Начало нового этапа в военном противостоянии Ирана и Израиля?

После фактического завершения гражданской войны в Сирии Ирану при активной поддержке России удалось, несмотря на активное сопротивление Израиля, сделать свое военное присутствие в Сирии постоянным. Тем не менее, до достижения поставленной военно-политическим руководством Ирана цели – создания сухопутного моста между Ираном и Средиземным морем – пока далеко. Иран фактически уже контролирует большую часть Ирака при помощи местных шиитских военных формирований, опирающихся на поддержку шиитского населения, преобладающего на юге и в центре Ирака и имеющего решающее влияние на нынешнее иракское правительство. Расположенный на побережье Средиземного моря Ливан практически целиком входит в сферу иранского влияния, благодаря однозначному и многолетнему доминированию в этой многоконфессиональной стране шиитской организации «Хизбалла», сумевшей при активной иранской поддержке превратить свои вооруженные формирования в весьма серьезную военную силу.

Однако в Сирии иранское военное присутствие ограничено. Собственно иранских военных контингентов в этой стане немного. С одной стороны шиитского населения в этом арабском государстве мало. С другой стороны Израиль открыто декларировал, что он не допустит закрепления иранского военного присутствия на территории Сирии, непосредственно граничащей с еврейским государством являющейся своего рода «недостроенным пролетом» в сухопутному мосте между Ираном и Средиземном морем, о котором мечтает руководство Исламской Республики. ЦАХАЛ неоднократно наносил тяжелые удары по иранским военным объектам в Сирии, и он не намерен их прекращать, несмотря на протесты и угрозы, раздающиеся по этому поводу со стороны сирийского правительства, а иногда – и со стороны России.

В этих условиях Иран предпочитает действовать на территории Сирии при посредстве контролируемых и финансируемых им шиитских милиций. Помимо ливанской «Хизбаллы», имеются три основные шиитские милиции, действующие сейчас под эгидой Ирана в Сирии. Все он не сирийские. Это:

  1. Иракская «Аль-Нуджбаа»
  2. Афганская «Фатимаюн», состоящая главным образом из этнических афганских хазарейцев.
  3. Пакистанская «Вахазинбаюн».

Стоит обратить внимание на тот факт, что боевики «Фатимаюна» и «Вахазинбаюна» вербуются в государствах с суннитским большинством, враждебным к Ирану. Это возможно, благодаря слабому контролю местных правительств над отдельными районами соответствующих государств или даже полному отсутствию такового. Слабый контроль сирийского правительства над большей частью своей территории и его зависимость от Ирана помогает последнему размещать боевиков этих шиитских милиций, а также «Хизбаллы» в различных районах Сирии, в том числе в районах, примыкающих к границе с Израилем, где они в перспективе должны стать основой постоянного нового фронта против еврейского государства, уничтожение которого является одной из декларируемых целей Исламской Республики.

Как уже было сказано, шиитские боевики в Сирии – чужаки. Они не могут опираться на поддержку местного шиитского населения из-за крайней малочисленности последнего. Афганцы и пакистанцы к тому же, как правило, не говорят по-арабски. Это усиливает их зависимость от иранцев.

Использование для военного противостояния с еврейским государством иностранных шиитских милиций позволяет иранскому руководству существенно сократить собственно иранские потери. Значительную, если не основную часть тех, кто гибнет в последние месяцы в результате участившихся ударов ЦАХАЛа (зачастую ЦАХАЛ не берет на себя официально ответственности за эти удары) по иранским военным объектам в Сирии и Ираке, составляют именно боевики ливанских, иракских, афганских и пакистанских шиитских милиций. Таким образом, иранских военнослужащих гибнет меньше, что несколько ослабляет давление иранского общества на власти.

А военное противостояние Ирана с Израилем, несмотря на отсутствие на данном этапе полномасштабной войны между ними, стало за последнее время практически повседневным явлением. Так, например, шиитские милиции, находящие под непосредственным командованием иранского генерала Касема Сулеймани, командующего спецподразделением  «Аль-Кудс» Корпуса стражей исламской революции (КСИР), выпустили рано утром 9 сентября ракеты иранского производства «Залзаль-2» класса «земля – земля» по укрепленным пунктам ЦАХАЛа, расположенным  на горе Хермон. Эти ракеты не поразили целей, а упали на сирийской территории. Можно было бы вообще проигнорировать данный инцидент, однако не исключено, что именно он станет началом нового этапа в противостоянии Израиля и Ирана.

Дело в том, что этот неудачный ракетный обстрел позиций ЦАХАЛа произошел вскоре после того, как той же ночью неопознанные (по сообщениям зарубежных источников, израильские) самолеты атаковали базы «Аль-Кудс», «Хизбаллы» и союзных им шиитских милиций, расположенные рядом с сирийским городком Абу-Камаль, неподалеку от сирийско-иракской границы. Согласно сообщениям источников сирийской оппозиции, в результате этого налета был убит 21 человек – иранские военнослужащие,  боевики «Хизбаллы» и других связанных с Ираном шиитских милиций. Спутниковые снимки показали, что база подверглась тяжелейшим разрушениям.

Военные комментаторы ряда израильских СМИ высказали в связи с неудачным обстрелом позиций ЦАХАЛа на Хермоне оценки, согласно которым речь идет об изменении иранской политики. Отныне иранцы намерены незамедлительно реагировать на любые приписываемые ЦАХАЛу атаки на иранские военные объекты. При этом ответные удары будут наноситься совсем не обязательно самими иранцами. Для этого генерал Касем Сулеймани намерен использовать боевиков упомянутых шиитских милицией, самой боеспособной из которых является ливанская «Хизбалла», и также связанных с Ираном, благодаря щедрой финансовой поддержке со стороны последнего, суннитских боевиков сектора Газа – ХАМАСа и особенно «Исламского джихада».

Согласно сообщениям израильских источников, еще 23 августа генерал Касем Сулеймани, командующий иранским КСИР генерал Хусейн Салами и лидер «Хизбаллы» шейх Хасан Насралла провели в Бейруте тайный военный совет, в ходе которого было принято решение о новой политике по отношению к приписываемым ЦАХАЛу атакам. Видимо первыми попытками ее проведения стали осуществленный «Хизбаллой» 1 сентября обстрел противотанковыми ракетами израильской армейской машины скорой помощи около мошава Авивим (неудачный), после которого последовали массированные удары ЦАХАЛа по ливанской территории, и запуске ХАМАСом 7 сентября вооруженного беспилотного летательного аппарата против израильского патруля, двигавшегося у пограничного забора, отделяющего сектор Газа от суверенной территории Государства Израиль. Эта атака тоже была безуспешной.

Очевидно, что высшее военно-политическое руководство еврейского государства не заинтересовано на данном этапе в начале полномасштабной войны с Ираном. Однако в случае, если бы иранские ракеты «Залзаль-2» поразили бы свои цели на горе Хермон, надо полагать, что это незамедлительно привело бы к серьезному военному обострению. Но тот факт, что они упали на сирийской территории, позволил высшему военно-политическому руководству Израиля воздержаться от тяжелого ответного удара и тем отложил широкомасштабное военное столкновение между Израилем с одной стороны и Ираном и его союзникам с другой на неопределенный срок. Тем не менее, рано или поздно такой взрыв произойдет. В таком случае возможны два варианта развития событий:

  1. Война на истощение, то есть постоянный и продолжительный обмен ударами без начала полномасштабной войны.
  2. Широкомасштабный военный конфликт.

О том, что ничего ее не закончилось и начало полномасштабной войны остается реальной возможностью свидетельствует тот факт, что уже поздним вечером 9 сентября последовало продолжение: иракские СМИ сообщили о том, что неопознанные (вероятно, израильские) беспилотные летательные аппараты атаковали базу проиранской шиитской милиции «Аль-Хашед аш-Шааби» рядом с городком Хит в провинции Анбар на западе страны, на шоссе, ведущем к границе с Сирией. Как было сообщено бомбардировке подверглось склады оружия и боеприпасов. Конкретно об убитых и раненных сообщено не было, но к подвергшейся атаке базе прибыли несколько машин скорой помощи. Можно предположить, что речь идет об израильском ответе на неудачную попытку обстрела позиций ЦАХАЛа на Хермоне. Таким образом, при желании можно утверждать, что война на истощение уже началась.

52.25MB | MySQL:103 | 0,498sec