О программе развития авиационных средств поражения ВВС Пакистана

Оперативно-тактическая авиация военно-воздушных сил любого развитого государства обладает широчайшим арсеналом авиационных средств поражения (АСП), позволяющих поражать на разных дальностях наземные стационарные (укрепленные, надземные и подземные) и подвижные объекты (бронетехнику, высокоскоростную автомобильную технику, групповые цели  типа «автоколонна»), а также надводные объекты различного водоизмещения и типа.

Очевидно, что для борьбы с незащищенными и неподвижными целями в основном используют корректируемые бомбы, а по мере наличия и плотности рубежей ПВО специалисты ВВС применяют корректируемые оперенные или даже крылатые авиационные бомбы, способные без ракетного двигателя преодолевать до 60 км при условии сброса с высоты около 10 км.

Следует отметить, что пакистанские специалисты достаточно активно работают над созданием подобных боеприпасов – авиационных бомб с развитым несущим складным и хвостовым рулевым оперением, навигацию которых обеспечивает приемник сигнала системы глобальной навигации «Бэйдоу» китайской разработки и модуль активации оперения.  Набор навесных компонентов, устанавливаемых в полевых условиях, на аэродромах базирования получил условное обозначение REK.

Известно, что в 2019 г. пакистанские оружейники выполнили несколько испытаний подобных боеприпасов, которым присвоено условное обозначение TAKBIR. Вполне вероятно, что в качестве основы пакистанские специалисты используют неуправляемые авиационные бомбы американского производства разной массы и устанавливают на них указанные компоненты, выполненные с применением современных легких материалов, которые не оказывают серьезного негативного влияния на тяговооруженность боевого самолета – основного истребителя ВВС Пакистана JF-17.

Китайские специалисты также оказывают содействие пакистанским военным в расширении возможностей упомянутых истребителей за счет включения в номенклатуру авиационных средств поражения более тяжелых управляемых ракет (УР) класса «воздух-воздух» (ВВ) под обозначением «Гром-15», которые изначально разрабатывали для тяжелых истребителей ВВС НОАК, а именно «Цзянь-11, 15 и 20», а также истребителей-бомбардировщиков «Цзянь-16».

Данные ракеты предназначены для перехвата воздушных высокоманевренных целей на дальности до 100 км, что позволит легким одномоторным истребителям JF-17 эффективно противостоять тяжелым и многочисленным Су-30МКИ ВВС Индии в вероятном воздушном противостоянии.

На следующем этапе военно-технического сотрудничества между Пакистаном и Пекином на вооружении ВВС мусульманского государства могут появиться УР ВВ сверхбольшой дальности под обозначением «Гром-21», разработка которой ведется в КНР с соблюдением всех мер охраны государственной и военной тайны. К настоящему моменту известно, что китайские разработчики управляемого ракетного авиационного вооружения скопировали схему европейской ракеты «Метеор» с прямоточным воздушно-реактивным двигателем, позволяющим развивать скорость около 4 МАХа в течение всего полета до цели.

Такие ракеты позволят пилотам JF-17 осуществлять перехват воздушных целей на дальности большей, чем это позволяет современные бортовые радиолокационные станции с активными фазированными антенными решетками. Китайские обозреватели отмечают, что малый диаметр носовой части рассматриваемого истребителя не позволяет разместить под радиопрозрачным обтекателем более производительную РЛС с АФАР – дальность обнаружения цели напрямую зависит от мощности и количества приемо-передатчиков в решетке каждого истребителя.

Единственный вариант – использование данных наведения, поступающих от самолетов дальнего радиолокационного дозора и наведения ZDK-03, по каналу цифровой шифрованной связи Link-17. Данная система позволяет применять управляемые корректируемые авиационные средства поражения – ракеты и бомбы с телевизионным управлением, оснащенными двухканальными системами обмена данными в формате «боеприпас – самолет».

Кроме бомб и управляемых ракет класса «воздух-воздух» в номенклатуру АСП оперативно-тактической авиации ВВС Пакистана также входят противорадиолокационные ракеты (ПРР) под обозначением MAR-1. Данные боеприпасы предназначены для борьбы с широким спектром радиолокационных станций, работающих в составе систем противовоздушной обороны на частотах от 0,5 до 18 ГГц.

По данным китайских источников, ПРР MAR-1 разработана специалистами Аэрокосмического агентства науки и техники Бразилии в сотрудничестве с компанией Mectron. Оборонно-промышленный комплекс этого южноамериканского государства отличается высоким уровнем секретности практически любых разработок и по этой причине не представляется возможным осветить процесс создания данной ПРР, однако известно, что соответствующие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы были начаты еще в 1997 г.

Китайские обозреватели отмечают, что первоначально бразильские конструкторы рассчитывали приобрести некоторые компоненты аналогичного боеприпаса в США, а именно ПРР AGM-88 HARM – основная противорадиолокационная ракета ВВС стран-членов НАТО. Однако, американские военные и законодатели отказали Бразильскому ОПК в поставке компонентов ракеты на том основании, что это не «соответствует национальным интересам США». Именно данный факт затормозил работы над MAR-1 на два года – продолжительность переговоров между США и Бразилией.

После плачевного финала переговорного процесса бразильские конструкторы и инженеры были вынуждены начать самостоятельные научно-исследовательские и опытно конструкторские работы, основанием для которых служили данные из открытых источников по аналогичным боеприпасам иностранного производства. Фактически, с «нуля» специалистам нескольких предприятий и научно-исследовательских лабораторий и тестовых центров была создана приемная антенна, высокоточная компактная инерциальная навигационная система. По оценкам китайских специалистов, в блок навигации ПРР MAR-1 может быть добавлен приемник сигнала системы глобального позиционирования GPS.

В 2008 г. представители ВС Пакистана впервые ознакомились с разработкой бразильских конструкторов (визит на предприятие проходил при соблюдении мер секретности) и по его результатам был подписан контракт на 100 ракет суммарной стоимостью 126 млн долл.США. Следует отметить, что разработчикам понадобилось еще четыре года на доведение ракеты «до ума». Цикл испытаний был завершен только в ноябре 2012 г., а передача боеприпасов состоялась в 2014 г.

К настоящему моменту известно, что ПРР MAR-1 при длине 3875 мм, диаметре 230 мм, и размахе основного оперения 800 мм. имеет снаряженную массу 266 кг, из которых 90 кг приходится на осколочную боевую часть. Для сравнения масса БЧ у американской AGM-88 составляет всего 66 кг.

В корпусе ракеты последовательно расположены следующие элементы (порядок перечисления от носа к хвостовой части):

– поисковая головная часть – пассивная система обнаружения излучения РЛС;

– высотный датчик, обеспечивающий наиболее оптимальную дистанцию подрыва и максимальный поражающий осколочный эффект;

– боевая часть, содержащая осколочные поражающие элементы двух типов;

– бортовой вычислитель (навигационный блок);

– топливный бак;

– двигатель;

– стартовый ускоритель;

– управляемое сопло.

На внешней поверхности корпуса, выполненного их композитных материалов, установлены основные крылья и рулевое хвостовое оперение. Благодаря участию китайских специалистов данную ракету удалось адаптировать к истребителям «Мираж-3 и 5» (модернизированные по программе ROSE) и к JF-17. Однако, для того, чтобы пилоты JF-17 могли применять данные ракеты была разработана специальная программа, осуществляющая конвертацию сигнала от бортовой системы типа 1553B/1760 к пусковому устройству типа RS-422.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что именно обеспечение высокого уровня секретности в отношении рассмотренной ПРР как на предприятиях ОПК Бразилии, так и в подразделения ВВС Пакистана обусловили отсутствие в открытых источниках достоверной информации о дальности пуска и скорости полета MAR-1.

52.18MB | MySQL:103 | 0,482sec