Выборы в Турции: курдский фактор

Миграционные потоки из курдских провинций в центральные, южные и западные районы Турции привели к тому, что в ряде регионов за пределами этногеографического Курдистана курды стали составлять значительную часть населения. Указанное обстоятельство в ходе предстоящих парламентских выборов широко используется основными политическими партиями страны, а также, в первую очередь, считающейся прокурдской Партией демократического общества (ПДО).

В частности, ожесточённая политическая борьба развернулась за голоса избирателей в провинции Адана. В этой средиземноморской провинции, примыкающей с юго-запада к территории этногеографического Северного (Турецкого) Курдистана, в результате миграционных потоков последних десятилетий курды стали составлять от трети до половины населения. В основном это выходцы из Шанлыурфы и Диярбакыра, а также из Карса и Хакяри. ПДО рассчитывает на получение в этой провинции 2 депутатских мест. Особой популярностью среди курдов Аданы пользуется «независимый» кандидат из ПДО Назми Гюр. На прошлых парламентских выборах (в 2002 г.) предшественница ПДО получила в Адане почти 80 тыс. голосов, планируя 22 июля получить поддержку около 100 тысяч избирателей.

Наиболее популярной в Адане в настоящее время является ПСР. Понимая важность курдского электората Аданы, которая делегирует в турецкий парламент 14 депутатов, премьер-министр Турции и лидер ПСР Реджеп Тайип Эрдоган выставил в Адане своего заместителя, курда из Адыямана, Денгир Мир Фырата (некоторые аналитики утверждают, что он является родственником шейх Саида, поднявшего в 1925 г. крупнейшее восстание против турецких властей, хотя он категорически отрицает это родство), который ранее избирался в парламент в Мерсине. Кроме того, от ПСР в Адане кандидатом является советник Эрдогана Омер Челик. ПСР строит кампанию на игнорировании межнациональной напряжённости в Адане и расходует огромные средства на предвыборную кампанию. Кроме ПСР сильные позиции в Адане имеют левые, в частности, Народно-Республиканская партия (НРП), к которой примкнула Демократическая левая партия, и Партия националистического действия. ПДО значительно уступает ПСР и НРП, имея примерно такую же популярность как ПНД.

Значительное курдское население в последние десятилетия появилось и «морских воротах» Турции, одном из крупнейших транспортно-логистических центров страны Мерсине. Традиционно в административном центре провинции Мерсин сильное влияние имело НРП, в провинции – ПНД. В последнее время в провинции Мерсин наблюдается существенный рост межнациональной курдско-турецкой напряжённости[1], в частности, неоднократно турецкие националисты организовывали погромы курдов. ПСР пытается нивелировать эту напряжённость, строя кампанию на общей идентичности. Список ПСР в Мерсине возглавляет госминистр, курирующий внешнюю торговлю, Кюршат Тюзмен.

ПДО имеет сильные позиции и в Конье (делегирует 16 депутатов), которая традиционно считается «консервативной цитаделью» и голосует за исламистов[2]. ПДО поддерживает в провинции Конья, в которой в некоторых районах курды составляют большинство (например, районы  Кулу, Джиханбейли, Юнак), Айхана Бильгена, бывшего президента известной правозащитной организации Mazlum-Der, который однако не является членов ПДО. На прошлых выборах предшественница ПДО получила 28 тыс. голосов[3].

Более 100 тысяч курдов проживает и в провинции Анталья (делегирует в парламент 13 депутатов), являющейся туристическим центром Турции и одним из крупнейших сельскохозяйственных производителей (на провинцию приходится четверть производства фруктов Турции). В этой провинции наибольшее влияние имеет НРП, лидер которой Дениз Байкал избирается именно в Анталье. По прогнозам, НРП получит более половины из 13 депутатских мест Антальи. Список ПСР, занимающей второе место по популярности в провинции возглавляет вице-премьер Махмет Али Шахин. Далее следует ПНД, пользующаяся популярностью в «другой Анталье» — районах провинции, в которых сосредоточена беднота и преступность. Именно в этих районах сосредоточена также значительная часть курдского населения, поддерживающая ПДО. В 2002 г. предшественница ПДО получила в Анталье почти 21 тысячу голосов. На предстоящих выборах ПДО, поддерживающая независимого кандидата Кубалая Дошейена, строящего свою агитацию на идеях поддержки «мира и трудящихся» (следует отметить, что этот кандидат мало известен курдскому населению). По оценкам, для прохождения в парламент кандидату от ПДО необходимо набрать около 30 тысяч голосов. Таким образом, бедные и отсталые районы Антальи стали ареной соперничества националистической и т.н. прокурдской партий[4].

Кроме того, ПДО планирует получить 2-4 места в Стамбуле, городе, который имеет наиболее значительное количество курдского населения в мире.

По данным курдских деятелей, количество этнических курдов в Стамбуле составляет 3-5 млн человек. С этими данными согласны и ряд западных исследователей. Так, согласно одному исследованию, изданному в Париже в 1996 г., численность курдов в Стамбуле составляет 3 млн человек (40% всего населения города на тот период)[5]. Однако, согласно данным газеты Milliyet (20.03.2007), количество курдов (курманджи- и зазадиалектных) – жителей Стамбула составляет 1,571 млн человек, при общей численности населения этого мегаполиса в 11,622 млн человек. В любом случае Стамбул считается городом с наибольшей численностью курдов. Согласно тем же данным, число курдов в Диярбакыре составляет 618 тыс. человек[6].

Однако курдский электорат Стамбула, как и других крупных центров за пределами Курдистана, малоорганизован и традиционно так называемые прокурдские партии получают небольшое количество голосов в этих регионах. Поэтому ПДО не только выставляет своих кандидатов, но и поддерживает представителей других партий, преимущественно левых. Так, в Стамбуле ПДО поддерживает Уфука Ураса – лидера Партии свободы и солидарности.

Таким образом, курдское население Турции за пределами этногеографического Курдистана уже стало факторов предвыборной борьбы. При этом, совершенно очевидно, что далеко не все курды проголосуют за ПДО, однако эта партия имеет значительную поддержку среди курдского электората. При этом крупнейшие партии Турции (в частности, ПСР) также пытаются заполучить голоса курдского электората, хотя и нивелируя межнациональные различия, но строя свою предвыборную кампанию, учитывающую курдскую идентичность этого электората. Особенно важными голоса курдского населения могут стать в присредиземнорских районах Южной Турции.

 


[1] Duygu Güvenç, Selahattin Sönmez. Turkish versus Kurdish nationalism in Mersin. // TDN, 18.07.2007.

[2] Konya remains a conservative stronghold . // TDN, 05.07.2007.

[3] Duygu Güvenç. Konya not expected to shed its conservative cloak. // TDN, 05.07.2007.

[4] GÖKSEL BOZKURT. Tourist resort a CHP stronghold. // TDN, 19.07.2007.

[5] La question Kurde. // Assembleé Nationale, № 2558. Rapport d’information. Depose en application de l’article 145 du Reglement par la Commision des Affais Entrangeres sur les donnes du probleme Kurde et presente Par M. Michel Habig, depute. – P., 1996. С. 15.

[6] (См. по: Hejmara kurdên ku li Stenbolê dijîn. (Количество курдов, проживающих в Стамбуле.) //http://www.diyarname.com/modules.php?name=News&file=article&sid=1681, 20.03.2007. (курд. яз.)).

52.19MB | MySQL:103 | 0,561sec