Оценки китайских специалистов перспектив развития противокорабельных возможностей ВВС Пакистана

Как известно, в арсеналах оперативно-тактической авиации ВВС Пакистана находятся противокорабельные ракеты (ПКР) воздушного базирования под обозначением C-802A и СМ-402AKG. Первый образец противокорабельного вооружения относится к дозвуковым ракетам, которые обладают максимальной дальностью пуска не более 200 км, т.е. каждый истребитель JF-17 может обнаружить надводную цель, самостоятельно ее классифицировать, принять  на сопровождение и выполнить пуск С-802А. Однако ракеты с дозвуковой скоростью вполне могут быть перехвачены истребителями, обеспечивающими прикрытие корабельной группировки, и, в особенности, авиационной ударной группы (АУГ), которая располагает палубными боевыми самолетами.

По данным китайских источников, СМ-400AKG – это сверхзвуковая твердотопливная ПКР, обладающая возможностью выполнения полета на  максимальную дальность со скоростью более 2 МАХа. На конечном участке полета данная ракета способна развивать скорость до 4 МАХа (по другим данным до 5,5) и активно маневрировать, что критически важно для преодоления существующих и перспективных рубежей корабельной противовоздушной/противоракетной обороны.

К основным позитивным моментам данной ракеты относят ее привлекательную стоимость и возможность установки нескольких блоков наведения. Некоторые китайские специалисты называют СМ-400AKG упрощенной версией российской Х-47М «Кинжал».

Основным минусом  сверхзвуковой скорости полета является уменьшение дальности, т.е. самолету, который является носителем данной ПКР придется приблизится к цели на удаление менее 400 км, т.е. любой истребитель JF-17 с ПКР CM-400AKG станет целью для палубных истребителей вероятного противника.

В таких условиях пакистанским военным  необходима новая противокорабельная ракета, которая будет обладать большей дальностью пуска, чем указанные выше ПКР C-802A и СМ-402AKG, но при этом она должна обеспечивать нанесение серьезного ущерба надводным кораблям вероятного противника.

Анализ продукции оборонно-промышленного комплекса КНР показывает, что китайские конструкторы ракетного вооружения еще к 2012 г. создали двухрежимную противокорабельную ракету под условным обозначением «Инцзи-100», которая изначально была предназначена для установки на стратегические бомбардировщики серии «Хун-6» ВВС и морской авиации ВМС НОАК.

При разработке «Инцзи-100» китайские конструкторы и инженеры использовали всю доступную информацию по аналогичным американским и российским боеприпасам с дальностью пуска более 500 км. Обозреватели китайских специализированных военно-технических изданий отмечают, что ОПК США и СССР первыми стали создавать ПКР с дальностью пуска более 500 км и на протяжении нескольких десятилетий их изделия оставались вне конкуренции.

В отношении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по ПКР «Инцзи-100» известно, что в них принимали участие специалисты 4-ого НИИ Китайской аэрокосмической научно-промышленной корпорации, а также сотрудники НИИ ВМС НОАК и НИИ бортовой электроники «Морской орел».

Основную часть проектных и исследовательских работ провели в период с 2001 по 2010 гг. Опытные и испытательные пуски были проведены в период с 2010 по 2012 гг.  Серийный выпуск рассматриваемых ПКР обеспечивают заводы, подчиненные 601-ому и 611-ому НИИ – расположены в г.Шэньян (пров.Ляонин) и г.Чэнду (пров.Сычуань).

Данная ракета при длине 8,3 м, диаметре 0,68 м и стартовой массе 2500 кг оснащена боевой частью полупроникающего бронебойного типа массой 500 кг и предназначена для поражения крупных надводных кораблей водоизмещением 6000 тонн и более, т.е. позволит пакистанским военным бороться с авианосными ударными группировками вероятного противника. Реактивный двигатель «Инцзи-100» позволяет данной ракете на дозвуковой скорости – 0,85 МАХа и преодолевать от 550 до 650 км. При такой дальности  ПКР позволяет китайским военным закрыть «пропуск» между классической крылатой дозвуковой ПКР С-602 и баллистической ПКР с маневрирующей сверхзвуковой боевой частью «Восточный ветер-21Д»

По предположениям китайских аналитиков, рассматриваемая ПКР обладает максимальной дальностью пуска 800 км, а на конечном участке полета развивает скорость до 2,5 МАХа. Следует отметить, что при такой дальности самолет-носитель рассматриваемой ПКР способен безопасно выполнить пуск по цели – т.е. окажется вне зоны действия палубных/морских истребителей. Кроме того, система активного маневрирования ракеты обеспечит ей преодоление рубежей корабельной ПВО/ПРО.

В отношении системы наведения ПКР «Инцзи-100» известно, что навигацию на основном участке полета обеспечивает инерциальный модуль, а активная радиолокационная головная часть наведения выполняет поиск надводной цели на конечном участке полета (на удалении 50 км. от цели).

При всех положительных свойствах ПКР «Инцзи-100» представляется необходимым выделить и проблемные моменты, с которыми ВВС Пакистана однозначно столкнутся в случае принятия такого боеприпаса на вооружение.

Во-первых, фюзеляжи истребителей JF-17, в номенклатуру авиационных средств поражения которых будет включена данная ПКР, будут усилены, поскольку большая масса ракеты и ее массогабаритные характеристики изначально были рассчитаны из условия размещения под крылом стратегического бомбардировщика. Кроме того, китайским и пакистанским техническим специалистам предстоит разработать адекватный пусковой механизм.

Во-вторых, ВС Пакистана в настоящее время не располагают береговыми РЛС, способными обнаруживать крупноразмерные надводные цели на дальности более 500 км и принимать их на сопровождение на дальности 400 км и более, т.е. пилоты истребителей JF-17 не будут располагать данными предварительной разведки надводной обстановки – т.е. вынуждены действовать в невыгодных для себя условиях. В настоящее время единственный вариант решения данной проблемы – применение самолетов ДРДиН ZDK-03.

В-третьих, даже при наличии соответствующих береговых РЛС для обеспечения контроля пуска и поражения надводной цели или для координации массированного единовременного или последовательных пусков рассматриваемых ПКР необходимы космические аппараты оптико-электронной и радиолокационной разведки океанской зоны. Также существует необходимость в спутниках-ретрансляторах, которые позволят создать резервный канал управления действиями эскадрилий на значительном удалении от берега

В-четвертых, для обеспечения эффективного удара по корабельной группировке или по АУГ ВМС вероятного противника необходимо задействовать не менее 24 истребителей JF-17 из расчета один самолет —  ПКР «Инцзи-100». Подобные математические имитационные вычисления осуществили сотрудники НИИ ВМС НОАК еще на стадии разработки рассматриваемых ракет с условием, что для поражения боевого корабля водоизмещением 6000 тонн необходимо две ракеты, а для удара по авианосцу водоизмещением 60000 тонн не менее пяти ПКР. Вполне естественно, что при расчетах были приняты результативные меры корабельной ПВО/ПРО.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что  предприятия ОПК КНР не могут явно нарушать требования международных документов о контроле за распространением технологий ракетного вооружения, а, значит, придется в режиме секретности передавать образцы ракет и производственную линию для создания видимости, что пакистанские специалисты «самостоятельно» создали новый боеприпас.

52.32MB | MySQL:103 | 0,972sec