Визит главы МИД Израиля в Швейцарию и возможности включения страны в ближневосточные процессы

Министр иностранных дел Израиля И.Кац в понедельник начал визит в Швейцарию. Несмотря на то, что страна не входит в число основных израильских партнеров на международной арене, эта поездка имеет большое значение по нескольким причинам. Во-первых, своим пребыванием за пределами государства в период активной предвыборной борьбы министр показывает положительное значение шага Б.Нетаньяху по назначению главы внешнеполитического ведомства после того, как продолжительное время этот пост совмещал с основными обязанностями сам глава правительства.

Во-вторых, визит И.Каца имеет и большое практическое значение. Заключается оно в том, что согласно действующему законодательству Швейцарии политики и представители оборонных кругов ближневосточной страны могут быть задержаны из-за подозрений в совершении предполагаемых военных преступлений. Происходит это потому, что в Швейцарии с 2011 г. действует т.н. принцип универсальной юрисдикции, который наделяет государство компетенциями привлечь к ответственности за военные преступления или преступления протии человечности, независимо от того, на какой территории они совершались.

В июле текущего года эта угроза нависла над Израилем, когда страну готовился посетить экс-глава правительства Э.Ольмерт. Тогда он был вынужден отменить свой визит, т.к. МИД Израиля получил от швейцарских контрпартнеров уведомление, что бывший политик будет приглашен на допрос, связанный с предполагаемыми военными преступлениями во время операции «Литой свинец». В этой связи И.Кац в сопровождении команды израильских юристов отправился в Швейцарию для переговоров, дабы в будущем устранить угрозу арестов для израильских военных и политиков. Там же он планировал донести до своего коллеги И.Кассиса, что Израиль имеет право на самооборону, а задержания, которыми Швейцария угрожают ближневосточному государству, лишь препятствуют этому, потакая таким образом израильским недругам.

Надо сказать, что случай с Э.Ольмертом, ставший далеко не первой угрозой в связи с операцией «Литой свинец» для тогдашних израильских официальных лиц, запустил и важную дискуссию о применимости принципа как такового. Суть ее заключается в том, что государства, осуществляющие его, по сути, не объясняют, какие доказательства стали основанием для обвинений. Более того, израильтяне, привычные к критике за якобы «непропорциональное применение силы», сами представляют подробные отчеты о своих действиях, которые также могут быть истолкованы неверно. Как утверждают американские военные в отставке, а ныне эксперты Э.Фил и Г.Корн такая ситуация может привести к полному подрыву идеи экстерриториальной ответственности. И первым, кто будет работать над отказом от принципа универсальной юрисдикции, станет Вашингтон, отказавшийся включить его в  американское законодательство.

Помимо этого в центре внимания двух глав внешнеполитических ведомств оказались актуальные проблемы, включая обострение напряженности между Израилем и «Хизбаллой», а также палестинский вопрос. Так, Швейцария упрекнула израильскую сторону в отказе от продления мандата миссии международных наблюдателей в Хевроне (TIPH), учрежденной в середине 1990-х гг. В начале 2019 г. Б.Нетаньяху отказался от т.н. временного международного присутствия, подчеркивая, что на практике эти силы действуют против Израиля. Ранее этот вопрос как отдельная проблема на палестино-израильском треке широко не освещался, несмотря на общее пристальное внимание к будущему мирного процесса.

Наконец, обращение к палестинской тематике важно и потому, что Швейцария критикует работу Ближневосточного агентства ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ  (БАПОР), а также в конце июля наряду с Бельгией и Нидерландами заявила о прекращении выплат в ее бюджет до завершения расследования о злоупотреблениях сотрудниками служебным положением. Это решение повлияет на бюджет Агентства на следующий год, т.к. в текущем страна выполнила свои обязательства. Кроме того, следует отметить, что от помощи палестинцам как таковой швейцарские власти отказываться не хотят, а прорабатывают собственные программы, одна из которых создание для палестинской молодежи рабочих мест. Таким образом, крайне важно координировать работу на этом направлении, т.к. Израиль получает возможность доказать объективность своих претензий к БАПОР и принять непосредственное участие в запуске новых инициатив по помощи палестинцам.

В целом  разделение функций премьер-министра и министра иностранных дел позволило последнему сосредоточиться на решении главным образом практических вопросов, на которые на протяжении продолжительного периода времени главе правительства не хватало времени. На примере Швейцарии можно увидеть несколько важных тенденций. Так, запущенная США активность по продвижению мирного процесса привела к тому, что все более широкий круг международных игроков хочет к этому подключиться. Однако далеко не всегда внерегиональные страны, не имеющие серьезного опыта в ближневосточных делах, могут разобраться в реалиях на местах, а в погоне за соблюдением умозрительных норм они могут проигнорировать риски наступления опасных последствий, включая эрозию самого  международного права, за идеалы которого они борются. При этом во многом, например, в том, что касается неэффективности в работе БАПОР, такие страны готовы согласиться с подходом Израиля и США, а также предложить свои, возможно, более действенные механизмы. Они, в свою очередь, в дальнейшем могут быть вписаны в мирное урегулирование, где существует запрос на диверсификацию механизмов экономической поддержки палестинцев и расширение круга посредников.

52.28MB | MySQL:103 | 0,510sec