О важности Пакистана как внешнего актива ВМС НОАК в региональном противостоянии с Индией

Деятельность разведки Южного Флота ВМС НОАК в Индийском океане

По данным СМИ КНР, в начале сентября 2019 г. в восточную часть Индийского океана (в район Никобарских и Андаманских островов) прибыл корабль радиотехнической и радиоэлектронной разведки Южного Флота ВМС НОАК с бортовым номером  853 «Уран» (проект 815G).

При длине 130 м, ширине 16,4 и осадке 6,5 м указанный корабль  имеет полное водоизмещение 5998 тонн, а численность экипажа составляет 150 человек.  Автономность плавания составляет 45 суток, что позволяет выполнять долгосрочное разведывательное патрулирование на значительном удалении от пункта базирования.

По данным из открытых источников, в качестве силовой установки на данном корабле применены среднефорсированные дизельные двигатели модели 9ESDZ43/82, которые обеспечивают максимальную скорость 20 узлов, а экономическая скорость составляет 17 узлов. Максимальную дальность плавания установить не представляется возможным.

Большую часть из указанного количества членов экипажа составляют офицеры и старшины разведывательного управления ЮФ ВМС НОАК, которые обеспечивают функционирование 47 комплексов радиотехнической разведки, которыми оснащен корабль. Следует отметить, что китайские кораблестроители (708-НИИ Китайской кораблестроительной промышленной корпорации) и конструкторы разведывательной аппаратуры постоянно модернизируют техническую часть и постепенно уменьшают количество видимых антенн  — перемещают их под радиопрозрачные покрытия, которые не позволяют вероятным наблюдателям иностранных ВМС определять количественный состав технических средств корабля.

Отметим, что ВМС НОАК постепенно наращивает количество кораблей проекта 815 (модификации получили обозначение 815G и 815A) и к настоящему моменту в распоряжении уже находится семь таких плавучих разведывательных центров, а до конца 2019 г.на вооружение поступят еще два новейших корабля модернизированной версии – 815А. Необходимо обратить внимание на то, что разведывательные донесения и сводки поступают с каждого такого корабля непосредственно в командование соответствующего флота и командование ВМС НОАК одновременно.

По оценкам китайских и иностранных специалистов, системы радиотехнической разведки корабля проекта 815G позволяют осуществлять перехват радиопереговоров, осуществляемых в шифрованном и открытом виде, а также информации передаваемой по каналам спутниковой связи. Кроме того, аппаратура данного корабля позволяет обнаруживать и определять место положения любых радиолокационных станций (корабельных, сухопутных и авиационных) – данная функция необходима при наблюдении за военными учениями и другими мероприятиями вероятного противника.

В дополнение к указанным возможностям, бортовой разведывательный комплекс позволяет обнаруживать пуски оперативно-тактических и баллистических ракет, определять их траекторию  и прогнозировать координаты цели. Корабельная аппаратура позволяет сопровождать пуски ракет-носителей, выводящих полезную нагрузку (искусственные спутники земли) на низкие околоземные орбиты.

С учетом района плавания у Андаманского архипелага и Никобарских островов представляется возможным предположить, что китайские военные ведут разведку в отношении островных гарнизонов ВС Индии – по суммарной численности приравнены к полноценной дивизии, развернутой по штату военного времени. Кроме того, на островных аэродромах развернуты боевые самолеты.

Подводя промежуточный итог вышесказанному, представляется возможным согласится с оценками китайских и индийских обозревателей, что появление такого корабля в обстановке серьезного обострения в пакистано-индийских отношения не является случайностью.  Вход рассматриваемого разведывательного корабля в восточную часть Индийского океана серьезно настораживает специалистов ВС Индии, поскольку это явный сигнал официального Пекина о том, что ВМС НОАК в действительности являются «всепогодными» партнерами и «железными братьям» ВМС Пакистана и готовы в ключевой момент оказать реальную поддержку в вопросе добывания информации об активности индийских военных, которые в последние три недели ведут активную передислокацию  как сухопутных подразделений, так и готовят надводные корабли к вероятным  операциям на просторах Индийского океана.

Вполне вероятно, что именно благодаря грамотным действиям оператор постов разведки «Урана» удалось установить, что в настоящее время оба авианесущих корабля ВМС Индии не могут быть готовы к походу по причине серьезных поломок энергетических установок. Кроме того, стало известно, что самолеты палубной авиации ВМС Индии – истребители МиГ-29К фактические «прикованы к земле» по причине отсутствия исправных двигателей. Указанные два аспекта позволяют пакистанским военным надеяться, что в случае ухудшения ситуации до уровня военной угрозы ВМС Индии не смогут вывести в районы боевого патрулирования свои авианосно-ударные группы – это серьезно облегчает задачу ВМС Пакистан по обороне и защите территориальных вод и береговых объектов.

 

Значение сотрудничества ВМС Пакистан и НОАК для двух государств

Оказание поддержки официальному Исламабаду полностью отвечает стратегии  официального Пекина по обеспечению национальных интересов и национальной безопасности, которые невозможно отделить от процесса развития национальных ВМС, которые должны уверенно удерживать статус «океанских». В данном аспекте отметим, что деятельность ВМС НОАК в Индийском океане соответствует следующим направлениям:

Во-первых, международное сотрудничество – благодаря совместной деятельности ВМС НОАК и ВМС Пакистана у китайских специалистов появляется возможность разработки новых методик подготовки личного состава и тактических приемов для надводных и подводных сил в акватории Индийского океана, который еще предстоит изучить. Китайские обозреватели полагают, что информация, полученная экипажами кораблей радиотехнической и гидрографической разведки, позволит подводным силам ВМС НОАК и Пакистана более эффективно использовать районы Индийского океана в дальнейшем.

Во-вторых, оперативное взаимодействие – совместная работа пакистанских и китайских военных в вопросах оперативной обороны, т.е специалисты ВМС двух стран совместно разрабатывают планы совместных действий оборонительного характера в ближней и дальней морских зонах, а также прорабатывают возможности совместных операций по обеспечению нормального функционирования морских коммуникаций.

В-третьих, стратегический баланс. В рамках данного направления китайские и пакистанские военные работают над вопросами маскировки от действий воздушной и космической разведки вероятного противника, противодействия беспилотным летательным аппаратам и противоракетной обороны корабельных группировок. В перспективе запланирована работа по развитию систем направленного энергетического воздействия – корабельные лазерные установки. Данные направления являются выверенными ответными мерами на планы развития ВМС Индии.

В-четвертых, стратегическое планирование. Благодаря эффективному взаимодействию с ВМС Пакистана в вопросах ведения разведки, проведения учений и обеспечения деятельности корабельных групп в удаленных районах мирового океана у китайских специалистов появилась возможность расширить «кругозор».  Именно сотрудничество двух стран в области ВМС позволило китайским стратегам и военным ученым приступить к выработке корректировок в таких областях, как: военная теория, стратегия развития ВМС, теория оперативных действий, военно-морская наука и техника, а также практика применения ВМС в современных условиях.

52.23MB | MySQL:103 | 0,576sec