О предвыборных положениях Партии справедливости и развития

24 июня 2007 г. премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган на пресс-конференции в Анкаре обнародовал предвыборный манифест возглавляемой им  Партии справедливости и развития (ПСР). Особое внимание в манифесте уделено социальным вопросам и экономической политике. Основными положениями манифеста являются: индексация окладов госслужащих не ниже уровня инфляции, облегчения налогового бремени инвесторов, увеличение поддержки мелких и средних предприятий, увеличение социальной помощи населению, расширение системы страхового здравоохранения, оплата пособий инвалидам и т.п. Фактически этот манифест определяет программу развития Турции на ближайшие пять лет.

Эрдоган объявил, что ПСР осуществляет планирование своих программ на две даты: 2013 год – когда должны состояться следующие всеобщие выборы и 2023 год – когда будет праздноваться столетие Турецкой Республики.

Основные показатели ныне правящей в Турции партией к 2013 году (дате проведения следующих всеобщих выборов) планируются на следующем уровне: номинальный среднедушевой доход на душу населения составит 10 тыс. долларов США, а по паритету покупательной способности превысит 15 тыс. долл. США; валовый национальный продукт достигнет 800 млрд долларов США, инфляция будет держаться на уровне менее 10%, экспорт составит до 200 млрд долл. США[1], доходы от туризма – 40 млрд долл. США; планируется также уменьшение безработицы, упрощение налоговой системы, приватизация госбанков.

ПСР итоги своей деятельности сконцентрировала в буклете «4 года 8 месяцев 19 дней». Национальный доход вырос с 181 до 400 млрд долл. США, инфляция составляет менее 10%, продажи автомобилей увеличились в 4 раза, значительно уменьшился долг Международному валютному фонду, достигнут почти бездефицитный бюджет, построено 6,6 тыс. км автомагистралей, значительно увеличились субсидии фермерам, открыты 39 новых университетов, строятся высокоскоростные железнодорожные магистрали Анкара – Конья, Анкара – Измир, Анкара – Сивас.

21 июня 2007 г. в правительственной Official Gazette была опубликована подготовленная Государственной плановой организацией и одобренная правительством Турции Третья среднесрочная программа на 2008-2010 гг., согласно которой среднегодовые темпы экономического роста составят 5,6%, в т.ч. 2008 г. – 5,5%, а в 2009 и 2010 гг. – 5,6%. ВВП страны с до 720 млрд лир в 2008 г., 791 млрд лир в 2009 г. и 870 млрд лир в 2010 году. Среднедушевой доход составит в 2008 г. 6,5 тыс., в 2009 г. – 7 тыс., в 2010 г. – 7,5 тыс. долл. США. За этот период предусмотрено создание дополнительных 1,4 млн рабочих мест. Кроме того, предполагается опережающий по сравнению с импортом рост объёмов экспорта, рост прямых иностранных инвестиций. В результате приватизации ожидается полная либерализация табачной отрасли, передачи электроэнергии, нефтехимии и телекоммуникаций. До минимума будет сведено участие государства в производстве сахара и управлении портами.

Одним из основных пунктов документа является обещание ПСР провести к столетию Турецкие Республики серьёзные конституционные изменения. По мнению ПСР, страна нуждается в новой гражданской конституции (ныне действующая конституция, как известно, была принята в 1982 г. после военного переворота 1980 г.). Эрдоган пообещал стране конституцию «гражданского компромисса», отметив, что новая конституция должна быть «короткой и ясной»[2]. По мнению представителей ПСР, новая конституция должна быть создана на основе европейских стандартов. Особое внимание предполагается уделить ясности новой конституции для предотвращения возникновения потенциальных политических кризисов, наподобие нынешнего. Кроме того, ПСР считает необходимым отразить в конституции взаимоотношение военных и гражданских властей на основе европейских норм, в то время как в соответствии с нынешней конституцией на военных  возложена обязанность защищать государство от «внутренних угроз», что используется генералитетом для вмешательства в политическую жизнь страны. Таким образом, станет ненужным существование такого органа как могущественный Совет национальный безопасности, либо его роль может быть значительно уменьшена. Незадолго до этого за принятие новой конституции высказался влиятельный Турецкий союз промышленников и предпринимателей. Примечательно, что в подготовленном представителем ПСР известным профессором-юристом Зафером Юшкюлом докладе говорилось также о необходимости снижения избирательного барьера[3], ныне составляющего 10%. Хотя именно столь высокий избирательный барьер стал причиной прохождения в турецкий парламент лишь двух партий и получения партией Эрдогана большинства мест в парламенте.

Несмотря на то, что, по согласно опросам общественного мнения, ПСР, скорее всего, улучшит результаты выборов 2002 г., когда она получила 34% — ныне Партии справедливости и развития предрекают около 40% и она не сможет сформировать однопартийное правительство. В связи с тем, что, по прогнозам, в турецкий парламент пройдут ещё две партии, ПСР получит всего лишь около 310 мест вместо нынешних 351. Кроме ПСР предполагается, что в турецкий парламент пройдут позиционирующая себя в качестве социал-демократической Народно-Республиканская партия[4] – около 20% голосов (около 145 мест вместо нынешних 177), и ещё 12-13% (70-75 мест) получит крайне правая Партия националистического действия. Если этот прогноз сбудется, то ПСР вынуждена будет вести сложные коалиционные переговоры для  формирования правительства.

 


[1] Для сравнения: в 2002 г. до прихода к власти ПСР турецкий экспорт составлял 36 млрд долларов США в год, в то время как 2007 г., по оценкам, он достигнет 100 млрд долл. США. Однако импорт в 2007 г. составит примерно 150 млрд долл.

[2] Hurriyet, 26.06.2007.

[3] E. Barış Altıntaş. AK Party promises a constitution that respects human dignity. // Today’s Zaman, 26.06.2007.

[4] Примечательно, что один из известных турецких исследователей Соли Озел назвал НРП баасистской партией Турции. (Soli Ozel: CHP partiya BEES ya Tirkiyeyê ye. // Netkurd.com, 28.06.2007 (курд. яз).

62.84MB | MySQL:102 | 0,608sec