О возможностях сближения Израиля и Пакистана на фоне отмены визита Б.Нетаньяху в Индию

Сообщение об отмене визита премьер-министра Израиля Б.Нетаньяху в Индию, сделанное на это неделе якобы по соображениям более продуманного ведения предвыборной кампании партии Ликуд, как утверждают СМИ, было «понято» в Нью-Дели. Официальной причиной отказа канцелярией главы правительства был назван плотный предвыборный график, хотя параллельно появились и две другие версии. Согласно первой, от Саудовской Аравии не было получено разрешение на пересечение ее воздушного пространства для того, чтобы доставить Б.Нетаньяху в Индию. И если бы это выяснилось, то его имидж как опытного в международных делах политика был бы подорван. По второй версии, лидер Ликуда запланировал себе несколько визитов с целью «сделать фото в инстаграме» перед выборами, а затем отменил их, когда появилась возможность организовать встречи с представителями более влиятельных государств. К примеру, такая же участь постигла визит израильского премьер-министра в Японию.

Впрочем, есть еще несколько важных обстоятельств, отражающих не предвыборный контекст, а курс страны на международной арене в целом, включая перспективы его трансформации. Так, в условиях несостоявшейся поездки Б.Нетаньяху в Нью-Дели в израильских СМИ публикуются материалы, свидетельствующие о возросшем интересе к ближневосточному государству со стороны Пакистана.  В частности, Haaretz обратила внимание на твиттер известного пакистанского журналиста К.Хана, который написал, что пришло время «открыто обсуждать плюсы и минусы прямых и открытых каналов коммуникации с Государством Израиль». Израильское издание, в свою очередь, сочло, что социальная сеть, где пользователи охотно оставляли комментарии, стала своего рода попыткой правительства изучить настроения в обществе, а возможно, и повлиять на них.

Любопытным образом израильская газета обратилась к англоязычному твитту, в то время как в пакистанской англоязычной The News International был дан перевод близкого по смыслу поста, но написанного на урду. Кроме того, тамошние журналисты попытались разъяснить мотивы, по которым Исламабад должен сделать решительный шаг в сторону Израиля. Во-первых, главной причиной должно стать то, что обратный курс фактически развязывает руки Индии, извлекающей разнообразные выгоды из отношений с Израилем. Во-вторых, там же приводится пример Саудовской Аравии, которая, пусть и не имея официальных дипломатических отношений, не скрывает контактов с Израилем, чему способствует и наличие у них общего врага – Ирана.

Обращает на себя внимание и еще один момент. Приводя пример КСА, пакистанцы ссылаются на сообщения британских СМИ о желании Эр-Рияда закупать у Израиля природный газ. При этом особо подчеркивается значительный объем запасов на разведанных израильских месторождениях, большая часть которых по-прежнему доступна покупателям. В этой связи стоит вспомнить, что в мае нынешнего года правительство Пакистана заявило, что из-за санкций США оно не может продолжать следовать договоренностям с ИРИ в отношении строительства газопровода. Параллельно с этим различные источники указывают на растущие потребности страны в газе.

Наконец, на страницах еще одной пакистанской англоязычной газеты The Daily Times эксперт Х.Джавед отмечает две важные детали. Во-первых, он утверждает, что «разница между евреями и сионистами такая же, как между мусульманами и «Исламским государством» (ИГ, запрещено в России – авт.)». Из этого следует, что неприятие чуждой идеологии, совсем не означает, что пакистанец не может работать вместе с евреем. Во-вторых, еще один мотив вмешаться в индо-израильские отношения заключается в том, что Индия, заимствуя израильский опыт в отношении палестинских территорий, может в итоге захватить весь спорный Кашмир. Более того, Н.Моди стимулирует иностранные инвестиции в штат, включая привлечение капиталов КСА и ОАЭ. Это, в свою очередь, подрывает интересы Ирана, способствуя продвижению американской повестки дня. Статья эта дружественной по отношению к Израилю не выглядит, однако, очень доходчиво объясняет общественности целесообразность прагматичного подхода к ближневосточному государству.

Таким образом, наблюдается рост заинтересованности Пакистана в отношениях с Израилем, с помощью которого страна не просто пытается извлечь выгоду из двухстороннего взаимодействия, но и ограничить интересы Индии, одновременно стараясь стать ближе к администрации США. Пока до полного потепления далеко, а потому первоначально власти, судя по всему, запланировали информационную работу с населением, дабы сделать имидж Израиля более привлекательным и показать его способность прямо или косвенно повлиять на актуальные проблемы Пакистана. Кроме того важно, что журналисты говорят не только о примере своей страны, но и возможностях сближения Израиля с мусульманским миров в целом. Более того, подобная риторика звучит на фоне подготовки к ежегодной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, где Израиль традиционно нуждается в поддержке. Впрочем, дружба с Иерусалимом потребует от Исламабада не только серьезной работы с общественным мнением, но формулирования четкой стратегии в отношении Тегерана, отвечающей американскому и израильскому восприятию иранской проблемы, а на такой шаг Пакистан пока, судя по всему, не готов.

52.23MB | MySQL:103 | 0,636sec