О развитии туристического сектора в Саудовской Аравии

Согласно подсчетам Всемирного Совета по туризму и путешествиям (WTTC), вклад туристической отрасли в ВВП Саудовской Аравии по итогам 2018 года составил 9 % ВВП, или 65 млрд долл. США. При этом упомянутые данные включают выручку как от оказания услуг посетителям страны из числа иностранцев, так и гражданам королевства, доля которых значительна. По некоторым оценкам, затраты зарубежных гостей формируют лишь 2 % ВВП. Количество рабочих мест, предоставляемым за счет сектора, оценивается в 1,1 млн, или 8,5 % от общего показателя страны.

Основной вклад в развитие отрасли вносит религиозный туризм. Согласно данным Генерального бюро статистики Саудовской Аравии, по итогам 2017 года общее количество паломников, посетивших места ритуальных обрядов в целях совершения хаджа и умры, составило 19 079 306 человек, в том числе 12 547 232 – граждане королевства (65,8 %), а 6 532 074 – иностранцы (34,2 %). Более 90 % зарубежных паломников используют воздушный транспорт, а именно аэропорты в Джидде и в Медине. Остальные виды туризма (курорты, медицинский туризм, молодежный, детский отдых и т.д.) развиты крайне слабо и вносят незначительный вклад. Основной поток иностранных туристов представлен выходцами из мусульманских государств или регионов, населенных преимущественно мусульманами (например, некоторые штаты Индии).

В последние годы расширение туристического сектора указывается в числе приоритетных направлений дальнейшего экономического развития страны. Это связано с позицией руководства королевства, которое провозгласило своей целью снижение зависимости от экспорта нефти за счет диверсификации экономики путем развития альтернативных отраслей. Официально заявлено о намерении обеспечить к 2030 году ежегодный приезд 30 млн туристов из-за рубежа, что обеспечит стране место в 5-ке ведущих туристических направлений мира, доход в объеме 100 млрд долл. США и создание нескольких миллионов рабочих мест.

Кроме того, чиновники указывают, что ввиду недостаточного развития инфраструктуры досуга, развлечений, спорта и отдыха внутри страны ежегодные траты на соответствующие услуги, осуществляемые подданными королевства за границей, достигают 26 млрд долл. США. В числе провозглашенных целей, связанных с развитием туризма, указывается и необходимость создания условий для того, чтобы большая часть упомянутых услуг приобреталось на внутреннем рынке, что будет способствовать экономическому развитию страны. В-частности, это является основной задачей, возлагаемой на грандиозный проект «Киддия».

Развитию туризма, не связанного с религиозными обрядами, мешали прежде всего некоторые традиции, сложившиеся в обществе, а также государственная политика, которая в некоторой степени способствовала изоляции страны. Кроме того, наличие стабильного источника доходов от экспорта углеводородов обуславливало отсутствие острой необходимости в расширении этого сектора.

В последние годы взгляды на пути обеспечения дальнейшего экономического роста в королевстве существенно деформировались. В какой-то степени, можно утверждать о том, что власти частично изменили философию дальнейшего развития страны.

Следует отметить, что заявления о намерениях снизить зависимость от экспорта энергоносителей звучат из уст высокопоставленных чиновников королевства еще с 1970-х гг., при этом практическая работа в этом направлении велась ограниченными темпами. Однако государственная политика в отношении туризма в последние годы указывает на то, что руководство Саудовской Аравии решило активизировать свои усилия в этом направлении и уже приступает к практической реализации некоторых идей. Это обусловлено в том числе и политическими причинами, а именно необходимостью для наследного принца Мухаммеда бен Сальмана доказать способность проводить масштабные реформы в стране. Туризм также является одной из доступных возможностей по диверсификации национальной экономики, а его преимущества очевидны. Привлекательности способствует успех в развитии туристического сектора в соседних ОАЭ.

Как уже сказано выше, провозглашены амбициозные цели, связанные с туризмом. В некоторых СМИ эти цели именуются как «революция в отрасли».

Оптимизму способствует наличие относительно ряда благоприятных условий в Саудовской Аравии:

— мощный финансовый ресурс у государства, который поспособствует привлечению внешних технических и кадровых инвестиций, а также предоставляет возможность привлечения передовых мировых компаний к участию в развитии сектора;

— наличие спроса на услуги предприятий туристической индустрии со стороны саудовских граждан в условиях отсутствия соответствующего предложения на внутреннем рынке. То есть, развитие сектора может быть простимулировано не только за счет зарубежных гостей, но и за счет собственных граждан, особенно молодежи, причем население платежеспособно и, в отличие от других стран Персидского залива, его численность существенно выше;

— климатические и географические условия, а именно выход к Красному морю и Персидскому заливу, что может поспособствовать развитию направления по предоставлению услуг в сфере пляжного отдыха;

— наличие исторических достопримечательностей и регулярное проведение традиционных массовых мероприятий, представляющие интерес для потенциальных посетителей стран; количество достопримечательностей немногочисленно, но более разнообразно по сравнению с Катаром, ОАЭ, Кувейтом или Бахрейном;

— возможность использования опыта и привлечения соответствующих специалистов как из ОАЭ, Египта и Иордании, так и из западных стран для организации туризма, создания инфраструктуры, производства и импорта сувенирной и ремесленной продукции;

— уникальная возможность, обусловленная географическим расположением, для кооперации и интеграции в сфере туризма как со странами Персидского залива (ОАЭ, Оман, Катар, Бахрейн, Кувейт), так и с государствами, расположенными на берегу Красного моря (Египет, Иордания, Джибути, Израиль).

К основным препятствиям для расширения туризма в Саудовской Аравии следует отнести:

— отсутствие практического опыта, нормативной базы, дефицит инфраструктуры, культурно-исторических памятников;

— относительно короткие сроки, поставленные руководством страны, для развития отрасли, что обуславливает необходимость решать задачи в ускоренном режиме и таким образом может негативно отразиться на качестве их исполнения. Кроме того, некоторые направления придется создавать с нуля, что увеличивает стоимость инвестиций на фоне отсутствия гарантии успеха;

— консервативные настроения, присущие значительной части общества и духовенства, что позволяет сомневаться в поддержке этой идеи со стороны широких народных масс. Но при этом развитие отрасли существенно поспособствует смягчению барьеров между Саудовской Аравией и рядом других государств, что может повлечь за собой расширение культурных, экономических и иных направлений международного сотрудничества;

— вследствие культурных и религиозных особенностей существенно ограничиваются возможности для реализации туристического потенциала. К примеру, заявлено о необходимости установления строгих правил на посещение страны молодыми женщинами, требований к одежде для туристов, в королевстве запрещен алкоголь, не допускается посещение некоторых регионов лицами, не являющимися мусульманами, традиции не допускают нахождение на пляже в купальниках и т.д.;

— проблемы с безопасностью, обусловленные как внутренними (консервативно настроенная часть общества, большое количество фанатов салафизма, в том числе побывавших в горячих точках, угроза терактов), так и внешними (военный конфликт в Йемене и связанная с ним угроза ракетных обстрелов или атак с помощью БПЛА) факторами;

— высокая конкуренция за потенциальных посетителей как со стороны стран Персидского залива (Оман, ОАЭ, Катар), так и со стороны государств, расположенных на берегу Красного моря (Египет, Израиль, Иордания);

— относительная географическая удаленность королевства. Очевидно, что наиболее вероятными направлениями привлечения туристов являются страны ЕС и СНГ, однако с географической точки зрения для граждан этих государств более удобно организовывать свой отдых в Турции, Египте, Израиле.

Упомянутые факторы обуславливают необходимость инвестирования в развитие сектора колоссальных сумм, привлечения иностранных специалистов, широких мер поддержки со стороны государства, в том числе в целях установления привлекательного уровня цен, реформирования национального законодательства, поиска компромисса с представителями духовенства.

Вместе с тем, некоторые практические шаги уже реализуются. Так, наследный принц Мухаммед бен Сальман заявил, что Саудовская Аравия «открыта для бизнесменов, рабочих, инвесторов, людей, посещающих королевство в специальных целях. Теперь наша страна станет открытой и для туристов, но с соблюдением ряда условий». Согласно информации, представленной в газете The Telegraph (Великобритания), рассматриваются возможности снятия ограничений на посещение страны молодыми женщинами (правда, только при условии сопровождения членами семьи), создания туристических зон, где будет разрешено носить открытую одежду, в том числе женщинам, упоминается о возможном рассмотрении снятии запрета на алкоголь, введении безвизового режима при условии посещения иностранными гражданами определенных курортных городов. В настоящее время ряд мер административного характера, направленных на облегчение процедуры получения визы, уже принят. При этом чиновники указывают, что приоритет будет направлен на развитие так называемого семейного и этнографического туризма, нежели на организацию молодежного и развлекательного отдыха. Причем это описывается как потенциальное преимущество перед Бахрейном и ОАЭ, известными своими свободными по региональным меркам подходами к организации туризма.

Основными инвестиционными проектами являются создание туристической зоны на Красном море, развлекательного центра «Киддия», проект «Неом».

Предполагается, что туристическая зона на Красном море будет расположена между городами Умлуж и Эль-Ваджх. Местность характеризуется наличием пляжей, островов, уникальной природой, а в королевской прессе ее нередко именуют «саудовскими Мальдивами». В рамках проекта должны быть построены отели вместимостью более 10 тыс. человек, а также 700 вилл. Реализация первой фазы запланирована на 2019 – 2022 гг., в прессе упоминается, что строительные работы уже начались.  Сооружение инфраструктуры планируется с привлечением иностранных компаний, имеющих опыт в реализации подобных проектов. Однако информация о сумме инвестиций отсутствует. Предполагается, что туристическая зона будет способна привлечь около миллиона посетителей ежегодно после ввода в строй первой очереди в 2022 году.

В 2018 году утвержден план, а в 2019 году началось строительство крупного развлекательного центра в пригороде Эр-Рияда «Киддия». Планируется, что первая фаза будет завершена в 2023 году, после чего упомянутый объект будет обеспечивать работой 17 тыс. человек и привлекать до одного миллиона посетителей ежегодно. В составе развлекательного центра будет создана инфраструктура для отдыха и развлечений в виде аттракционов, парков, спорта, проведения мероприятий в сфере искусства, семейного отдыха и т.д. Предполагается, что некоторые объекты не будут иметь аналогов в мире, а в первые годы основная ставка делается на саудовских туристов, тогда как в последующем центр станет привлекать зарубежных туристов. Как сказано выше, среди основных целей проекта – обеспечить саудовских граждан возможностью организовывать качественный отдых у себя на родине. Подрядчиками и советниками, в том числе в вопросах подготовки кадров, являются американские (из штата Флорида) и европейские компании и учебные заведения. Информация об общей стоимости проекта отсутствует.

В 2019 году было заявлено о намерении начать практическую стадию реализации колоссального проекта «Неом», расположенного вблизи с границей с Иорданией и Египтом. В течение десятилетий сумма инвестиций должна достичь 500 млрд долл. США, при этом часть сооруженных объектов должна быть полностью посвящена развитию туристического сектора. Реализация первой фазы предполагается в период до 2025 года, в рамках нее планируется сооружение жилой недвижимости повышенной комфортности, а также отелей, объектов для отдыха, аэропорта. Суммы инвестиций в рамках первого этапа не разглашаются.

Основным источником финансирования всех упомянутых выше проектов будет являться Фонд государственных инвестиций, который курирует наследный принц Мухаммед бен Сальман. На начальном этапе привлечение частных инвестиций маловероятно, в последующем ожидается расширение участия частного бизнеса, как саудовского, так и зарубежного.

В-целом, благодаря наличию финансовых ресурсов, природному потенциалу, платежеспособности населения и вниманию руководства страны туристическая отрасль в Саудовской Аравии имеет серьезные шансы на успех. Одновременно решаются задачи по привлечению в страну иностранных граждан в целях как притока иностранной валюты и увеличения ВВП, так и улучшения качества жизни для собственных подданных, создания рабочих мест, стимулирования промышленности. Кроме того, туризм будет способствовать преодолению замкнутости и консервативности страны, которые в условиях XXI века уже несут в себе негативный эффект. Вероятно, правительство осознает необходимость этих шагов. Цели привлечь 30 млн иностранных туристов к 2030 году, вероятно, излишне амбициозны, но в условиях Саудовской Аравии даже один миллион иностранных посетителей, не связанных с религиозными обрядами, можно характеризовать как успех.

Вместе с тем, намеченные планы действительно можно назвать революционными, а многие инициативы, возможно, будут противоречить государственной идеологии и традициям, которые складывались десятилетиями. Очевидно, что часть населения и особенно духовенства на первых этапах будут не готовы принять эти нововведения, особенно в первые годы, что существенно препятствует реализации планов. Ввиду этого, способность властей провести необходимые реформы, найти компромисс с представителями всех слоев населения, пересмотреть некоторые принципы и традиции будут являться неким показателем, характеризующим как эффективность работы правительства, так и готовность общества к переменам, которые неизбежно придут в королевство в последующие годы.

62.87MB | MySQL:102 | 0,489sec