Афганские беженцы в Пакистане

Возникшая около трех десятилетий назад проблема афганских беженцев в Пакистане приобрела особую остроту в 1979 году, когда после ввода в Афганистан ограниченного контингента советских войск значительное число афганцев предпочло перебраться на территорию соседнего государства. В 1999-2000 гг. Исламабад резко ужесточил свою иммиграционную политику по отношению к афганцам, в результате чего в значительной степени удалось блокировать дополнительный приток нескольких сот тысяч беженцев из центрального и северного Афганистана (составляющих в основном представителей афганских национальных и религиозных меньшинств), однако это особенно не изменило общую довольно сложную картину. Пакистанские власти тогда же предприняли попытку осуществить принудительную репатриацию возможно большего числа афганских беженцев, что, как показывает история, сделать не удалось. По данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, в 2000 году Пакистан «добровольно» покинули лишь немногим более 50 тыс. афганцев. Согласно официальным заявлениям пакистанских руководителей, данные меры носили вынужденный характер и были обусловлены серьезными социально-экономическими последствиями пребывания в Пакистане огромного числа афганских беженцев и существенным сокращением объемов международной специализированной помощи для их содержания.

Численность незаконных мигрантов особенно сильно выросла в годы гражданской войны в Афганистане, а также после терактов 11 сентября 2001 года и в ходе проведения антитеррористической операции. По результатам проведенной в октябре 2006 – апреле 2007 года кампании по регистрации и документированию беженцев, их официальное число на настоящий момент составляет 2,153 млн.человек, хотя, видимо, фактическая цифра несколько больше (2,5-3 млн.чел.). Содержание столь значительного числа беженцев становится все более тяжким финансовым и социальным бременем для пакистанских властей, которые, не имея на то соответствующих средств, просто не в состоянии обеспечить мало-мальски достойный уровень жизни афганцев. Подавляющее их большинство (более 70%) неграмотны, причем только 20% имеют постоянную работу, в основном неквалифицированного характера. Доходы афганцев невелики. Так, 83% из работающих получают менее $70 (примерно 4 тыс. пак.рупий), что меньше официально установленной в Пакистане минимальной заработной платы. Весьма острой проблемой является по сути вынужденное участие афганцев в теневом секторе экономики страны (в т.ч. в торговле оружием и наркотрафике). Около половины зарегистрированных беженцев живут за пределами временных лагерей. В то же время, по оценкам УВКБ, большая часть из них сконцентрирована в 127 специализированных лагерях (Северо-Западная пограничная провинция – 105 (64%), Белуджистан — 21 лагерь (21%) и Пенджаб — один лагерь). Порядка 95% беженцев составляют афганские пуштуны, свыше 50 проц. – дети. В СЗПП и Белуджистане они составляют около 6% населения, и зачастую их присутствие становится одним из факторов политической нестабильности, создавая благоприятные причины для образования разного рода конфликтов на этно-религиозной почве. Компактное проживание афганцев довольно обособленными и изолированными коллективами, а также их более низкий по сравнению с местным населением уровень жизни способствуют обострению противоречий, которые препятствуют нормализации обстановки.

Застарелая проблема беженцев постоянно вносит заметное раздражение в и так непростые отношения между Исламабадом и Кабулом, нередко высказывающим претензии в адрес пакистанских властей, которые-де производят незаконные аресты мирных афганских беженцев и в то же время поощряют трансграничную инфильтрацию боевиков-талибов в Афганистан. При этом в Кабуле отдают себе отчет в том, что репатриация в ближайшее время хотя бы половины беженцев на историческую родину непременно вызовет в ИРА гуманитарный кризис, поэтому всячески стараются замедлить этот процесс, начавшийся в 2002 г., когда в практическую плоскость была поставлена задача мирного урегулирования в этой стране. Основными участниками процесса возвращения афганцев на родину являются правительства Афганистана и Пакистана, государства-члены антитеррористической коалиции и Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, в ведении которого находятся все афганские беженцы, находящиеся на пакистанской территории. Уровень финансовой и организационно-технической помощи, оказываемый правительству Пакистана со стороны УВКБ хотя и не столь мал, но явно не соответствует имеющимся потребностям.

В настоящее время действует подписанное в марте 2003 года в Женеве трехстороннее соглашение между Пакистаном, Афганистаном и УВКБ, в соответствии с которым осуществляется репатриация афганских граждан, причем реализация данного процесса предусматривает исключительно добровольность. В связи с последним обстоятельством можно привести довольно любопытную статистику: так, подавляющее большинство (84%) беженцев не желает возвращаться на родину. Подобные настроения объясняются, видимо, тем, что проживающие в Пакистане афганцы не хотят размениваться на еще более сложные, чем в нынешней стране их пребывания условия жизни на исторической родине. За последние пять лет уже было репатриировано около 2, 5 млн. человек, однако большинство переселенцев посчитали целесообразным возвратиться ввиду нестабильности внутриполитической ситуации в Афганистане и сложности бытового обустройства. Сложность решения переселения возрастает в связи с простым демографическим фактором – чрезвычайно высокой рождаемостью среди афганцев. Данному обстоятельству способствует и возрастной состав: 55% — лица младше 18 лет, а 74% — не старше 28.

Осенью 2006г. пакистанские власти вновь начали вводить ужесточения в отношении находящихся на территории страны афганцев. Поводом к этому послужили многочисленные обвинения в адрес Исламабада со стороны Кабула, открыто заявляющего о том, что лагеря беженцев, расположенные вдоль пакистано-афганской границы, являются источником кадровой подпитки Движения талибов (ДТ), а администрация президента П.Мушаррафа потворствует проникновению боевиков ДТ на территорию соседней страны. Дабы обелить себя в этой связи правительство Пакистана было вынуждено выступить за ускорение принятия программы, строго регламентирующей выезд всех зарегистрированных беженцев за пределы Пакистана до 2009 г. В то же время этот документ, как предполагается, должен предусматривать и принудительную депортацию всех афганцев, не имеющих соответствующих удостоверений, выданных в ходе кампании по регистрации в 2006-2007 гг.. При этом данные лица официально объявляются нарушителями эмиграционного законодательства со всеми вытекающими отсюда последствиями. Согласно достигнутой между правительством Пакистана и УВКБ договоренности, в 2007г. будет закрыто два лагеря беженцев в Белуджистане и два в СЗПП. Данные меры вызывают неприкрытое сопротивление как со стороны беженцев, так и негласный саботаж со стороны кабульских властей, хотя и упрекающих пакистанцев в бездействии по решению проблемы, но отнюдь не заинтересованных в возвращении на родину своих граждан.

Хотя проблема беженцев и представляет постоянную «головную боль» для правительств обоих государств и УВКБ, говорить о каких-либо ближайших перспективах ее решения, видимо, преждевременно. Для этого требуются весьма значительные материальные ресурсы и, что даже более существенно, стабилизация ситуации в Афганистане. Ни на то, ни на другое рассчитывать в настоящее время вряд ли приходится…

62.83MB | MySQL:102 | 1,610sec