Парламентские выборы в Турции: предвыборная компания Партии демократического общества

Впервые за последние полтора десятилетия члены партии, декларирующей целью «решение курдского вопроса» могут пройти в турецкий парламент.

По различным прогнозам считающаяся прокурдской Партия демократического общества (ПДО) может провести в парламент Турции не менее 20 независимых кандидатов.

После объявления о проведении внеочередных выборов ПДО решила не участвовать в выборах, считая, что не преодолеет 10-процентный барьер, сделав ставку на независимых кандидатов. На прошлых парламентских выборах, предшественница ПДО Партия народной демократии (DEHAP) набрала более 6% и не попала в парламент, хотя и получила большинство голосов в Турецком Курдистане (так называемые «Восточная» и «Юго-Восточная» Анатолия). Известные деятели вышли из ПДО, чтобы участвовать в выборах в качестве независимых кандидатов. «Бывшие» члены ПДО избираются на всей территории Турецкого Курдистана, а также в крупнейших городах страны – в Стамбуле, Бурсе, Измире и др., в которых имеется значительное количество выходцев из Курдистана.

Как известно, турецкие националисты обвиняют ПДО, которая находится во главе нескольких муниципалитетов в Турецком Курдистане, в том, что она является «глашатаем террористов», считая, что её деятельность направлена на развал Турции. ПДО отрицает связи с Партией рабочих Курдистана (ПРК), хотя неофициально представители партии признают влияние ПРК. Например, в качестве независимого кандидата избирается «бывший» член ПДО Айсел Туглук, являвшаяся адвокатом лидера ПРК Абдуллы Оджалана. Кроме того, несмотря на давление руководства Турции, ПДО не осудила ПРК. По словам одного из лидеров ПДО Салахаттина Демирташа, «ПРК не просто банда вооружённых людей. Они имеют широкую поддержку среди народа. Если мы осудим их, это будет осуждать осуждение народа». ПДО выступает за амнистию членов ПРК.

В мае 2007 г. ПДО опубликовала 142-страничный доклад, подготовленный заместителем председателя партии Османом Озджеликом. В докладе, в частности, анализировалась ситуация в каждом из избирательных округов, в которых на выборах участвуют «бывшие» члены ПДО. Так, например, прогнозируя результаты выборов в провинции Адана, находящейся за пределами этногеографического Северного (Турецкого) Курдистана, но в связи со значительными миграционными потоками из Курдистана имеющей значительное количество курдского населения, ПДО считала, что при прохождении в парламент трёх партий (Партии справедливости и развития – ПСР, Народно-республиканская партия – НРП, Партия националистического действия – ПНД), она получит 2 места в парламент страны.

В Стамбуле ПДО также прогнозирует прохождение как минимум 2 своих кандидатов в парламент.

При этом в Диярбакыре, историческом центре и крупнейшем городе Курдистана, в котором на прошлых парламентских выборах предшественница ПДО получила более 56% голосов, планирует получить 5 мест. В докладе говорилось также о слабых позициях ПДО в таких провинциях как Анкара, Анталья, Бурса, Хатай, Киршехир, Мугла, а также Караманмараш и Малатья (последние две этногеографически представляют собой территорию Курдистана). Следует отметить, что в упомянутом докладе ПДО планировала получить от 37 до 53 мест в парламенте страны.

Основной упор ПДО делает на избирательную кампанию в Курдистане, где её главным конкурентом является ПСР. При этом следует отметить, что в Курдистане существенно увеличилась поддержка населением Партии справделивости и развития. Так, на прошлых выборах в Диярбакыре (историческом центре, крупнейшем городе и важнейшем избирательном регионе Турецкого Курдистана) за ПСР голосовало около 15% населения, в то время как в 2004 г. кандидата ПСР на выборах мэра Диярбакыра поддержало уже 30% населения города (кандидат ПДО нынешний мэр Диярбакыр Осман Байдемир набрал 41%). Нынешние опросы также показывают примерно подобный уровень популярности ПСР в Курдистане. Следует отметить, что избирательной кампании в Курдистане Партией справедливости и развития придаётся большое значение, как с точки зрения получения мест в парламенте, так и с стратегической точки зрения – именно существенная поддержка в Курдистане позволяет говорить об общенациональном характере партии.

За ПДО в Диярбакыре будут голосовать в основном избиратели, для которых важной является курдская идентичность, за ПСР – исламская.

Основной проблемой ПДО является неграмотность электората в Курдистане, которому весьма трудно найти в длинных списках соответствующего кандидата. Так, в связи с боевыми действиями и уничтожением 4 тысяч сёл на территории Курдистана в Диярбакыр и другие крупные города переселилось значительное количестве сельских жителей. В связи с этим, например, в Диярбакыре грамотны лишь чуть более половины женщин и неграмотно почти 20% мужчин, однако при этом Диярбакыр является наиболее политизированным городом Курдистана.

Кандидатами ПДО в Диярбакыре являются Гюлтан Кишанак, Айсел Туглук и известные правозащитники Салахаттин Демирташ и Акин Бирдал. Местное население очень недовольно, что лишь Демирташ является местным жителем.

Между тем, список ПСР, который возглавляют бывший министр сельского хозяйства Мехмет Мехди Экер и председатель торгово-промышленной палаты Диярбакыра Кутбеттин Арзу, состоит почти целиком из местных жителей. ПСР впервые из общенациональных партий ведёт умеренную политику по отношению к курдам. Многие курды считают, что если ПСР будет у власти, она решит курдский вопрос. Аналитики считают, что Народно-республиканская партия не получит ни одного места от Диярбакыра (в 2002 г. получила 2 места, хотя и получила всего лишь менее 6% голосов) из-за многочисленных антикурдских высказываний лидера НРП Дениза Байкала, который в отношении курдов выражает более националистическую позицию, чем ПНД. Кандидатом НРП является известный бизнесмен депутат парламента Месут Дегар. Если 10-процентный порог преодолеет Демократическая партия депутатом скорее всего станет известная в Курдистане личность Мехмет Селим Энсароглу.

Всего на парламентских выборах в Диярбакыре избираются 39 независимых кандидатов. Кроме независимых кандидатов от ПДО они имеют мало шансов получить необходимое количество голосов. В качестве независимых кандидатов избираются также бывший мэр Диярбакыра от Партии благоденствии Ахмет Билгин и бывший депутат от Партии Отечества Себагтулла Сейдаоглу. Вряд ли они получат достаточное количество голосов, но, скорее всего, оттянут голоса ПДО.

В связи со значительным притоком мигрантов Диярбакыр по отношению к другим провинциям Курдистана отличается большей урбанизированностью и почти полным отсутствием аширетной (племенной) структурой.

Между тем, в Шанлыурфе наблюдается клановая структура. Так, по данным декана фокультета социологии Тигрисского университета Рустема Эркана, более половины 1,5-милионного насления Урфы является членами кланов. Кланы удобны крупным политическим партиям, им не надо убеждать тысячи людей, а достаточно договориться с руководителями кланов. Кланы поддерживают ПСР, НРП, ДП и ПНД. ПДО также имеет значительное влияние среди населения и прогнозируется, что проведёт в депутаты в Урфе двух кандидатов.

52.24MB | MySQL:103 | 0,500sec