Некоторые аспекты информационной войны в Ираке

Сегодня многие политические деятели за рубежом, равно как и в самих США, признают, что политика США в Ираке потерпела крах. По нашему мнению причиной этого краха отчасти стала неудачная информационная война, которую Вашингтон вел против этой страны. Поражение США в информационной войне в Ираке обусловлено, прежде всего, двумя моментами: неподготовленностью Соединенных Штатов к ведению информационной войны после окончания боевых действий и грубыми просчетами, допущенными американской администрацией при проведении своей политики в послевоенный период.

Еще на уровне подготовки к проведению информационных операций в мирное время американское военное руководство допустило немало серьезных ошибок. Более того, у американских военных специалистов создалось впечатление, что лица, планировавшие операцию в Ираке, вообще не думали о необходимости дальнейшего проведения и совершенствования психологических операций после окончания боевых действий. В частности, как отмечают эксперты, у американского командования практически отсутствовал какой-либо четкий план действий по заполнению информационного вакуума, который неминуемо должен был образоваться после свержения режима С. Хусейна.

Кроме того, почти не существовало взаимодействия между различными структурами при создании комплексного плана действий. Так, руководитель Управления по восстановлению и оказанию гуманитарной помощи Ираку генерал-лейтенант в отставке Дж. Гарднер отмечал полное отсутствие взаимодействия между военным командованием и ведомствами, ответственными за послевоенное восстановление Ирака. Подобное отсутствие взаимодействия впоследствии весьма отрицательно сказалось на попытках американской администрации привлечь на свою сторону иракское население.

Вышеперечисленные просчеты в значительной степени усугублялись еще и тем, что США, сделав ставку на силу, не учли менталитет местного населения и в особенности его образ жизни, а также социокультурные и этнорелигиозные факторы.

Основной ошибкой явилось то, что министерство обороны США при планировании послевоенного восстановления Ирака взяло за образец период оккупации Японии после второй мировой войны, но при этом абсолютно не приняло во внимание культурные, национальные, религиозные и политические особенности Ирака. Не было учтено и коренное отличие ситуации в послевоенном Ираке от ситуации в послевоенной Японии.

Во-первых, Ирак, в отличие от Японии, не являлся страной-агрессором.

Во-вторых, международные и арабские СМИ изначально выступали против оккупации Ирака американскими ВС и создавали негативный образ США.

В-третьих, иракцы не смирились с поражением, в стране появилось большое количество повстанческих группировок, которые пользовались большей поддержкой у мирного населения, чем коалиционные силы.

В-четвертых, иракское общество, в отличие от японского, не однородное, а разделено на многочисленные племенные, клановые и религиозные группы, что значительно затрудняло оказание психологического и информационного воздействия на население. Кроме того, контакт с населением затруднял религиозный фактор. В частности, повстанцы использовали в своей агитации положение Корана о том, что правоверный мусульманин не должен подчиняться власти правителя-немусульманина.

Еще одним фактором, способствующим росту сопротивления и увеличению численности повстанцев в Ираке, стала идея всеобщего джихада — священной войны мусульманского мира с «неверными».

Отсутствие учета этих факторов привело к тому, что американцы не сумели своевременно приступить к осуществлению информационно-психологического воздействия на иракское население, в результате чего иракским агентам, особенно в южной части страны, удалось до некоторой степени заполнить информационный вакуум. Кроме того, пренебрежение американцами культурными и религиозными особенностями страны привело к недооценке ситуации и ошибкам, которыми с успехом воспользовались иракские повстанцы.

Наиболее показательным примером недооценки американским командованием социокультурного фактора является ситуация со слухами.

При режиме С. Хусейна, когда практически отсутствовала свобода прессы, слухи являлись одним из основных источников информации для населения, и контролю над их распространением уделялось особое внимание со стороны правительства. В частности, был даже создан специальный орган, занимавшийся распространением «нужных» слухов. Однако даже после свержения власти С. Хусейна и появления большого количества СМИ и интернета значимость слухов для иракцев не уменьшилась. Причем, в то время как американское командование в борьбе «за умы и сердца» иракского населения отводило незначительную роль слухам, повстанцы очень умело использовали их для создания у населения антиамериканских настроений.

После падения режима С. Хусейна недостаточное количество информации об американцах и их намерениях породило большое количество слухов. Вот наиболее характерные из них:

1. «Приборы ночного видения позволяют американским солдатам видеть сквозь женскую одежду».

2. «Американские солдаты раздают порнографию детям».

3. «Отключения электричества — это наказание за атаки на американских солдат».

Следует отметить, что далеко не все слухи были безвредны. И если американская администрация в Ираке не обращала на них особого внимания, то повстанцы довольно широко использовали их как для создания отрицательного образа американских военнослужащих в глазах мирного населения, так и в целях провоцирования антиамериканских выступлений, беспорядков, акций протеста. Во многом именно слухи вызвали нежелание многих иракцев идти на контакт с новыми властями.

В результате уровень доверия иракского населения к Соединенным Штатам опустился до крайне низкой отметки. В частности, Совещательный комитет по государственной политике США в арабских странах в своем докладе конгрессу осенью 2003 г. отмечал, что «в связи с неудачными действиями американской администрации в Ираке иракцы готовы поверить в самые худшие слухи и небылицы о намерениях США».

Еще одной серьезной неудачей американской временной администрации в Ираке явилась ее политика в сфере информационных технологий. США не удалось не только продвинуть подконтрольные им СМИ, но и уменьшить влияние на иракцев так называемых «вредных» СМИ — «Аль-Джазиры», «Аль-Арабии» и прочих.

Как известно, в целях оказания информационного влияния на население Ирака была создана Иракская информационная сеть (ИИС), финансировавшаяся министерством обороны США. Она включала в себя телекомпанию «Аль-Иракия», газету «Аль-Саба» и две радиостанции.

Однако, во-первых, ИИС располагалась в том же здании, где временная администрация в Ираке проводила свои пресс-конференции, что привело к распространению слухов о ее зависимости от США и, соответственно, ее необъективности, что сильно подорвало престиж новых проамериканских СМИ. Во-вторых, управление ИИС было весьма слабо организовано и оказалось неспособным к эффективным действиям. В частности, телеканал «Аль-Иракия» практически не давал свежих новостей, в отличие от его конкурентов — «Аль-Джазиры» и «Аль-Арабии». В-третьих, все неудачи ИИС, в частности ошибки в управлении компанией и низкий рейтинг среди иракцев, получили широкую огласку и использовались повстанцами для усиления своего влияния на население страны.

Учитывая высокий рейтинг «Аль-Джазиры» и «Аль-Арабии» (как показало исследование, проведенное госдепартаментом США осенью 2003 г., 63% иракцев отдавали предпочтение этим двум телеканалам, в то время как американские программы смотрели лишь 12%) и их явную антиамери- канскую направленность, временная администрация приняла решение ужесточить меры по борьбе с «инакомыслящими» СМИ. В июне 2003 г. глава временной администрации в Ираке П. Бремер издал приказ № 14 «О запрещенной информационной деятельности», позволяющий закрывать все СМИ, подозреваемые в разжигании насилия и гражданских беспорядков, либо призывающие к изменению границ страны силовым путем. На основе данного документа в июле 2003 г. была закрыта газета «Аль-Мустакила», а в конце 2003 г. наложен частичный запрет на деятельность телекомпаний «Аль-Джазира» и «Аль-Арабия».

Однако повстанцы использовали подобные жесткие меры со стороны США как предлог для привлечения внимания международных СМИ к «ущемлению Соединенными Штатами свободы слова в Ираке». Наиболее показательным примером удачных действий иракских агентов стало закрытие шиитской газеты «Аль-Хавза», обвиненной американской администрацией в разжигании насилия. После закрытия этой газеты были организованы массовые демонстрации в ее защиту и инициирована волна критики «антидемократической политики США» в иракских и международных СМИ.

Следует отметить разоблачение ряда иракских журналистов, которые в национальных СМИ публиковали материалы, предоставляемые американской администрацией. Подобные действия вызвали взрыв недовольства среди местного населения и привели к увеличению антиамериканских настроений.

Подобные действия США наряду с удачной информационной деятельностью повстанцев повлекли за собой целый ряд негативных для США последствий.

Во-первых, получившие широкую огласку хорошо разрекламированные акции протеста укрепили отрицательную позицию иракцев по отношению к США.

Во-вторых, репрессивные меры, предпринятые против ряда иракских СМИ, только усилили среди иракского населения популярность радикально настроенных средств массовой информации.

В-третьих, в результате этих мер американской администрации деятельность проамериканских СМИ не дала желаемого результата, а антиамериканские СМИ перешли на нелегальное положение, что значительно усложнило контроль за ними.

Кроме того, временная американская администрация столкнулась с подрывной деятельностью повстанцев в ГИС-интернет.

После свержения режима С.Хусейна новые информационные технологии получили широкое распространение в Ираке. Так, к январю 2004 г. в одном только Багдаде было открыто 150 интернет-кафе (для примера: при правлении С.Хусейна в Ираке существовало всего 57 интернет-центров), а к августу 2004 г. интернет был доступен уже по всей стране, причем никакой цензуры и никаких ограничений на посещение иракцами тех или иных сайтов не существовало. Подобным отсутствием контроля пользовались различные террористические организации, имеющие свои сайты в интернете. Так, «Аль-Каида» довольно успешно использовала интернет для создания отрицательного имиджа США и для вербовки новых членов.

Таким образом, необходимо отметить, что американское военное командование еще на стадии планирования операции по установлению своего влияния в послевоенном Ираке допустило ряд грубых просчетов, в частности практически не был принят во внимание культурно-религиозный фактор. При этом сама подготовка и планирование операции проводились на крайне низком уровне. Кроме того, после окончания боевых действий временная американская администрация в Ираке в борьбе за «умы и сердца» иракцев также допустила ряд серьезных ошибок при проведении своей политики в информационной сфере, которыми воспользовались повстанцы для усиления своего влияния на иракское население. В результате подобных ошибок доверие к временной администрации, а впоследствии и к новому иракскому правительству было подорвано. В условиях же вспыхнувших после свержения С.Хусейна разнообразных религиозных и национальных конфликтов и активной террористической деятельности повстанцев влияние США на население Ирака была сведено практически к нулю.

52.35MB | MySQL:106 | 0,711sec