Барселонский процесс: проблемы и перспективы

Барселонский процесс или Евро-Средиземноморский диалог за более чем десятилетний период истории своего существования сформировался как действенный инструмент реализации Новой интеграционной стратегии ЕС в отношении стран южного Средиземноморья, провозглашенной в 1992 г. Он стал важным и эффективным международным форумом, в повестке дня работы которого стоят ключевые вопросы соразвития стран-членов Евросоюза и государств юга Средиземноморья, эффективного ответа на вызовы ХХI в. (угрозы международной безопасности, рост масштабов незаконной торговли оружием, массовой нелегальной миграции, деятельности международных террористических организаций, включая наркобизнес, и т.д.), решения проблемы достижения устойчивого прогресса в политическом и социально-экономическом развитии государств юга Средиземноморья. Общее число участников Барселонского процесса достигло 35 государств (25 европейских и 10 южносредиземноморских), причем уникальность этой интеграционной организации состоит в том, что в ее работе участвуют Израиль и Палестина. Практически Барселонский процесс объединяет все страны Средиземноморья (Ливия имеет статус наблюдателя), что создает благоприятные, в известной мере исключительные предпосылки поэтапного решения комплекса острейших проблем, с которыми сталкиваются государства одного из важнейших в геополитическом отношении района мира, включая проблему ближневосточного урегулирования.

Евросоюз, являясь своеобразным локомотивом Барселонского процесса, в целом последовательно придерживался на всем протяжении истории его существования изначально декларированной направленности на партнерство в решении стоящих перед сообществом задач, на содействие развитию стран южного Средиземноморья, поддержку интеграционных тенденций в рамках Средиземноморского диалога, основа деятельности которого заложена так называемой Барселонской Декларацией 1995 г. Сформулированные в ней главные цели форума, охватывая политическую, экономическую и гуманитарную области партнерства государств-членов, были сфокусированы на последовательное укрепление основ стабильности, безопасности и устойчивого прогресса в регионе Средиземноморья, главным образом – в его южной части.

Барселонский саммит 1995 г. положил начало формированию многовекторного, комплексного международного механизма достижения этих целей. Спустя десятилетие можно констатировать – подобный механизм создан и достаточно успешно функционирует. На сегодняшний день он представлен следующими составляющими:

-основополагающими документами, определяющими ближайшие и долгосрочные цели и задачи этой международной группировки. Среди них – Новая интеграционная стратегия ЕС в Южном Средиземноморье 1992 г., Барселонская Декларация 1995 г., Стратегия ЕС в районе Средиземноморья (2000 г.), 5-летняя Рабочая программа (Барселонский саммит 2005 г.) и др. В них зафиксированы перспективные, стратегические и плановые тактические, рабочие установки для достижения важнейших целей данного форума, а также решения проблем, возникших уже в ходе деятельности этой организации. Наряду с ними, участниками ЕвроМеда принято более двух десятков документов, определяющих задачи и инструменты их решения в различных областях сотрудничества – в сфере политики и безопасности, поддержке проводимых реформ, борьбы с организованной международной преступностью и терроризмом, в экономической области, в том числе в ведущих отраслях национальных экономик, по формированию единого торгово-экономического пространства, поощрению инвестиций в странах южного Средиземноморья, поддержке частного предпринимательства, охране окружающей среды, смягчению острейших социальных проблем (борьба с безработицей, поддержка молодежи через обеспечение доступности базовых социальных услуг и др.);

-постоянно действующими саммитами министров иностранных дел стран-участниц Барселонского процесса, как главного регулирующего, направляющего и руководящего органа ЕвроМеда;

-саммитами глав ведущих отраслевых (и социальных) министерств – финансов, сельского хозяйства, промышленности, транспорта, образования и др., ключевыми элементами и структурами (Евро-Средиземноморская Парламентская Ассамблея, исследовательские, образовательные, информационные центры и институты, экспертные комиссии, фонды, движения и организации гражданского общества), представляющими современную институциональную основу ЕвроМеда.

Сложившийся механизм реализации целей Барселонского процесса, хотя и требует дальнейшего совершенствования, что вполне естественно для начального этапа работы, представляется достаточно эффективным. Он действует в устойчивом правовом поле, которое во многом согласуется как с международным правом и правовым полем стран ЕС, так и с находящейся в переходном состоянии правовой системой стран Южного Средиземноморья (хотя здесь еще имеются серьезные проблемы – не достаточно стыкующиеся между собой правовые нормы, заметные различия в позициях партнеров по вопросам реформирования национальных правовых систем и т.п.).

В целом, как показал опыт развития Барселонского процесса, данный механизм в основном обладает необходимыми ресурсами — институциональными, финансовыми, кадровыми и другими и, что не менее важно, довольно высокой степенью взаимопонимания и доверия между партнерами, необходимыми для эффективного решения имеющихся наиболее сложных проблем (ближневосточный узел, реформирование политических систем и др.), адекватного ответа на очередные вызовы современности. К числу его важнейших составляющих следует также отнести действительно постоянную, «повседневную» работу созданных в рамках Евро-Средиземноморского диалога специализированных структур и, что особенно следует подчеркнуть, экспертных групп, часть из которых функционирует не в формальном формате. Последнее позволяет избежать порочной бюрократической практики в деятельности исключительно важного, если не важнейшего элемента всего механизма реализации целей и задач Барселонского процесса.

Обладая более или менее отлаженным механизмом реализации целей Барселонского процесса и огромным ресурсами, в том числе материальными и финансовыми, ЕС добилось в рамках ЕвроМеда заметных результатов.

Среди позитивных итогов партнерства в политической области: налаживание многостороннего механизма межгосударственных консультаций и выработки согласованных решений по широкому спектру проблем безопасности в районе Средиземноморья (реализация мер в рамках политического мирного процесса на Ближнем Востоке, ограничения незаконной торговли оружием и незаконного оборота наркотиков, нераспространения ОМП, регулирование вопросов миграции из стран южного Средиземноморья и др.), в поддержку усилий по реализации демократических реформ, формированию основ и традиций гражданского общества и т. д.

В области экономического сотрудничества – продвижение в формировании единого торгово-экономического пространства, в частности, поэтапное смягчение и снятие таможенных барьеров на пути промышленного и сельскохозяйственного экспорта в Европу странами южного Средиземноморья, расширение состава ассоциированных членов ЕС через заключение соответствующих соглашений об ассоциации и их обновление, поощрение инвестиций, облегчение легальной трудовой миграции, оказание помощи странам юга Средиземноморья в развитии ключевых отраслей национальных экономик, поддержка проводимых прорыночных реформ с целью профилактики банкротства местных предприятий в условиях большей открытости экономик, создания новых рабочих мест. Важным элементом постоянно расширяющегося сотрудничества в хозяйственной сфере является многогранная, значительная по своим финансовым компонентам помощь в становлении массового предпринимательства, модернизации национальных экономик.

В социальной области – содействие процессу обеспечения доступности важнейших видов социальных услуг, оказание помощи в реформе системы образования с целью снижения уровня неграмотности, повышения стандартов и качества получаемого общего и профессионального образования, усиления связи сферы профессионального образования и занятости. ЕС оказывает значительное содействие в решении острейших проблем молодежи, в том числе проблемы трудоустройства.

Однако, как известно, надежность системы определяется прочностью ее слабейшего звена. Обремененные многочисленными политическими и социальными проблемами, переживающие кризисные явления в экономике, большинство южносредиземноморских государств, для которых характерен низкий или невысокий уровень хозяйственного развития, мягко говоря, не вполне готовы к полновесным партнерским отношениям с ЕС — к совместному решению широкого круга острейших и сложных проблем, к относительно динамичному продвижению к целям, намеченным Барселонским процессом.

В частности, это проявляется в таких областях, как приведение национального законодательства в соответствие с международным в области прав человека, свободы СМИ, деятельность структур гражданского общества, проведение выборов и реализация политических реформ в целом, достижение более активного взаимодействия и сотрудничества между правительственными структурами и НПО, создание отдельных наднациональных органов, формирование единого экономического пространства и развитие межарабской торговли (в формате АФТА), в решении крупных международных проблем (урегулирование региональных конфликтов, прежде всего — ближневосточного).

Таким образом, особенностью Барселонского процесса является относительно умеренная динамика в продвижении к достижению отдельных поставленных целей, решению ряда важнейших проблем.

Страны ЕС – члены Евро-Средиземноморского диалога, учитывая данную особенность, проявляют известную политкорректность при оценке результатов как систематически проводимого мониторинга сложившегося положения в той или иной сфере, так и деятельности органов и структур ЕвроМеда по достижению намеченных целей. Основной упор ЕС делает на градуилистском подходе на трудных, проблемных участках, отдавая себе отчет в том, что преодолению имеющихся проблем будут способствовать не только добрая воля участников, расхождения между которыми существенны, но нередко носят лишь тактический характер и требуются лишь время для их преодоления, но и такие фундаментальные факторы, как отлаженный современный механизм решения сложнейших международных проблем, крупные ресурсы, направляемые ЕС на реализацию целей Барселонского процесса, уже достигнутые позитивные результаты сотрудничества.

Перспективы дальнейшего развития Барселонского процесса, судя по достигнутым результатам и имеющимся проблемам в реализации его основных задач, в целом представляются обнадеживающими. Этот международный форум – относительно устойчиво развивающийся альянс значительной группы государств в состоянии решить ключевую задачу – создать условия для соразвития государств-членов ЕвроМеда, для смягчения и в перспективе решения острых международных проблем в регионе Средиземноморья, помочь группе южносредиземноморских стран в достижении важнейших целей политического, экономического и социального развития в интересах обеспечения безопасности и прогресса населяющих его народов.

Вместе с тем, как показал более чем десятилетний опыт, даже при самом благоприятном варианте развития этой организации предстоит пройти длительный путь – не одно десятилетие — для достижения целей, определенных Барселонской Декларацией, удовлетворительного решения важнейших проблем, стоящих перед участниками Евро-Средиземноморского диалога.

62.94MB | MySQL:105 | 0,740sec