Алжир: как победить коррупцию?

Следует сразу заметить, что еще до прихода к власти президента А.Бутефлики коррумпированность алжирской государственной машины была очень велика. Коррупции были подвержены высшие чиновники, местные власти, судебная система, полиция, прокуратура.

По мнению экспертов, коррупцию в Алжире не возможно держать под контролем, но государство пытается снизить ее уровень, параллельно решая другие задачи. Например, путем создания открытой и прозрачной экономики или построения «устойчивой демократии». Однако такие поистине сложные и многогранные процессы требуют не только большого количества времени и ресурсов, а в какой-то мере даже везения.

Коррупция – это ведь не просто плохие поступки «плохих» людей. Она может быть связана, помимо прочего, со многими другими проблемами: от недостаточной легитимности государства до неспособности государственных организаций платить своим сотрудникам достойную зарплату.

В ежегодном докладе Международной неправительственной организации Transparency International (TI) «Индекс восприятия коррупции — 2006» констатируется, что коррупция по-прежнему остается одной из самых острых проблем в государствах Северной Африки. Согласно результатам последнего исследования, Алжир занимает по уровню коррупции 84 место в мире.

По данным организации TI, основная область коррупции в Алжире – это закупки, осуществляемые за счет государственных средств и фондов. Здесь решительные и заслуживающие доверия реформы могут принести исключительно большие дивиденды, потому что посылают всем ясный сигнал, что коррупция более недопустима. Порядок осуществления закупок в Алжире должен быть, по мнению аналитиков организации TI, публичным, понятным и открытым для проверки извне.

Стоит предположить, что в данном случае высокий уровень коррупции связан с низким уровнем зарплаты, нестабильностью статуса государственного служащего и, конечно же, отсутствием у «нечистого» чиновника соответствующей морали. Как же с этим бороться?

Избавиться от коррупции «плохих работников» можно в том числе проверенным способом: посредством увеличения размера заработной платы. Ясно, что там, где зарплата должностного лица не позволяет чиновнику платить за питание и жилье (как для себя, так и для своей семьи), вероятным результатом является взяточничество.

Однако из этого прямо не следует, что более высокая оплата труда будет прямо вести к снижению коррумпированности в чиновничьей среде, позволяя беспристрастным «слугам народа» заменить законными доходами незаконные.

Помимо высших чиновников и власти на местах, коррупция подрывает деятельность судебной системы Алжира. Это неприятное обстоятельство лишает граждан доступа к закону и нарушает одно из основных прав человека, а именно, «право на справедливый и беспристрастный суд, а в некоторых случаях и на любой суд», — говорится в «Докладе о положении с коррупцией в мире — 2006», подготовленном экспертами организации TI.

Председатель правления организации TI У.Лабелль отмечает, что «если коррупция проникает в суды, будь то вследствие алчности или ради политической выгоды, равновесие весов Фемиды нарушается, и страдают от этого самые обычные люди».

К этому остается только добавить следующее: коррупция в судах означает, что голоса безвинных жертв не слышны, а преступники могут действовать безнаказанно.

Основным выводом «Доклада о положении с коррупцией в мире – 2006» является то, что коррупция в судебной системе Алжира (как и других государств – Э.К.) подрывает возможности международного сообщества по борьбе с транснациональной преступностью, а также препятствует доступу к правосудию и исправлению ситуации с соблюдением прав человека.

Кроме того, этот вид коррупции является препятствием для экономического роста, поскольку, по замечанию экспертов организации TI, он порождает недоверие инвестиционного сообщества и подрывает усилия, направленные на борьбу с бедностью.

Следует особо подчеркнуть, что коррупция в судах существует обычно в двух основных формах: политического вмешательства в ход судебных процессов со стороны как исполнительной, так и законодательной ветвей власти, и подкупа судей.

В этой связи трудно переоценить значение независимого судопроизводства, так как от коррупции в судах теряют все граждане и каждый в отдельности, особенно, беднейшие слои населения, которым приходится платить взятки, которые они не могут себе позволить. Исследование организации TI показало, что в более чем двадцати пяти странах мира (включая Алжир) по меньшей мере одна семья из десяти была вынуждена дать взятку, чтобы добиться доступа к правосудию или достижения «справедливого» судебного решения.

Мелкое взяточничество в судах и политическое вмешательство в деятельность судебных систем размывают единство общества: факт одновременного существования двух систем, одной для богатых и другой для бедных, разрывает социальные связи между людьми. «Если основой правосудия служат влиятельность и деньги, бедные выбывают из борьбы», — отмечает президент Панафриканского союза юристов А.Муна. По его словам, взяточничество приводит не только к недоступности правосудия, но и «сводит на нет возможности алжирской судебной системы по противодействию коррупции, а также ее воздействие на общество в качестве образца независимости и ответственности».

Необходимо особо подчеркнуть, что независимая, заслуживающая доверия судебная власть важна для правильного применения законов. Судебная система Алжира, когда-то воспринимаемая как объект политических манипуляций, при действующем президенте подверглась серьезным изменениям и должна была, по замыслу реформаторов, способствовать разоблачению наиболее громких случаев коррупции в государстве.

Говоря об уровне коррупции в органах прокуратуры и полиции Алжира, стоит сразу отметить, что он не так высок по сравнению со многими другими странами Ближнего Востока и Северной Африки. Связано это, на наш взгляд, с законодательными преобразованиями президента А.Бутефлики, одной из целей которых является поэтапная борьба и дальнейшее искоренение «негативных явлений» (коррупции – Э.К.), которые существуют в органах правопорядка и безопасности.

Несмотря на то, что коррупция – это болезнь, которой поражены практически все слои общества, бороться с ней можно и, более того, нужно.

Бесспорным доказательством того, что алжирские власти решительно настроены на борьбу с коррупцией, является одна из первостепенных целей программы президента, которая ставит задачу «полного восстановления доверия между властью и обществом и создания сильного и справедливого правового государства, стоящего на страже гражданина и общества в целом».

Это предупреждение коррупционерам о том, что государство впредь не намерено больше предавать общественные интересы и, таким образом, лишаться доверия со стороны граждан. Оно, несомненно, подтверждает важность уважения принципов верховенства закона, подотчетности и гласности.

Программа алжирского президента предусматривает сосредоточение богатств страны (главным образом нефти – Э.К.) в руках военных. Это, на наш взгляд, является важным и определяющим этапом борьбы с коррупцией в государстве.

Создание сильного и справедливого правового государства не возможно при отсутствии беспристрастного суда.

Некоторые подробные рекомендации по борьбе с коррупцией в судах предлагают специалисты организации TI:

1. центральным элементом процесса подбора и назначения судей должен стать независимый орган по назначению судей;

2. назначение судей должно производиться на основе их квалификации и заслуг в соответствии с четкими и ясными критериями выбора; кандидаты должны иметь репутацию компетентных и честных работников;

3. размеры заработной платы судей должны соответствовать их должностям, опыту, качеству работы и профессиональному росту; по выходу в отставку им должны назначаться достойные пенсии;

4. должны быть установлены процедуры, защищающие зарплаты и условия труда судей от вмешательства со стороны исполнительной и законодательной ветвей власти;

5. судьи должны обладать ограниченной неприкосновенностью в отношении действий, совершенных ими при исполнении своих должностных обязанностей;

6. процесс увольнения судей должен подчиняться прозрачным и справедливым процедурам в соответствии с точными и строгими критериями. В случае подтверждения обвинений в коррупции, судьи должны подвергаться соответствующим наказаниям;

7. судебная система должна предоставлять обществу надежные сведения о своей деятельности и расходах;

8. необходимо обеспечить доступ к информации, относящейся к действующим законам, предполагаемым изменениям в законодательстве, судебным процедурам, вынесению вердиктов, судебным вакансиям и критериям их заполнения;

9. прокуратура обязана осуществлять свою деятельность в судах открыто и публиковать обоснования своих решений.

Существенным шагом на пути искоренения коррупции в Алжире, помимо борьбы с «нечистыми на руку» государственными чиновниками и судьями, также является принятие закона против коррупции. Однако это только начало многоуровневой программы по противодействию этому негативному явлению, поскольку чиновники и их клиенты постоянно придумывают новые способы самообогащения. Очевидно, что законы должны согласованно и решительно применяться на практике. В них, вообще говоря, должны быть не только ослаблены побудительные мотивы коррупции, но и ужесточены карательные меры за нее.

Отметим, что проблема коррупции в Алжире будет трудноразрешима до тех пор, пока действующее в стране законодательство не станет отражать гражданское чувство справедливости.

Многие алжирцы из тех, кому известно о коррупции, неохотно становятся свидетелями, потому что опасаются мести. Более того, власти Алжира не в состоянии обеспечить необходимую защиту в данном случае. В этой связи государству следует всерьез задуматься о принятии специального закона, который бы предоставлял защиту так называемым «доносчикам». Однако здесь следует соблюдать осторожность, чтобы не позволить коррумпированным или неспособным чиновникам использовать те же гарантии для сохранения собственного места, сообщая о незначительных или воображаемых оплошностях других должностных лиц.

Формирующиеся с недавних пор демократические организационные структуры Алжира неспособны в полной мере справиться с коррупцией, и даже особенно уязвимы по отношению к ней.

Когда исполнительная власть действует безнаказанно, ответственность должна быть возложена на нее другой частью государственной власти. Так, с приходом к власти А.Бутефлики Алжир ликвидировал секретные фонды, которые использовались в политических целях президентами этой страны.

В действительности, серьезная коррупция чаще всего вырастает из политических монополий. Демократическое соперничество, безусловно, может создать проблему собственной коррумпированности, однако менее вероятно, что она будет представлять угрозу для всего алжирского общества.

Таким образом, «демократическая политика» перспективна как долгосрочная антикоррупционная стратегия, открывающая гражданам пути для мирного вытеснения коррупционных режимов. Кроме того, стратегия, в первую очередь, должна учитывать реалии веками сложившегося типа общества в Алжире.

52.23MB | MySQL:103 | 0,559sec