районе афгано-иранской границы.

Совместно с министерствами сельского хозяйства и здравоохранения предполагается создать ирано-афганские организации и центры, ставящие своей целью разработку мер, предусматривающих замену выращивания опиумного мака на другие сельскохозяйственные культуры, а также лечение граждан Афганистана от наркотической зависимости.

Стороны обсудили вопрос о проведении трехсторонней встречи на уровне заинтересованных ведомств соответствующих министерств Ирана, Афганистана и Пакистана для улучшения координации борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

В Тегеране осознают, что для установления контактов с Афганистаном целесообразно активизировать торговые связи. Кроме товаров, необходимых для реализации различных совместных проектов, в структуре иранского экспорта присутствуют продовольствие, одежда, ткани, медикаменты, строительные материалы, продукты нефтепереработки, прежде всего бензин. В 2006 г. компания ИРИ «Ходроу» начала экспорт своей продукции в Афганистан, наметив поставить на рынок 3000 легковых автомобилей, 1000 грузовиков и автобусов. Осенью того же 2006 г. в Тегеране начал действовать Союз предпринимателей и инвесторов Афганистана, поставивший своей целью развитие двустороннего торгово-экономического сотрудничества в целом, в том числе и путем рекламы афганского рынка среди иранских предпринимателей, оказания содействия в проведении в афганских городах специализированных торговых выставок, маркетинговых исследований в решении организационных вопросов при реализации коммерческих проектов.

Объем двусторонней торговли Ирана и Афганистана невелик и составляет, по разным данным, от 200 до 400 млн долл. в год. Нельзя обойти вниманием и тот факт, что импорт иранских товаров в десятки раз превышает экспорт из Афганистана.

Рассматривая возможные пути расширения своего присутствия в Афганистане, Иран оказывает ощутимую финансовую помощь стране в области культуры, выделяя средства на восстановление разрушенных и строительство новых школ, библиотек, типографий, других объектов образовательного, религиозного и культурного назначения. Так, например, в октябре 2006 г. в Герате был открыт культурно-образовательный центр, средства на создание которого (220 тыс. долл.) выделил Штаб по Афганистану. С целью наращивания своего культурного присутствия в стране по инициативе ИРИ проводятся научные семинары, конференции и выставки, направляются преподаватели в афганские учебные заведения, издаются учебно-методические материалы.

Некоторых успехов иранцы достигли в области подготовки специалистов связи и информационных технологий: Международный союз электросвязи (МСЭ) и правительство Ирана совместно с руководством ИРА подписали соглашение о создании в Кабуле современного Института связи и информационных технологий. В рамках данной программы Министерство связи Афганистана получило право на собственность земельного участка под строительство административных, учебных и жилых корпусов нового учебного заведения, подрядчиками из числа афганских компаний уже начаты строительные работы. Основная часть денежных средств на реализацию проекта в размере 4 млн долл. выделена правительством ИРИ. Кроме того, иранская сторона планирует дополнительно предоставить на эти цели 1,3 млн долл.

На фоне реализации совместных торгово-экономических и культурных проектов существует ряд факторов, оказывающих негативное влияние на развитие двусторонних отношений. В первую очередь, это касается проблемы афганских беженцев, численность которых, по официальным данным ООН, в настоящее время составляет около 950 тыс. человек.

Согласно заключенному ранее соглашению между Ираном, Афганистаном и Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев, их репатриация должна была завершиться в 2006 г. Однако этот срок был пролонгирован до 2010 г.

Необходимо отметить, что США противодействуют развитию афгано-иранских отношений. Так, американскими усилиями были сорваны визит X. Карзая в Тегеран на инаугурацию иранского президента, ряд соглашений по экономическим вопросам, произошло сокращение объема приграничной торговли между приграничными районами Ирана и Гератской провинцией и многое другое. Обо всем этом открыто заявляют представители иранской стороны, считающие, что ирано-афганские отношения имеют значительно больший потенциал. Влияние Вашингтона на Кабул также ограничивает возможности ирано-афганского сотрудничества по другим направлениям, в первую очередь в области обеспечения безопасности в регионе и борьбы с экстремистскими и террористическими группировками.

С учетом противодействия со стороны США иранцам на данном этапе не удается в полной мере реализовать свои стратегические задачи по вовлечению Афганистана в сферу своего влияния. В этой связи дальнейшие перспективы ирано-афганских отношений во многом будут зависеть от того, как долго американцы смогут сохранять свое военное присутствие в ИРА и контролировать политические процессы в этой стране.

52.29MB | MySQL:103 | 0,473sec