О роли США в обеспечении безопасности в Афганистане

Освещение обстановки в Афганистане со стороны СМИ в последнее время было сосредоточено на возможности положить конец продолжающемуся в стране насилию посредством проведения переговоров между правящими силами Афганистана, движением «Талибан» и США. Однако, как отмечают американские эксперты и правительственные чиновники, международные мероприятия по оказанию Афганистану помощи в сфере безопасности, вероятно, будут продолжаться, даже если будет достигнуто мирное соглашение. «Мы не обрубаем (связи) и не убегаем» из Афганистана, – отметил специальный представитель Госдепа США по примирению в Афганистане Залмай Халилзад в ходе публичного выступления 11 июля в Вашингтоне. «Мы не ищем соглашения о выводе сил… мы стремимся к долгосрочным отношениям и партнерству с Афганистаном», — добавил он. С тех пор как Соединенные Штаты ввели войска в Афганистан в 2001 году, чтобы свергнуть режим талибов по причине укрытия ими террористов «Аль-Каиды» (запрещена в России), важнейшей составляющей этого партнерства было оказание помощи афганскому правительству в сфере безопасности. Высшее военное руководство США также утверждает, что продолжение взаимодействия имеет жизненно важное значение. Представители Центрального командования США обратились к Конгрессу с заявлением, что без международной поддержки Афганские национальные силы обороны и безопасности (АНСОБ) не смогут обеспечить себе безопасность. В июле 2019 года генерал Марк Милли в ходе собственного слушания по утверждению в должности председателя Комитета начальников штабов (КНШ) Вооруженных сил США заявил, что «преждевременный вывод [ВС США из Афганистана – Л.А.] будет стратегической ошибкой».

На протяжении более 17 лет Соединенные Штаты, другие страны-члены НАТО и несколько стран-партнеров оказывали поддержку в развитии афганского военного и полицейского потенциала, с помощью которого государство сможет обеспечить безопасность афганского народа и стать союзником в глобальной войне против терроризма. Десятки американских и международных организаций и силовых структур оказали правительству Афганистана финансовую поддержку, а также отправили в страну гражданских и военных советников. Разделение обязанностей, по понятным причинам, происходило между странами-членами блока НАТО, а также между различными служебными ветвями и департаментами внутри каждого из государств; зоны ответственности были распределены по функциям, задачам, местам дислокации, надзорным обязанностям и результатам. В опубликованном в июне 2019 года отчете SIGAR «Разделенная ответственность: уроки, извлеченные из помощи, оказанной США Афганистану в сфере безопасности» (Divided Responsibility: Lessons from U.S. Security Sector Assistance in Afghanistan), было установлено, что подобное разделение часто создает напряженность как в единстве командования, так и в единстве усилий. Например, в то время как командующий войсками США/НАТО в Афганистане в значительной степени ответственен за восстановление АНСОБ, он не имеет прямой власти над гражданскими субъектами, действующими в посольствах, от лица Европейского союза и других международных организаций, которые также принимают участие в данных мероприятиях. Кроме того, у командующего нет абсолютных полномочий диктовать точные методы и действия, которые каждая страна НАТО должна использовать при обучении, консультировании или оказании помощи АНСОБ и другим силовым ведомствам Афганистана. Данные проблемы в итоге препятствовали стандартизации программ содействия безопасности, в результате чего не удалось оптимизировать значительный вклад международного сообщества в обеспечение безопасности в Афганистане.

Даже в рамках мероприятий, проводимых США, ни один орган исполнительной власти или силовая структура не были назначены единолично ответственными за разработку планов ключевых мероприятий в рамках миссии. Например, Сухопутные войска ВС США никогда не наделялись ответственностью за развитие боевых возможностей Афганской национальной армии (АНА). Военным службам и органам исполнительной власти США, скорее, давались указания о развертывании личного состава, ответственного за консультирование и проведение мероприятий по оказанию помощи в сфере безопасности на протяжении года или меньшего срока. Участникам данных мероприятий, выполняющим роль консультантов,  зачастую не хватало необходимого опыта, а подготовка перед развертыванием проводилась в недостаточной мере. После возвращения из миссии, большинство консультантов принимали решение строить карьеру в областях, не связанных с работой в сфере безопасности или Афганистаном. Анализируя данные факты, мы можем полагать, что в результате такого подхода Соединенные Штаты и международное сообщество не смогли в полной мере реализовать всеобъемлющий многолетний план проведения мероприятий по обеспечению безопасности в Афганистане, что представляет собой ценный пример для изучения того, как Соединенные Штаты участвуют в мероприятиях по обеспечению безопасности в рамках международной коалиции, в частности, в сочетании с проводимыми ими масштабными боевыми действиями.

 

Источники:

https://www.rferl.org/a/envoy-us-not-cutting-and-running-from-afghanistan/30051289.html

https://thehill.com/policy/defense/452653-trump-joint-chiefs-pick-early-afghanistan-withdrawal-would-be-strategic

SIGAR, Divided Responsibility: Lessons from U.S. Security Sector Assistance Efforts in Afghanistan, SIGAR-19-39-LL, 6/2019

52.19MB | MySQL:103 | 0,471sec